'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 3
  4. Научная статья № 19

Просмотры  33 просмотров

Исакова Т.И.

  


О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАПРЕТА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ *

  


Аннотация:
в работе анализируются правовые проблемы осуществления контроля за подозреваемыми и обвиняемыми, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определённых действий. Предлагаются некоторые пути разрешения сложившейся ситуации и повышения эффективности реализации исследуемой меры пресечения   

Ключевые слова:
запрет определенных действий, подозреваемый, обвиняемый   


УДК 343

Исакова Т.И.

канд. пед. наук, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

(г. Новокузнецк, Россия)

 

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАПРЕТА

ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Аннотация: в работе анализируются правовые проблемы осуществления контроля за подозреваемыми и обвиняемыми, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определённых действий. Предлагаются некоторые пути разрешения сложившейся ситуации и повышения эффективности реализации исследуемой меры пресечения.

 

Ключевые слова: запрет определенных действий, подозреваемый, обвиняемый.

 

Совершенствования правовых основ контроля за подозреваемыми и обвиняемыми, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий имеет важное значение для реализации целей и задач уголовного процесса. На это ориентируют и основные положения Концепции Развития УИС до 2030 года, одной из целей которой является изменение правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, профилактика совершения преступлений

В настоящее время на учете в УИИ под запретом определенных действий находится чуть более пяти тысяч подозреваемых и обвиняемых. Допустили нарушения порядка и условий отбывания наказания и мер уголовно-правового характера, условий исполнения меры пресечения чуть менее 500 человек. Однако подобная статистика говорит не о том, что подозреваемые или обвиняемые лишь в исключительных случаях нарушают условия меры пресечения, а, наоборот, об их латентности и невозможности проконтролировать выполнение некоторых из них со стороны сотрудников контролирующего органа (УИИ).

Например, в силу существующих погрешностей применения СЭМПЛ невозможно точно установить, находился ли подозреваемый ближе установленного расстояния до определенных объектов. Также почти невозможно доказать в рамках уголовно-исполнительной деятельности общался ли подозреваемый с определенными лицами, поскольку осуществлять оперативно-розыскные мероприятия сотрудники УИИ не вправе. Что касается отправления и получения почтово-телеграфных отправлений, то здесь указанный запрет может обходиться выдачей доверенности лицу (например, жене), либо вовсе данные отправления могут отправляться на другого человека. В случаях, когда лицу не запрещен выход в город, как справедливо отмечает Э.В. Беляева, и вовсе почти невозможно воспрепятствовать подозреваемому (обвиняемому) самому отправить письмо [1].

Очевидно, что в условиях существующего запрета на получение информации от операторов сети (в силу того, что УИИ не является субъектом ОРД), зачастую невозможно установить и обязанность подозреваемого не использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Как правило, вся проверка сводится к тому, что УИИ отправляет запрос оператору сотовой связи, на который не может получить данные в соответствии с требованиями законодательства.

Наконец, в случае выбора в качестве помещения квартиры обвиняемого (подозреваемого) затрудняется контроль за исполнением меры пресечения, поскольку лицо, в отношении которого избрана данная мера, может воспрепятствовать установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, оказав негативное воздействие на членов семьи, родственников, которые являются свидетелями по делу и проживают совместно с ним. Родственники и близкие, находящиеся в данном помещении, могут оказать помощь подозреваемому (обвиняемому) в сокрытии следов преступления, их уничтожению, а также передаче определенной информации другим заинтересованным лицам. И наоборот, подозреваемый может оказывать влияние на потерпевшего, который проживает совместно с ним, например, со своей женой, по заявлению которой возбуждено уголовное дело.

Таким образом, принимая во внимание закрепленные в УПК РФ и межведомственном подзаконном акте правовые положения, учитывая имеющиеся в настоящее время проблемы правоприменительной практики, следует сказать о необходимости совершенствования правовых основ контроля за подозреваемыми и обвиняемыми, в отношении которых избран запрет определенных действий. Такими направлениями, в частности, могут стать расширение полномочий УИИ в части получения необходимых сведений от операторов связи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Беляева, Э. В. О проблемах применения меры пресечения в виде запрета определенных действий / Э. В. Беляева // Правда и Закон. – 2021. – № 4(18). – С. 62-70.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Исакова Т.И. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАПРЕТА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 125 - 128. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9518 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9518



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.