'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  42 просмотров

Жиганков Д.В.

  


О ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются некоторые правовые коллизии, возникающие в процессе практической реализации государственной экологической экспертизы техники и технологии (далее – ГЭЭ). В частности, исследуется вопрос срока действия положительного заключения ГЭЭ на использование техники и технологий. Автор акцентирует внимание на практических проблемах, возникающих из-за подобных правовых коллизий, предлагает рекомендации по совершенствованию законодательства по данному вопросу   

Ключевые слова:
государственная экологическая экспертиза, правовое регулирование, правовые коллизии, экспертное заключение, экологическая безопасность   


УДК 504.06:93

Жиганков Д.В.

главный эколог

ООО «Костромской завод котельного оборудования»

(г. Кострома, Россия)

 

О ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые правовые коллизии, возникающие в процессе практической реализации государственной экологической экспертизы техники и технологии (далее – ГЭЭ). В частности, исследуется вопрос срока действия положительного заключения ГЭЭ на использование техники и технологий. Автор акцентирует внимание на практических проблемах, возникающих из-за подобных правовых коллизий, предлагает рекомендации по совершенствованию законодательства по данному вопросу.

 

Ключевые слова: государственная экологическая экспертиза, правовое регулирование, правовые коллизии, экспертное заключение, экологическая безопасность.

 

Государственная экологическая экспертиза – это оценка воздействия на окружающую среду планируемых производственных, строительных, транспортных и иных объектов, а также программ и политик в области экологии и природопользования. Экспертиза проводится с целью определения степени возможного воздействия на окружающую среду и ее компоненты (воздух, воду, почву, биоту), а также для выработки рекомендаций по снижению негативного влияния на окружающую среду и обеспечения устойчивого развития. Экспертиза организуется компетентными органами власти и проводится независимыми экспертами на основании соответствующих законодательных актов.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является важным критерием для принятия решения о строительстве или эксплуатации объекта [2]. Такое заключение говорит о том, что объект соответствует экологическим требованиям и не оказывает негативного влияния на окружающую среду и здоровье людей.

Значение положительного заключения государственной экологической экспертизы заключается в следующем:

  • обеспечение законности строительных проектов и эксплуатации объектов;
  • защита окружающей среды от негативного влияния со стороны производственных и других объектов;
  • установление контрольных механизмов за применением на практике технологий, рекомендованных экспертами;
  • создание условий для экологической стабильности и устойчивого развития региона;
  • уважение интересов населения и экологических организаций в отношении охраны природных ресурсов [1].

На практике даже вынесение положительного заключения в рамках государственной экологической экспертизы не защищает от неблагоприятных последствий в дальнейшем, с которыми может столкнуться организация или предприятие. Виной тому – ряд правовых коллизий и пробелов, актуальных и в настоящее время.

Например, следует упомянуть проблему в отношении сроков действия заключения, на наш взгляд, недостаточно качественно прописанную в ст. 18 ФЗ № 174-ФЗ. Так, к примеру, положительное заключение ГЭЭ на реализацию новой техники или технологии действует в течение определенного срока, как правило 5 лет. Т.е., в течение данного периода времени обязанностью производителя является запуск объекта в серийное производство, однако на практике норма трактуется проверяющими органами несколько иначе. Несмотря на наличие разъяснительных ведомственных актов от уполномоченных органов (в первую очередь, это письма Росприроднадзора и Минприроды России), определяющих, что производство и использование техники и технологии, имеющих положительное заключение ГЭЭ, должно осуществляться вне сроков, установленных данным документом, часто этот момент может трактоваться совершенно иным образом. С точки зрения закона в отношении новой техники и технологии это означает, что подобная деятельность возможна к реализации и далее, если за срок, отведенный на реализацию новой техники и технологии, она запущена в серийное производство. Однако, на практике достаточно распространены ситуации, когда и в административном, и в судебном порядке использование техники, технологии и оборудования за пределами установленного срока признается нарушением законодательства. В дальнейшем это может стать основанием для отзыва лицензии на осуществление профессиональной деятельности. И, в конечном итоге, даже в случае соблюдения производителем пользователем всех установленных норм, результат рассмотрения спорной ситуации по срокам использования техники или технологии в полной мере зависит от позиции регионального уполномоченного органа, т.е., фактически может отличаться в зависимости от территории страны. Аналогично – в отношении судебной практики, где также нет единой установленной системы.

В таких случаях создается ситуация, когда по мнению некоторых региональных контролирующих органов, производитель после окончания срока действия положительного заключения ГЭЭ обязан пройти экспертизу на новую технику и технологию повторно. Однако при этом такая техника или технология не может считаться новой, так как уже запущена в серийное производство на территории РФ, то есть формально с точки зрения профильного закона и здравого смысла не подлежит государственной экологической экспертизе.

Все вышеизложенное негативным образом влияет на экономический статус организации или предприятия, поскольку имеет прямую зависимость с результатами его деятельности. Без конкретной, четкой позиции по технике, оборудованию, технологиям организация не может качественно планировать свою дальнейшую деятельность, равно как и быть полностью уверенной в стабильности функционирования в настоящее время. Поэтому необходимо говорить о том, что положительное или отрицательное решение конкретного проверяющего органа, тем более не обоснованное с правовой точки зрения, может существенным образом сказаться на дальнейшей профессиональной деятельности организации или предприятия, а потому данная проблема требует решения [1].

В данных условиях представляется необходимым ввести соответствующую норму в профильный ФЗ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», разъясняющую правила применения срока действия на ГЭЭ именно техники и технологии, так как со строящимися объектами ГЭЭ таких проблем не возникает – в течение срока действия ГЭЭ объект должен быть построен и введен в эксплуатацию.

Таким образом, подводя итог рассматриваемому вопросу, обозначим следующее.

Действительно, существует недостаточная ясность в отношении срока действия разрешения ГЭЭ техники и технологии, и такая коллизия может возникать в практике. Это может приводить к неопределенности у заинтересованных сторон и неоправданным задержкам в запуске производства.

Введение соответствующей нормы в Закон о ГЭЭ, которая бы разъясняла правила применения срока действия на ГЭЭ техники и технологии, могло бы устранить данную проблему и установить ясные правила для всех участников [2].

Кроме того, важно проводить информационно-разъяснительную работу и обучать специалистов в Росприроднадзоре в регионах, чтобы была общая практика и понимание данного вопроса. Это поможет избежать противоречивой практики и обеспечить прозрачность и законность в процессе экспертизы и лицензирования объектов с использованием такой техники и технологии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрарова, З.Ф. Государственная экологическая экспертиза как инструмент охраны окружающей среды // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 11 (321). – С. 159-166.
  2. Бурматова, О.П. Экологические экспертизы: возможности, проблемы, решения // Вестник НГУЭУ. – 2020. – № 15 (154). – С. 166-174.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жиганков Д.В. О ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 109 - 113. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9577 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9577



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.