'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 3
  4. Научная статья № 21

Просмотры  71 просмотров

Миретина М.А.

  


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ *

  


Аннотация:
прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации, специально созданными для этого органами прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Актуальность данной темы объясняется тем, что прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия является важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, защиты общества и государства от преступных посягательств. Прокуратура всегда являлась единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Целью данного исследования является исследование теоретических основ прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия на различных исторических этапах   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, прокуратура, государственный орган, надзор за исполнением законов, деятельность органов предварительного следствия   


УДК 34.343.1

Миретина М.А.

Национальный исследовательский

Томский государственный университет

(г. Томск, Россия)

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

 

Аннотация: прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации, специально созданными для этого органами прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Актуальность данной темы объясняется тем, что прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия является важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, защиты общества и государства от преступных посягательств. Прокуратура всегда являлась единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Целью данного исследования является исследование теоретических основ прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия на различных исторических этапах.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, государственный орган, надзор за исполнением законов, деятельность органов предварительного следствия.

 

Прокурорский надзор представляет собой деятельность органов и учреждений прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации наблюдение за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, играет важнейшую роль в обеспечении режима законности, соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц.

Прокуратура как государственный орган надзора появился на рубеже XIII-XIV веков во Франции. Её появление было обусловлено внутренней борьбой между королевской властью против феодалов и сепаратистов. У органа первоначально был сугубо карательный уклон, прокуратура скорее была орудием государственного принуждения. Именно создание прокуратуры во Франции послужило образцом для создания подобной государственной структуры в России. Основоположником прокуратуры в Российской империи считается – Петр I. Он проводил множество реформ, за его правление было много нововведений, была реформирована вся структура государственного управления. Определённый прогресс в развитии прокурорского надзора произошел во время правления просвещённой императрицы Екатерины II. Прокуратура при Екатерине II фактически стала высшим органов надзора с серьезными для этого полномочиями. Правление Павла I характеризовалось чрезмерным расширением полномочий генерал-прокурора, что способствовало снижению значения функции надзора и уменьшению роли прокуратуры как контрольного органа. При Александре I прокуратура оформилась уже как полноценный специализированный орган, осуществляющий надзор за законностью, то есть она стала ещё на шаг ближе к современной прокуратуре. Основополагающим актом для развития прокурорского надзора за деятельностью следственных органов стал Циркулярный ордер первого министра юстиции, генерал-прокурора Российской империи Г.Р. Державина, который заменил общенадзорную функцию прокурора в Сенате на уголовное преследование и правосудие.

УПК 1961 года несколько расширил направления деятельности прокурора на этапе предварительного расследования по сравнению с УПК 1922 года. Так, в соответствии с УПК 1922 года сам прокурор предварительного следствия не осуществлял, а лишь давал указания следователю о направлении расследования, когда согласно УПК 1961 года прокурор мог лично производить предварительное следствие. Касаемо мер пресечения, то по УПК 1922 года у прокурора были полномочия предложить следователю избрать, изменить либо отменить таковую, с принятием УПК 1961 года прокурор имел право сам применять меры пресечения к обвиняемому. Полномочия по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, также были несколько изменены. В соответствии с УПК 1922 года прокурор обвинительное заключение не утверждал, а передавал в суд, с предложением утвердить обвинительное заключение. Согласно же УПК 1961 года прокурор сам утверждал обвинительное заключение и передавал дело в суд.

Полномочия прокурора необходимые для реализации функции надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие, по сравнению с УПК 1922 года, были в значительной степени расширены. Принятый в 1979 году Закон «О прокуратуре СССР», основанный на Конституции СССР 1977 года, содержащий отдельные положения о прокуратуре, связан с окончанием формирования советской самостоятельной централизованной системы прокурорских органов. Закон указывает на осуществление деятельности прокуроров по направлению укрепления социалистической законности и правопорядка. Нововведением Закона являлось предоставление прокурору права на использование средств прокурорского реагирования на нарушения законов, среди которых были протест, представление и постановление. Новый УПК предоставлял прокурору полномочия максимально эффективно осуществлять надзор и одновременно быть органом, ведущим предварительное следствие. У прокурора произошло смешение функции надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие и функции уголовного преследования.

Таким образом, следует отметить, что прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования в форме предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств. Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности.

Надзор за органами предварительного следствия прошел длинный исторический путь, основные тенденции его развития так или иначе связаны с осуществлением уголовного преследования, процессуальным руководством за возбуждением и расследованием уголовных дел.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Буланова Н.В. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона, допущенные органами дознания и органами предварительного следствия в досудебных стадиях уголовного процесса // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. Т. 42. №4. С. 36- 44.
  2. Васюшкин В. В. Пределы прокурорского надзора // Законность. 2010. Т.54. №11. С.17 – 21.
  3. Григорьев В.Н. Прокурорский надзор. Москва: Изд-во Эксмо, 2009. 544 с.
  4. Гуляева А.П. Контрольные государственные органы России: учебник. Москва.2000. 212 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Миретина М.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 134 - 138. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9520 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9520



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.