'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 4
  4. Научная статья № 8

Просмотры  46 просмотров

Подлубный Ю.А.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КАТЕГОРИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается психолого-педагогические основания категории «образовательное пространство». В современной педагогической теории недостаточно представлены методологические основания для понимания многомерности, многослойности педагогических феноменов, актуализированных новой социальной практикой. Одним из таких явлений, нуждающихся в научном обосновании, является образовательное пространство   

Ключевые слова:
образовательное пространство, единое образовательное пространство, образовательная система, учебный процесс   


УДК 37

Подлубный Ю.А.

выпускник исторического факультета

Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

КАТЕГОРИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»:

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается психолого-педагогические основания категории «образовательное пространство». В современной педагогической теории недостаточно представлены методологические основания для понимания многомерности, многослойности педагогических феноменов, актуализированных новой социальной практикой. Одним из таких явлений, нуждающихся в научном обосновании, является образовательное пространство.

 

Ключевые слова: образовательное пространство, единое образовательное пространство, образовательная система, учебный процесс.

 

Образовательное учреждение это особое культурное пространство и структурно-содержательный компонент пространства культуры более высокого уровня. Первый структурный компонент образовательного пространства вуза - это пространство знаний. Оно определяется уровнем, потенциалом, характером содержанием знаний, реально предлагаемых студентам и отражающих состояние науки в целом и транслируемых через специальные образовательные (учебные) программы. Специфика пространства знаний состоит в оптимальном сочетании фундаментальных и прикладных знаний, позволяющих формировать и мировоззрение будущего специалиста, его культурный и научный кругозор, и то же время готовность к практической деятельности. Главным в данном случае является понимание того, что высшее или среднее специальное профессиональное образовательное учреждение является не только частью культурного пространства общества, но и само выступает как особое культурное пространство, определяемое содержанием, определенным образом интегрируемых, транслируемых и осваиваемых знаний, характеризующих культурное пространство общества.

Особый характер имеет дугой компонент - пространство культуры отношений в образовательном учреждении, представленное многопланово и многоярусно. Это пространство культуры отношений профессорско-преподавательского состава между собой, определяемое особой присущей данному социальному слою, профессиональной этикой общения с коллегами; отношения преподавательский корпус - студенчество как взаимодействие двух коллективных субъектов педагогического процесса; взаимодействие педагога и студента на личном уровне, что в значительной степени определяется личными качествами и установками каждого преподавателя; взаимодействие студентов между собой, определяющееся особой субкультурой. Все эти отношения в определенной степени опосредуются и воздействием других компонентов образовательного пространства образовательного учреждения - администрации, общественных организаций.

В современной педагогике и психологии ключевым понятием является «образовательное пространство». Оно охватывает не только физическое пространство учебного заведения, где учащиеся получают знания, но и социальное, психологическое и эмоциональное окружение, которое формирует условия для обучения и развития детей и молодежи.

Историография термина «образовательное пространство» начинается с работ посвященных трансформации педагогического пространства и его социально-психологическим аспектам. Одним из ранних исследователей стал Джон Дьюи, который акцентировал внимание на значении контекста в образовательном процессе. В своей работе «Опыт и воспитание» он отметил, что условия учения и воспитания, а также связь с реальной жизнью, имеют огромное значение для эффективного образования.

В дальнейшем, понятие «образовательное пространство» продолжили разрабатывать другие психологи и педагоги. Так, Лев Семёнович Выготский выделил понятие «зону ближайшего развития», отметив, что успешное обучение достигается только при условии соответствия заданиям зоны ближайшего развития ребенка. Важным моментом в работе Выготского является осознание роли социального окружения в обучении.

В 1960-70 годах в психологии и педагогике возникла концепция «социокультурного педагогического пространства». Эта концепция подразумевает, что образование не может ограничиваться только учебным процессом, оно должно быть включено во все сферы жизни учащихся. Социокультурное пространство открывает возможности для социализации, взаимодействия и развития личности.

В начале XXI века актуальность проблемы определения образовательного пространства лишь усилилась. Вместе с развитием технологий и появлением дистанционного обучения стало ясно, что понятие «образовательное пространство» не сводится только к школьным классам и учебным корпусам. Оно охватывает целый ряд факторов, таких как использование информационных технологий, создание комфортных условий для обучения и развития учащихся, а также обеспечение их безопасности и эмоционального благополучия.

Таким образом, в педагогической науке отсутствует единство точек зрения о понятии «пространство». Множественность описания единого образовательного пространства дает возможность представления его как сложной многоуровневой системы, включающей экономический, политический, идеологический, социально-культурный, правовой, информационный, собственно педагогический (содержательный), научнометодический уровни. Выпадение какого-либо уровня будет сказываться на обеспечении других уровней, и влиять на целостность образовательного пространства.

Анализируя современные научные подходы к применению термина «пространство» в отечественной педагогике можно согласиться с М. Я. Виленским и Е. В. Мещеряковой, которые выделили две тенденции педагогических исследований по данной проблеме. Во-первых, это рассмотрение педагогических явлений в рамках единого образовательного пространства. Во-вторых, выделение и изучение отдельных подпространств - социального, дидактического, воспитательного, индивидуального и других.

Образовательное пространство представляет собой набор условий и факторов, тем или иным образом связанных между собой и оказывающих влияние на образование человека. Это пространство может существовать как некая абстрактная система независимо от обучающегося. Оно характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие.

Образовательное пространство имеет достаточно сложно устроенную иерархию, пирамиду пространств. В нем можно выделить ряд уровней, известных в педагогической литературе под различными определениями: 

  • ведущим основанием для образовательного пространства выступает территориальная составляющая пространства: глобальное образовательное пространство, образовательное пространство страны, региональное образовательное пространство, городское образовательное пространство, районное образовательное пространство и так далее
  • ведущим основанием для образовательного пространства по мнению В. М. Онищика является макро-, мезо- и микро уровни. На макроуровне - это единое мировое образовательное пространство. На мезоуровне - образовательное пространство страны, региона, города, образовательного учреждения. На микроуровне - это образовательное пространство личности;
  • ведущим основанием для структурирования образовательного пространства, по мнению

Э.К. Самерхановой разработана технологическая модель организации единого образовательного пространства, включающая шесть функциональных уровней:

  • аксиологический уровень, отражающий стратегические ценностные установки, положенные в основу организации единого образовательного пространства учебного заведения, которые аккумулируются, синтезируются в цели обучения;
  • личностный уровень, который отражает направленность обучения на личностное саморазвитие обучающихся, основанную на понимании человека как уникальной, духовно-природной, саморазвивающейся системы;
  • содержательный (семантический) уровень, представляющий предметное поле познания, которое характеризуется преобразованием предметно-тематической конструкции содержания обучения в системно-деятельностную;
  • коммуникативный уровень, характеризующийся целесообразно построенной системой отношений между всеми участниками процесса обучения, которая выполняет функцию внешнего механизма саморазвития;
  • организационно-технологический уровень, который характеризует собой все развивающее пространство, имеющее трехуровневое строение (целевое пространство, поисковое пространство, рефлексивное пространство), и выполняет познавательную и регулятивную функцию;
  • результативный уровень, выражающий конечный результат обучения – непрерывное личностное развитие обучающихся как предпосылка и средство развития познавательных потребностей-способностей.

Идея развития личности воспитанника в образовательном пространстве училища в нашем исследовании заключается в том, что обучающийся рассматривается как носитель активности, индивидуального, субъективного опыта, он стремится к раскрытию, реализации и развертыванию своих внутренних потенциалов (аксиологического, коммуникативного, творческого). Задача преподавателей и воспитателей содержится в том, чтобы, создавая соответствующие педагогические условия, помочь воспитаннику осознать потребность в самосозидании, инициировать активность, устремленность к самосовершенствованию.

В исследовании развития личности воспитанников необходимо сопоставление понятий «образовательное пространство училища», «жизненное пространство личности» и «образовательное пространство личности воспитанника». Под последним мы понимаем часть образовательной среды училища, актуализированной воспитанником, как определенный результат освоения мира, как степень познания и присвоения им его возможностей на основе субъектного опыта. В процессе образования личность не может освоить все культурное и научное пространство современного мира, следовательно, образовательное пространство личности представляет собой часть культурного и научного пространства, в котором происходит формирование целей, проектирование моделей будущей жизни, поиск и обретение смыслов, благодаря «встрече образующего и образующегося». Образовательное пространство училища превращается в предмет и ресурс совместной деятельности педагога и воспитанника.

Малое образовательное пространство (культурологическое) - это образовательная система развивающего типа, организуемая посредством интеграции систематически организованных фрагментов разных учебных (научных) дисциплин.

Большое образовательное пространство (метопространство) - это образовательная система развивающего типа, организуемая посредством синхронизации программ по основным гуманитарным дисциплинам в течение длительного периода времени для целостного воссоздания в учебном процессе определенной национальной культуры. Смысл организации метапространства состоит в создании условий для свободного перевода учебной информации на языки основных учебных гуманитарных дисциплин (истории, литературы, художественной культуры, обществознания).

Организация образовательных пространств определяется принципами: культуросообразности и культурологичности; построения образовательных пространств на предметной основе; генерации культуры в учебной деятельности. В образовательном пространстве учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами поведения в культурозначимой ситуации на основе разнопредметных научных знаний о ней.

Образовательное пространство представляет собой разновидность сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер. Именно его развитие определяет развитие и роль системы образования.

Таким образом, образовательное пространство можно рассматривать как систему, включающую совокупность образовательных технологий, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Сегодня образовательное пространство становится не просто местом обучения, а полноценной средой, которая должна быть адаптирована под потребности разных возрастных групп и индивидуальных особенностей учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Большой толковый психологический словарь :В 2-х т. / Гл. ред. А. Ребер. - М.: 2001. - Т. 2.-130 с.
  2. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
  3. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Дисс. … д-ра пед. наук / А. Я. Данилюк. - Ростов-на-Дону, 2001.
  4. Крылова Н. Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. - 2005. - № 5.
  5. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Философия естествознания. - М.: Политиздат, 1966. - Вып. 1. - С. 152.
  6. Образовательное пространство в современной философии и теории образования. - http://region.edu3000.ru. - 2008.
  7. Онищик В. М. Метафора как способ конструирования культурно-образовательного пространства вуза. - http://yandex.ru. - 2008.
  8. Пронина Л. А. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма обществознания. - http://yandex.ru. - 2007.
  9. Толковый словарь русского языка / Под. ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова. - М., 1998. - 622 с.
  10. Троицкий Е. Б. Моделирование профильного обучения в условиях образовательного пространства Норильского промышленного района: Дис. … кан. пед. наук. - 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2007.
  11. Теоретические основы концепции регионального образовательного пространства. - http://region.edu3000.ru. - 22-072008.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Подлубный Ю.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КАТЕГОРИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 52 - 59. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9568 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9568



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.