'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  115 просмотров

Дроздова Е.А.

  


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме коррупции и методам ее противодействия. Рассматриваются различные аспекты коррупционной преступности, в том числе ее влияние на экономику и общество. Описываются механизмы коррупции, а также способы ее борьбы, включая правовые меры и меры повышения общественного сознания. Автор подчеркивает, что эффективное противодействие коррупции требует комплексного подхода и участия всех слоев общества. Кроме того, необходимо обеспечить транспарентность и открытость деятельности государственных органов, а также укреплять правовую культуру граждан   

Ключевые слова:
коррупция, противодействие коррупции, первичное продуцирование коррупционных отношений, производное продуцирование коррупционных отношений   


УДК 34

Дроздова Е.А.

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ

ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Аннотация: статья посвящена проблеме коррупции и методам ее противодействия. Рассматриваются различные аспекты коррупционной преступности, в том числе ее влияние на экономику и общество. Описываются механизмы коррупции, а также способы ее борьбы, включая правовые меры и меры повышения общественного сознания. Автор подчеркивает, что эффективное противодействие коррупции требует комплексного подхода и участия всех слоев общества. Кроме того, необходимо обеспечить транспарентность и открытость деятельности государственных органов, а также укреплять правовую культуру граждан.

 

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, первичное продуцирование коррупционных отношений, производное продуцирование коррупционных отношений.

 

Тема противодействия коррупционной преступности в органах государственной власти и местного самоуправления является крайне актуальной в современном обществе. Коррупция остается одной из наиболее распространенных форм злоупотребления властью и ресурсами, которая негативно влияет на экономический, социальный и политический развитие страны.

Коррупция приводит к нарушению законности, снижению уровня доверия граждан к государственным органам и власти в целом, ограничению конкуренции на рынке, значительному ущербу для бюджета и смещению приоритетов в развитии экономики [4, с. 10].

В связи с этим противодействие коррупции является главной задачей государственных органов и местных властей, их укрепление и создание эффективной системы предупреждения и борьбы с коррупцией - неотъемлемой частью работы власти.

На протяжении большей части истории, коррупция рассматривалась как личное зло и нравственный порок, который следует пресекать при помощи моральных установок и общественного порицания. Только в последние десятилетия сформировались научные концепции коррупции и ее превентивных мер.

В 20 веке первые научные исследования по коррупции были проведены в области социологии и экономики. В 60-е годы прошлого века коррупция была изучена как социальный феномен, который связан с нарушением правил и норм общественного поведения. В 80-е годы в рамках экономической науки появилось понимание коррупции как экономического явления, которое приводит к искажению рыночных механизмов и негативно влияет на экономический рост [6, с. 47].

Сейчас коррупция рассматривается как сложное явление, которое охватывает экономические, политические и социальные сферы. Коррупция может включать в себя действия представителей власти, бизнеса и гражданского общества, и существенным препятствием для социальной стабильности и экономического развития.

Предупреждение коррупции на сегодняшний день включает в себя использование различных инструментов, таких как правовые механизмы, повышение общественного контроля и прозрачности, улучшение экономических условий и повышение уровня культуры населения. Решение проблемы коррупции требует комплексного подхода, включающего в себя сотрудничество государства, бизнеса и гражданского общества.

Нами были установлены две разновидности коррупционных отношений: первичное и производное продуцирования коррупционных отношений.

Первичное продуцирование коррупционных отношений – это создание условий, при которых появляются возможности для совершения коррупционных действий. Например, если в стране существует слабая правовая система, недостаточный контроль за деятельностью чиновников или высокая степень централизации власти, то это может стимулировать коррупционные действия [7, с. 304].

Производное продуцирование коррупционных отношений – это результат первичного продуцирования, когда уже существующие коррупционные отношения между чиновниками и представителями бизнеса становятся нормой поведения и принятыми в обществе. То есть, когда коррупция становится частью культуры и образа мышления людей [6, с. 52].

Оба эти процесса обусловлены как структурными, так и культурными факторами. Важно отметить, что первичное продуцирование коррупционных отношений может быть предотвращено путем укрепления правовых институтов, повышения эффективности контроля и открытости государственных процессов. В то же время, производное продуцирование требует длительного процесса изменения культурных норм и ценностей общества.

Коррупция является одной из наиболее существенных проблем в современном обществе. Она оказывает негативное влияние на экономическую и политическую сферы, ведет к неравенству и социальной несправедливости. Для борьбы с коррупцией необходимо сбалансированное государственное регулирование, которое включает в себя меры как для публичной, так и для частной сфер.

Среди мер для публичной сферы можно выделить следующие:

  • прозрачность и открытость деятельности государственных органов. Открытая информация об участниках государственных закупок, о размерах бюджетных средств, а также предоставление свободного доступа к этой информации уменьшит вероятность коррупционных схем;
  • усиление ответственности за коррупционные деяния государственных чиновников. Подобные меры будут стимулировать заинтересованность в борьбе с коррупцией и приведут к ее уменьшению;
  • создание системы контроля и надзора за функционированием государственных органов. Введение систем контроля, осуществляемых как со стороны государственных органов, так и со стороны общественных организаций, поможет повысить эффективность борьбы с коррупционными проявлениями в государственной сфере [7, с. 305].

Среди мер для частной сферы можно выделить следующие:

  • разработка этических стандартов и кодексов. Разработка и внедрение этических стандартов и кодексов повысит культуру общества в целом, а также снизит вероятность коррупционных схем в частной сфере;
  • создание системы контроля и надзора за частными компаниями и организациями. Введение систем контроля, осуществляемых как со стороны государства, так и со стороны социальных и экономических партнеров, поможет уменьшить вероятность коррупционных проявлений в частной сфере;
  • поддержка развития малого и среднего бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса, в отличие от больших корпораций, обеспечивает более разнообразное экономическое развитие и уменьшает монопольное влияние отдельных компаний, что также способствует уменьшению коррупционных проявлений [6, с. 48].

Таким образом, сбалансированное государственное регулирование противодействия коррупции включает в себя систему мер для публичной и частной сфер. Только при комплексном подходе к решению этой проблемы, можно получить максимальный эффект.

Отсутствие четко обозначенного круга коррупционных преступлений препятствует эффективной борьбе с коррупцией в обществе. Без четкого определения, какие действия могут быть отнесены к коррупционным преступлениям, правоохранительным органам и антикоррупционным службам трудно доказать вину виновных и привлечь их к ответственности.

Кроме того, отсутствие четкого понимания коррупционной проблемы может привести к ее занижению в общественном сознании, что в свою очередь может усилить ее распространение и укрепить коррупционную культуру в обществе.

Для преодоления этой проблемы необходимо разработать и принять законодательство, который определит коррупционные преступления и установит ответственность за их совершение. Также важно сформировать общественное сознание о том, какие действия могут быть отнесены к коррупционным, и привить уважение к закону и необходимость борьбы с этим явлением.

Система предупреждения коррупционных преступлений не определена как правовая категория и практически не разработана как доктринальное понятие. Однако, это важная тема в современном обществе, так как коррупция остается серьезной проблемой в большинстве стран мира [5, с. 75].

Система предупреждения коррупционных преступлений должна включать в себя комплекс мер, направленных на предотвращение коррупции и создание условий для её несостоятельности. Важное значение имеют такие факторы, как повышение этических и моральных стандартов, улучшение законодательства, усиление контроля и надзора, сокращение бюрократических процедур, повышение прозрачности и ответственности органов власти, налаживание функционирования правового государства, а также обеспечение доступности правосудия и национальной безопасности.

Целесообразно разработать комплекс программ, направленных на просветительскую работу и формирование осознанности граждан на предотвращение и борьбу с коррупцией. Необходимо внести изменения в научное и правовое положение, в исследовательскую практику, судебную практику и опережающие методы предотвращения коррупционных преступлений.

Таким образом, система предупреждения коррупционных преступлений необходима как стратегический подход к решению проблемы коррупции в обществе. В ее рамках должны быть предусмотрены многосторонние меры, направленные на изменение менталитета, улучшение законодательства, усиление мониторинга и контроля, а также содействие общественной активности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с изм. от 06.11.2022) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О противодействии коррупции» // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228
  3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собр. законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609
  4. Быстрова К. Ю. Коррупция в России: сущность и конституционные основы противодействия // Новый юридический вестник. 2022. № 3(36). С. 10-13.
  5. Вородюхин С. Е. Пути совершенствования мер, направленных на противодействие коррупции на современном этапе развития России // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 74-78.
  6. Иванова Е. Д. Мировой опыт противодействия коррупции в сферах юстиции и исполнения наказаний, возможности его применения в России // Правовая позиция. 2022. № 3(27). С. 47-52.
  7. Карасев, Д. В. Панькин С. И. Международный опыт противодействия коррупции в свете поправок в конституцию Россойской Федерации // Уральский филиал Финуниверситета. – М.: Издательство. «Перо» 2022. С. 304-307.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дроздова Е.А. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 102 - 108. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9576 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9576



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.