'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 3
  4. Научная статья № 30

Просмотры  80 просмотров

Миретина М.А.

  


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЯТОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены исторические аспекты образования Пятой республики во Франции, начало которой положило принятие Конституции 1958 г., заложившей основы французской модели «сильного государства». Целью данного исследования является определение процесса взаимоурегулирования политических институтов государственной власти во Франции в период с 1958 года. Политический режим Пятой республики за прошедшие десятилетия прошел проверку на прочность и доказал свою жизнеспособность. На данный момент, большинство французов оценивают его весьма критично и планируется проведение глубокой конституционной реформы институтов Пятой республики   

Ключевые слова:
Франция, Конституция 1958 г., Шарль де Голль, Пятая республика, сильное государство   


УДК 93/94

Миретина М.А.

Национальный исследовательский

Томский государственный университет

(г. Томск, Россия)

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЯТОЙ

ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены исторические аспекты образования Пятой республики во Франции, начало которой положило принятие Конституции 1958 г., заложившей основы французской модели «сильного государства». Целью данного исследования является определение процесса взаимоурегулирования политических институтов государственной власти во Франции в период с 1958 года. Политический режим Пятой республики за прошедшие десятилетия прошел проверку на прочность и доказал свою жизнеспособность. На данный момент, большинство французов оценивают его весьма критично и планируется проведение глубокой конституционной реформы институтов Пятой республики.

 

Ключевые слова: Франция, Конституция 1958 г., Шарль де Голль, Пятая республика, сильное государство.

 

Франция относится к тем странам, которые принесли большой вклад в развитие конституционно - правовой теории и практики. Современная Франция представляет собой полупрезидентскую республику, которая нигде в мире практически больше не встречается. Конституция, принятая в 1958 году, закрепила во Франции новый государственный строй, который на тот момент и в данных современных условиях оказался более устойчивым. 

Основной точкой к учреждению Пятой республики во Франции стала Алжирская проблема, которая уходит своими корнями в середину XX в. В момент правления кабинета Мендес Франца, в ноябре 1954 г., в Алжире под руководством Фронта национального освобождения началось восстание против французских властей. Он был завоеван Францией в 1830 г. и на протяжении всего последующего времени заселялся европейцами. Юридически Алжир не считался ни колонией, не находился под протекторатом, а просто причислялся к заморским департаментам Франции. В сознании французов Алжир являлся неотъемлемой частью Франции, именно поэтому правительство сразу же взяло курс на подавление восстания, что привело к колониальной войне. В мае 1958 г. верхушка французской армии, тщетно подавляющая алжирское национальное восстание, вышла из повиновения гражданским властям и начала диктовать им свои условия. Правительство сложило свои полномочия, а к власти вернулся лидер Французского Сопротивления – генерал Шарль де Голль, который является основателем Пятой республики. На первом этапе войны де Голль направлял главные усилия на установление контроля над французскими колониями, находившимися под властью профашисткого правительства Виши. Под его руководством правительство восстановило во Франции демократические свободы, провело социально-экономические реформы.

В основу конституции 1958 г. были положены взгляды Шарля де Голля на государственную систему Франции: предположение «сильной власти» во главе с «авторитетным арбитром, которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо от того, что могло бы произойти», при сохранении принципа «разделения и баланса властей», демократии, прав и свобод личности. Государство во Франции должно быть «властной структурой, способной принимать серьёзные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им». Конституция 1958 года учредила пост президента как арбитра, воплощающего государство. Верховная ответственность, а значит и верховная власть, сконцентрировалась в руках президента Республики. Референдум 1962 года, одобривший предложение главы государства впредь избирать президента страны непосредственно народом, окончательно утвердил президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей нации.

Конституция создала режим смешанной или полупрезидентской республики. Своеобразие его состоит в том, что она соединяет элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Таким образом, глава государства курирует вопросы внешней политики, обороны и вооружённых сил, а правительство — экономическую, социальную, финансовую политику.

Одним из оригинальных нововведений государственного строя современной Франции является учреждение особо органа по контролю за соблюдение Конституции - Конституционного совета. Этот орган осуществляет контроль в период выборов президента, депутатов и сенаторов, следит за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты, разрешает споры, возникшие в связи со всеми этими вопросами. Основной прерогативой Совета является контроль за конституционностью законов.

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным «президентско-парламентским» или «косвенным президентским» режимом, став образцом новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование «полупрезидентская республика». С отставкой президента де Голля завершился первый этап истории Пятой республики. Начался новый этап, известный под названием постголлизма.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Москва: Изд-во Норма, 2008. 815 с.
  2. Крутоголов М.А. Конституционный совет Франции. Москва: Изд-во Наука, 1993. 224 с.
  3. Рубинский, Ю.И. Пятая республика: политическая борьба во Франции в 1958 - 1963 годах. Москва: Изд-во Международные отношения, 1964. 385 с.
  4. Смирнов В.П Новейшая история Франции 1918 - 1975. Москва: Изд-во Высшая школа, 1979. 376 с 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Миретина М.А. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЯТОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 184 - 187. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9529 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9529



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.