'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 4
  4. Научная статья № 24

Просмотры  44 просмотров

Шатилов В.А.

  


РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ И ПОСТРОЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ *

  


Аннотация:
в статья рассматривает вопрос роли государства по противодействию коррупции, а также внедрении и построении антикоррупционного комплаенса, в условиях глобальных экономических санкций   

Ключевые слова:
противодействие коррупции, антикоррупционный комплаенс, коррупционные риски цифровизации   


УДК 34

Шатилов В.А.

слушатель 2-го факультета

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ

И ПОСТРОЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА

В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

 

Аннотация: в статья рассматривает вопрос роли государства по противодействию коррупции, а также внедрении и построении антикоррупционного комплаенса, в условиях глобальных экономических санкций.

 

Ключевые слова: противодействие коррупции, антикоррупционный комплаенс, коррупционные риски цифровизации.

 

В настоящее время Российская Федерация подвергается беспрецедентно жестким и агрессивным санкциям, в условиях когда не далеко от нашей границы ведутся боевые действия, еще не преодолены экономические и социальные последствия ковидной и антиковидной эпопеи. В этой связи особую актуальность приобретает роль государства при внедрении и построении антикоррупционного комплаенса.

Деятельность антикоррупционных органов и подразделений созданных для профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений и исключения конфликта интереса. Такие органы созданы практически во всех государственных органах и компаниях, а также в субъектах российской Федерации.

Задача борьбы с коррупцией как одной из серьезнейших проблем развития любого государства сейчас решается в новых контекстах, национальных интересах и приоритетов. Сформированная нормативная основа противодействия коррупции сейчас показывает свою эффективность в противодействии новым вызовам и динамику развития, что конечно не означает отказ от дальнейшего совершенствования как нормативной базы так и механизмов правоприменения. Новые реалии при реализации антикризисного пакета мер по поддержанию экономики в условиях иностранных санкций, противоэпидемиологические меры, которые реализовывались на протяжении более трех лет естественно требуют корректировки в подходах в практической антикоррупционной работе.

Актуальные вопросы антикоррупционной деятельности на ближайший период включены в Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы. В частности предполагается усовершенствовать механизмы проведения антикоррупционных проверок, расширить возможности руководителей субъектов Российской Федерации, предоставив им право в отдельных случаях направлять запросы по проведению оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении проверок в отношении лиц замещающих государственные должности в субъектах. Повысить статус руководителей региональных антикоррупционных органов, предоставив им полномочия самостоятельно направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы, органы осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество, операторам информационных систем осуществляющих выпуск цифровых активов.

Урегулировать вопросы, связанные с процедурами получения информации о ценных бумагах, от лиц, осуществляющих  профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, информации из каталога кредитных историй, из налоговых органов о наличии счетов. Решить давно назревший вопрос: предусмотреть возложение обязанности соблюдения системы антикоррупционных запретов на лиц, временно исполняющих обязанности по должности связанной с коррупционными рисками. По мере повышения имущественной прозрачности эффективности контрольных инструментов усложняются способы сокрытия незаконного приобретенного имущества, в связи с этим ведется работа по совершенствованию существующих механизмов выявления и изъятия имущества оформленного либо переоформленного на третьих лиц и обращения его в доход государства.

Существенный прорыв и рост применения информационных технологий затронул все сферы общественной и государственной жизни. С одной стороны цифровизация порождает новые коррупционные риски. Цифровые технологии задействуются в механизмах совершения коррупционных деяний, цифровые активы используются для облегчения изъятия и сокрытия средств. Правоохранителями все чаще выявляются случаи взяточничества с использованием цифровой валюты. В профилактических целях цифровые финансовые активы и цифровая валюта, с точки зрения антикоррупционного законодательства приравнены к имуществу подлежащему декларированию. Цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровая валюта, признаны иностранными финансовыми инструментами, и являются объектами владеть и пользоваться, которыми запрещено государственным служащим, включенным в установленный перечень.

Наряду с этим цифровизация мощный фактор противодействия коррупции. Внедрение цифровых технологий в экономические процессы, позволяет существенно снизить коррупционные риски. Минимизируется субъективное участие чиновника в процессе взаимодействия с гражданином, хозяйствующими субъектами, обеспечивается доступность услуг для граждан. Цифровизация это важнейшее направление повышение эффективности деятельности по предупреждению и противодействию коррупционным практикам. Специальное программное обеспечение применяется при декларировании активов, постепенно превращая его в рутинный процесс. Автоматизация процессов сбора, анализа информации проведения проверок позволяет существенно сократить время декларантов и повысить эффективность работы антикоррупционного органа по анализу и проверки предоставленных сведений.

Существенное продвижение вперед предполагает реализация указа Президента Российской Федерации «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон», которым утверждено Положение «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон». Система создана в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности администрации Президента Российской Федерации, иных Федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проведению, с использованием информационно-коммуникационных технологий, анализа и проверок соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. Соответствующие изменения предполагающие использование государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» при направлении запросов и проведении проверок внесены в указы президента Российской Федерации, а государственным органам предписано обеспечить соответствующее информационное взаимодействие с государственной системной. В настоящее время организованно формирование необходимой правовой базы регулирующей вопросы сбора, хранения и обмена данными, обеспечения их защиты и безопасности, ответственного использования данных и соблюдение прав человека при проведении анализа.

Имеются вопросы, требующие осмысления и экспертной проработки. Первое. В виду исторических особенностей формирования массива антикоррупционного законодательства назревает вопрос множественности актов закрепляющих ограничения и запреты. Например, для глав местных администраций, являющихся муниципальными служащими, ограничения и запреты устанавливаются в разрозненном виде в трех Федеральных законах. Такое фрагментарное правовое регулирование не способствует эффективности правоприменения, в связи с чем в Национальном пане противодействия коррупции поставлена задача продолжить систематизацию антикоррупционных стандартов. Второе. Информационные технологии существенно влияют и повышают эффективность антикоррупционной деятельности, но не снижают значение человеческого фактора. Национальный план противодействия коррупции содержит отдельный 12 раздел посвященный повышению эффективности образовательных и иных мероприятий направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов Предусматривается вовлечение в работу различных категорий и самых широких слоев населения путем реализации программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 – 2024 годы. Очень важно кто занимается антикоррупционным обучением.

Не менее важно как проходит процесс обучения. Как и в целом, система образования антикоррупционное образование находится в русле современных тенденций обусловленных процессами, происходящими в мире и обществе. Они предполагают массовый характер и учет особенностей целевых групп обучаемых, непрерывность, практическая значимость обсуждаемых вопросов, взаимосвязь со стоящими стратегическими целями и задачами решаемыми в повседневной деятельности. Приоритетными направления развития преподавания выступают социальная и практическая направленность обучения, помощь в раскрытии творческого и интеллектуального потенциала обучаемых, выявление передового опыта реализации антикоррупционного законодательства, его распространения, расширения форм и методов интерактивного обучения. Третье. Государство предпринимает разноплановые меры по поддержке экономике, экспорта товаров и услуг, участников внешнеэкономической деятельности.

При этом повышение вклада внешнеэкономической деятельности в социально-экономическое развитие страны на фоне не стабильной внешнеполитической обстановки требует дополнительных усилий. Появилось новое направление деятельности – санкционный комплаенс. Бизнесу важно знать какие санкции и в каких странах, на какие страны уже наложены, и какие реальные проблемы стоят за официальными формулировками. Наряду с этим необходимо отметить еще одну угрозу в виде использования антикоррупционной проблематики в целях оказания политического давлении и недобросовестной конкуренции на международном рынке. Принятие рядом государств антикоррупционных  законов обладающих экстерриториальным применением способно оказать значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность.  Российская Федерация выполняет принятые обязательства по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

При этом наблюдается ряд иностранных норм предусматривающих наказание за коррупционные действия преступность которых будут определяться без Российского участия. Учитывая востребованность таких сведений пунктом 37 Национального плана противодействия коррупции предусмотрен ряд мер по повышению информированности Российских участников внешнеэкономической деятельности о рисках применения к ним антикоррупционного законодательства зарубежных стран. В четвертых. Вышесказанное убеждает нас, что предупреждение коррупции в организациях является значимым элементом государственной антикоррупционной политики. Еще один вопрос, который необходимо обсудить это  совершенствование регулирование противодействия коррупции в негосударственном секторе. Учитывая значительный срок введения обязанности организации принимать меры по противодействию коррупции, предусмотренной статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», возможность проанализировать происходящие процессы и обобщить зарубежный опыт, целесообразно рассмотреть возможность дальнейшей детализации антикоррупционных мер.

Определение категории необходимых и обязательных к применению всеми организациями,  прежде всего это личный пример и вовлеченность топ-менеджмента и руководства, требование к сотрудниками не допускать незаконного и неэтичного поведения при взаимодействии с государственными органами, предупреждение коррупции при взаимодействии с деловыми партнерами и так называемых достаточных мер в зависимости от категории и специфики компании, формы собственности, организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности,  размера структуры, географии деятельности, модели управления, специфики внутренних операций организаций и иных особенностей.

Необходимо отметить, что ряд крупных Российский компаний демонстрирует серьезные достижения в области антикоррупционного комплаенса и внедрении мер по противодействию коррупции. Вместе с тем общая готовность бизнеса внедрять антикоррупционных меры пока еще не в полной мере соответствует современным требованиям. Возникает вопрос изменении режима противодействия коррупции в негосударственном секторе и универсализации принципов противодействия коррупции в публичной и частной сфере.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы» // [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» // [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шатилов В.А. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ И ПОСТРОЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 169 - 176. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9584 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9584



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.