'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  306 просмотров

Павленко К.Д.

  


АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в данной статье проанализировано аутодеструктивное поведение подростков, и авторы приходят к важному выводу о факторах, способствующих проявлению суицидального поведения в этой возрастной группе. Они указывают на несколько ключевых факторов, которые влияют на возникновение этого типа поведения. Во-первых, авторы обращают внимание на неблагоприятную микросоциальную ситуацию, важность воспитания в семье, значимость внимания и поддержки со стороны сверстников   

Ключевые слова:
подростки, аутодеструктивное поведение, суицид   


УДК 159

Павленко К.Д.

магистрант 2 курса, юридический факультет

Университет управления «ТИСБИ»

(г. Казань, Россия)

 

АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация: в данной статье проанализировано аутодеструктивное поведение подростков, и авторы приходят к важному выводу о факторах, способствующих проявлению суицидального поведения в этой возрастной группе. Они указывают на несколько ключевых факторов, которые влияют на возникновение этого типа поведения. Во-первых, авторы обращают внимание на неблагоприятную микросоциальную ситуацию; важность воспитания в семье; значимость внимания и поддержки со стороны сверстников.

 

Ключевые слова: подростки, аутодеструктивное поведение, суицид.

 

На сегодняшний день показатель аутодеструктивного поведения среди подростков стремительно растет вверх.

В современном обществе наблюдается тревожная тенденция увеличения числа суицидов, алкоголизации и наркотизации среди подростков. Эти отклоняющие от нормы формы поведения выступают как серьезные проблемы, требующие немедленного вмешательства и предпринятия соответствующих мер по профилактике и борьбе с ними.

Анализ статистических данных свидетельствует о росте числа совершаемых суицидов среди подростков, что требует серьезного осмысления и изучения социальных, психологических и психиатрических факторов, влияющих на такую проблему. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении алкоголизации и наркотизации среди подростков, что выдвигает необходимость разработки комплексных, многоуровневых мероприятий, направленных на предотвращение и сокращение употребления наркотиков и алкогольных напитков.

Одним из важных аспектов борьбы с этими отклонениями является профилактическая работа, которая должна осуществляться на разных уровнях. Важно проводить эффективные информационные кампании, составлять и внедрять программы просвещения, направленные на формирование у подростков осознанного, адекватного и ответственного отношения к своему здоровью и жизни. При этом важным моментом является активное вовлечение школы, родителей, общественных организаций и специалистов различных сфер деятельности, тесное сотрудничество и синергия усилий всех заинтересованных сторон.

Необходимо также разработать профессиональные методики и программы, направленные на обнаружение и поддержку подростков, подверженных угрозе развития отклоняющегося поведения. Важно предоставлять им возможность профессиональной помощи, консультаций и поддержки, чтобы предупредить прогрессирование проблемы и обеспечить полноценную социализацию этих юношей и девушек.

Таким образом, актуальность проблемы увеличения суицидов, алкоголизации и наркотизации среди подростков требует предпринятия эффективных мер по профилактике и борьбе с данными отклонениями. Важно объединить усилия государства, общественности, семьи и специалистов, а также разработать комплексные программы и стратегии, которые помогут предотвратить ухудшение ситуации и обеспечить социальное благополучие молодого поколения. [1]

В рамках данного исследования осуществлялось изучение определенного аспекта проблемы, связанной с аутодеструктивным поведением подростков. Основной упор был сделан на анализе эмоциональной и ценностно-смысловой сфер личности подростка с целью исследования возможностей профилактики данного поведения. Задачей данной работы было теоретическое обоснование, разработка и апробация программы, направленной на предотвращение аутодеструктивного поведения у подростков.

В ходе проведения исследования была подтверждена гипотеза, представленная в начале исследования. Было выявлено, что благодаря систематической профилактической работе происходит благоприятное формирование и усовершенствование ценностно-смысловой сферы личности подростка. Более того, такой подход способствует повышению нервно-психологической устойчивости, развитию коммуникативной компетентности, эмоционального интеллекта, а также осознанию будущего.

Тщательный анализ отечественных и зарубежных источников позволяет сделать вывод о широком распространении аутодеструктивного поведения. Оно выступает в качестве компенсаторного защитного механизма, который помогает личности адаптироваться и стабилизироваться в условиях, неблагоприятных для ее развития. Особенно это проявляется в ситуациях, когда мышление становится некритичным или неспособным к формированию долгосрочных перспектив. Человек, подверженный влиянию безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, может прибегнуть к аутодеструктивным способам поведения. В таких моментах, он не обдумывает последствия своих действий и не рассматривает их в контексте долгосрочных целей и жизненных перспектив.

Аутодеструктивное поведение может выражаться в различных формах, таких как нарушения пищевого поведения, употребление вредных веществ, саморанения, агрессия или социальная изоляция. Эти действия служат способом снятия внутреннего напряжения и эмоционального дискомфорта, однако они не решают основных проблем и могут привести к дальнейшей деструкции личности. Важно отметить, что аутодеструктивное поведение не является долгосрочным решением и не способствует реальной адаптации к неблагоприятным условиям. Оно лишь маскирует проблемы и подавляет эмоции, в то время как требуется работа над собой и поиск конструктивных способов преодоления трудностей.

Понимание механизмов аутодеструктивного поведения и его причин позволяет разработать эффективные стратегии помощи и поддержки для тех, кто сталкивается с такими проблемами. Необходимо предоставить человеку возможность получить профессиональное сопровождение и психологическую помощь, чтобы помочь ему осознать и изменить свое поведение, развить конструктивные навыки адаптации и управления эмоциями. Таким образом, аутодеструктивное поведение является одним из способов компенсации и защиты личности в условиях неблагоприятных воздействий. Однако, для достижения полноценной адаптации и стабилизации необходимо обратиться к конструктивным методам развития и управления эмоциями.

В результате проведенного эксперимента можно выделить несколько предпосылок, способствующих возникновению аутодеструктивного поведения. Во-первых, одной из основных предпосылок является неблагоприятная среда, в которой находится индивид. Это может быть связано с высоким уровнем стресса, отсутствием поддержки со стороны окружающих, конфликтами в семье или на работе. Такие факторы могут вызывать чувство безысходности и отчаяния, что в свою очередь может стимулировать появление аутодеструктивного поведения. Во-вторых, личностные особенности также играют важную роль. Низкая самооценка, негативное отношение к себе, наличие психических или эмоциональных расстройств, а также недостаток механизмов справления с проблемами могут способствовать развитию аутодеструктивных тенденций. [2]

Кроме того, роль играет история жизни человека, включая травматические события, насилие или злоупотребление в прошлом. Такие опыты могут оставить глубокий эмоциональный след и привести к стремлению справляться с ними путем аутодеструктивного поведения. Наконец, социокультурные факторы также влияют на возникновение аутодеструктивного поведения. Негативное влияние среды, где поддерживается норма такого поведения, или культурные стереотипы, которые придают значение саморазрушительным действиям, могут способствовать его распространению.

В целом, результаты эксперимента позволяют выделить несколько предпосылок возникновения аутодеструктивного поведения. Однако, важно помнить, что каждый человек уникален, и причины их поведения могут быть многообразными. Понимание этих предпосылок помогает разработать эффективные стратегии помощи и поддержки для тех, кто сталкивается с аутодеструктивными тенденциями, с целью предотвращения негативных последствий и обеспечения пути к здоровой адаптации и саморазвитию.

Существует высокий риск развития суицидальных побуждений, проблем с алкоголем и наркотиками, а также созависимости среди подростков из различных групп, и эти риски часто связаны с определенными факторами. Одним из таких факторов является неприятие себя. Подростки, испытывающие негативное отношение к собственной личности, могут стать более уязвимыми для психологических проблем и склонны к саморазрушительному поведению. Кроме того, эмоциональный дискомфорт играет существенную роль. Подростки, которые испытывают чувство неудовлетворенности, тревогу или депрессию, более подвержены риску развития негативных привычек и зависимостей. Они могут искать способы справиться с этими эмоциональными трудностями через употребление алкоголя или наркотиков, а также через созависимые отношения с другими людьми.

Субъективное ощущение зависимости от других является еще одним фактором риска. Подростки, которые чувствуют себя зависимыми от мнения и поддержки других, могут стремиться удовлетворить эти потребности через неблагоприятные способы, включая саморазрушительное поведение. Они могут подчинять свои желания и потребности в попытке получить одобрение и признание со стороны окружающих. Ощущение бессмысленности собственной жизни также связано с повышенным риском. Подростки, которые не видят цели или смысла в своей жизни, могут стать подверженными деструктивным поведениям.

Они могут искать способы справиться с этим чувством бессмысленности через употребление вредных веществ или через рискованное поведение. Наконец, отсутствие ощущения контроля над собственной жизнью может быть фактором, способствующим развитию проблем. Подростки, которые чувствуют, что не имеют контроля или влияния на свою жизнь, могут пытаться найти способы преодолеть это чувство через негативные действия и поведение.

В целом, риск развития саморазрушительного поведения, зависимостей и созависимости среди подростков связан с несколькими факторами, включая неприятие себя, эмоциональный дискомфорт, ощущение зависимости от других, бессмысленность собственной жизни и отсутствие контроля. Понимание этих факторов помогает разрабатывать эффективные стратегии профилактики и поддержки для подростков, с целью предотвращения негативных последствий и способствования их здоровому развитию и благополучию.

Перспективы исследования данного явления в контексте педагогической психологии предполагают продолжение поиска эффективных методов и средств педагогической профилактики аутодеструктивного поведения, которые будут согласованы с педагогической практикой. Также важно развивать потенциал ранней профилактики аутодеструкции в других возрастных группах, включая детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 Одна из перспективных направлений исследования заключается в выявлении и описании групп подростков, которые имеют высокий риск развития аутодеструктивного поведения. Эти группы могут отличаться по своим характеристикам и обладать разными комбинациями видов аутодеструкции. Исследование подобных групп позволит более точно определить факторы, способствующие развитию аутодеструкции, и разработать соответствующие методы и программы профилактики.

Другим направлением исследования является изучение эффективности педагогической профилактики аутодеструктивного поведения. Необходимо определить, какие методы и подходы дают наиболее положительные результаты в предотвращении и устранении аутодеструкции у подростков. Это поможет разработать эффективные стратегии и программы, которые будут адаптированы к конкретным потребностям и особенностям подростковой аудитории.

Важным аспектом дальнейшего исследования является также анализ и классификация различных степеней и форм аутодеструктивного поведения. Понимание и описание этих характеристик поможет уточнить причины и механизмы развития аутодеструкции у подростков, что, в свою очередь, способствует более точной диагностике и разработке целенаправленных вмешательств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Амбрумова, А.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков [Текст] / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трейнина // Саморазрушающее поведение у подростков. – Л., 2018. – С.29-36.
  2. Андроникова, О.О. Основные зарактеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением. [Текст] / О.О. Андроникова. Вестник Томского университета. – 2019. – №332. – С.148-155.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Павленко К.Д. АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 188 - 195. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9530 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9530



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.