'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 3
  4. Научная статья № 14

Просмотры  45 просмотров

Захряпин Р.И., Замалеев А.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье автор исследует направление профилактики правонарушений среди осужденных содержащихся в местах лишения свободы   

Ключевые слова:
осужденный, подозреваемый, обвиняемый сотрудник, уголовно-исполнительная система, профилактика, правонарушение, следственный изолятор, исправительное учреждение   


УДК 343.852

Захряпин Р.И.

старший преподаватель кафедры организации

режима и надзора юридического факультета

Владимирский юридический институт ФСИН России

(г. Владимир, Россия)

 

Замалеев А.А.

курсант очного обучения

Владимирский юридический институт ФСИН России

(г. Владимир, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Аннотация: в статье автор исследует направление профилактики правонарушений среди осужденных содержащихся в местах лишения свободы.

 

Ключевые слова: осужденный, подозреваемый, обвиняемый сотрудник, уголовно-исполнительная система, профилактика, правонарушение, следственный изолятор, исправительное учреждение.

 

Предупреждение преступлений представляет особую деятельность администрации исправительного учреждения и включает различные профилактические мероприятия, разрабатываемые с учетом оперативной обстановки. Она состоит из двух видов: общей уголовно-правовой профилактики и специальной предупредительной деятельности [1, с. 125], осуществляемой администрацией в соответствии нормами законодательства и требованиями ведомственных нормативных актов.

В организации деятельности, направленной на предупреждение преступлений в учреждениях и органах УИС, существуют различия между мерами общепрофилактического характера, осуществляемой в целях нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, и индивидуализированными мерами, адресованным конкретным лицам, содержащимся в учреждении.

Под организацией общей профилактики преступлений понимается деятельность по выявлению и блокированию причин и условий преступного поведения. Эта деятельность осуществляется благодаря взаимодействию всех структурных подразделений. Она невозможна без эффективной системы организационно - управленческих решений, принимаемых на основе глубокого анализа выявленных криминогенных факторов, способствующих совершению преступных деяний. Организация общей профилактики должна опираться на решение комплекса криминогенных и криминальных проблем объективного и субъективного характера.

Организация общей профилактики - это система проводимых согласованных мероприятий, осуществляемых структурными подразделениями этих учреждений во взаимодействии с органами управления уголовно - исполнительной системы, другими правоохранительными органами, иными субъектами. Она должна быть направлена на достижение раннего упреждающего воздействия. Последнее возможно лишь при наличии соответствующей информации, поиск и осмысление которой входит в комплекс общих предупредительных мероприятий.

Общая профилактическое воздействие на лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, обеспечивается действием норм уголовного законодательства. Так, ряд учёных (К.А. Сыч, В.А. Елеонский, Н.М. Коркунов, С.В. Полубинская) считают, что уголовно правовой запрет оказывает общее предупредительное воздействие на поведение людей[2, с. 171].

Общее профилактическое воздействие на лиц, содержащихся в следственных изоляторах, оказывает распространение сведений об эффективности принимаемых учреждениями и органами УИС мер по предупреждению преступлений. До осуждённых должна доводиться информация о фактах пресеченных преступлений и примененных уголовно-правовых мерах.

Вторым элементом организационной системы является определение источников и способов получения необходимой информации, ее фиксации, систематизации, хранение и анализ.

Для предупреждения преступлений администрация учреждения должна обладать следующий информацией: качественный состав персонала структурных подразделений, включая их укомплектованность, профессиональную подготовку; результаты деятельности по профилактике правонарушений оперативного отдела, отдела режима и надзора, подразделения охраны, дежурных смен, отдела специального учёта, медицинской части; криминогенная характеристика лиц, содержащихся в учреждении; факторы обуславливающие совершение преступления; криминальный механизм по подготовке и совершению преступления; способы реализации правонарушения, используемые при этом ухищрения.

Эффективная система общей профилактики преступлений включает в себя следующие элементы: сбор и анализ информации, имеющие значение для профилактики преступлений; выявление и оценка всех криминогенных факторов, провоцирующих совершение преступлений; осуществления непрерывного оперативного прогнозирования тенденций криминогенной ситуации, способствующих совершению преступлений; определение субъектов, имеющих профессиональные возможности нейтрализовать эти факторы, эффективно реализовывать их предупреждение; разработка организационных, оперативно-розыскных, режимных, воспитательных, технических, правовых мер предупреждения; создания функционального механизма реализации мер предупреждения, оценка эффективности результатов деятельности персонала структурных подразделений.

Эффективность деятельности персонала по предупреждению преступлений зависит от знания видов, источников, способов получения информации, определения субъектов ее получения, непрерывности процесса анализа и оценки информации с целью выявления криминогенных проблем.

Необходимо учитывать, что причинами совершения пенитенциарных преступлений выступают криминогенные процессы в среде лиц, находящихся в следственных изоляторах, а также их индивидуальные личностные характеристики. Поэтому следует использовать информацию: о качественном составе подозреваемых, обвиняемых, осужденных; лицах, склонных к совершению преступлений, но не стоящих на профилактическом учете; криминогенных явлениях и процессах в учреждении; совершенных и готовящихся преступлениях; причинах и условиях, способствующих возникновению криминогенных явлений и процессов, совершению преступлений.

Источниками ценной информации являются различные документы и материалы, изучение и анализ которых позволяет устанавливать правонарушителей и выявлять конкретные причины и условия преступлений. К таким документам относятся:

-личные дела осужденных;

-учетно-регистрационные источники – это служебные журналы, книги, в которых фиксируются сведения о совершенных подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными правонарушениях, количестве изъятых запрещенных предметов (денег, спиртных напитков, наркотиков, колюще-режущих предметов и др.), примененных мерах дисциплинарного и уголовно-правового воздействия;

-поступающие в учреждение официальные и неофициальные материалы вышестоящих органов управления УИС, других правоохранительных органов, ведомств (приказы, указания, обзоры, справки, представления прокуратуры, следственных органов, частные определения судом и т.п.). В них может содержаться различная информация: о преступности в стране, регионах, учреждениях УИС, обзор оперативной обстановки как следственных изоляторах, так и в исправительных учреждениях, происшествиях криминального характера; фактах совершения побегов, их причинах и условиях, недостатках в организации деятельности персонала по исполнению своих обязанностей и др.;

-  статистические сведения о количественных и качественных показателях состояния оперативной обстановки в учреждении на данное время, результатов различных направлений оперативно-служебной деятельности за определённый период. Отчётные документы подлежат хранению по строго установленным строкам (5-25 лет), что дает возможность проводить сравнительный анализ, выявлять проблемы и закономерности изменения оперативной обстановки, преступности, нарушений режима
[3, с. 98]

В результате ранних исследований стало известно, что на сокращение преступлений в СИЗО и тюрьмах оказали влияние ряд факторов, в частности:

-усиление контроля и надзора за деятельностью отделов и служб учреждений со стороны вышестоящих подразделений ФСИН России и прокуратуры;

- надлежащее исполнение сотрудниками учреждений требований нормативных актов и своих должностных обязанностей, повышение эффективности режимно-обысковых мероприятий, надежное перекрытие каналов поступления к спецконтенгенту запрещенных предметов;

- оснащение учреждений интегрированными системами безопасности
(к примеру «Рубеж – 08» и «Пахра –С»), видеонаблюдения, электронного мониторинга, аппаратурой подавления мобильной связи, так же применение видеорегистраторов.

- размещение вновь прибывших лиц в соответствии с ст. 32 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Важным элементом профилактики пенитенциарного преступного поведения является субъект. В специальной литературе отмечается, что субъектом какой-либо деятельности (а профилактика преступлений – это специальный вид деятельности) является носитель специальных прав и обязанностей, обладающий определенной компетенцией. Отнесение к числу субъектов предполагает, как правило, постоянное или длительное участие в этой деятельности [4, с. 422]. Следовательно, таким же образом появляются субъекты профилактики в исправительных учреждениях. Все субъекты должны выполнять функции, соответствующие своему правовому статусу, не дублировать друг друга и не делать того, для чего они не приспособлены. Как отмечает И.В. Каретников, в функции одного субъекта не следует включать задачи, относящиеся к разным этапам предупредительной деятельности. Следует отметить, что, обращая внимание на четкую регламентацию функций каждого субъекта профилактики преступлений в ИУ, И.В. Каретников говорит о том, что субъекты предупредительной деятельности в местах лишения свободы не должны действовать изолированно. Каждый из них, занимаясь своим делом, выполняя конкретные функции по профилактике преступлений среди осужденных, должен осуществлять работу в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, постоянно координировать свои усилия, питать заинтересованных лиц необходимой информацией, использовать возможность приданных им сил и средств, с чем вполне можно согласиться.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бородин, С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / С. В. Бородин. — Москва : Наука, 1990. — 272 c.
  2. Сыч, К. А. Уголовное наказание и его классификация: опыт теоретического моделирования / К. А. Сыч. — Текст : электронный // https://search.rsl.ru : [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007531896 (дата обращения: 01.07.2023).
  3. Барабанов, Н. П. Теоретические, организационные, криминологические и психолого-педагогические основы предупреждения межличностных конфликтов и преступлений в среде осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях / Н. П. Барабанов. — Текст: электронный // https://search.rsl.ru : [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003496352 (дата обращения: 28.06.2023).
  4. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика / Г. А. Аванесов. — 1980 : Академия МВД СССР, 1980. — 526 c.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Захряпин Р.И., Замалеев А.А. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 95 - 101. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9513 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9513



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.