'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  58 просмотров

Новосельцева А.Д.

  


ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается технология трафаретной печати для стимулирования познавательного интереса учащихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства. В статье освещается принцип работы с технологией, возможности её использования на уроке изобразительного искусства. Трафаретная печать представляет собой технологию работы с трафаретами, которые позволяют создавать уникальные творческие работы учащимся, разнообразить подходы к творческому заданию на уроках изобразительного искусства. Используется для работы с учащимися с разным уровнем практических навыков   

Ключевые слова:
изобразительное искусство, познавательный интерес, трафаретная печать, практические навыки   


УДК 372.874

Новосельцева А.Д.

учитель изобразительного искусства

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №92 города Тюмени

(г. Тюмень, Россия)

 

ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается технология трафаретной печати для стимулирования познавательного интереса учащихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства. В статье освещается принцип работы с технологией, возможности её использования на уроке изобразительного искусства. Трафаретная печать представляет собой технологию работы с трафаретами, которые позволяют создавать уникальные творческие работы учащимся, разнообразить подходы к творческому заданию на уроках изобразительного искусства. Используется для работы с учащимися с разным уровнем практических навыков.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство, познавательный интерес, трафаретная печать, практические навыки.

 

Стимулирование познавательного интереса является очень важным элементом образовательного процесса в общеобразовательной школе, поскольку позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности, что обязательно повлечет за собой качественные изменения в усвоенных знаниях обучающихся. Педагоги и психологи выделяли разные способы стимулирования познавательного интереса.

Понятие «познавательный интерес» в психологической и педагогической литературе, раскрыт в общем смысле. Однако, чтобы повысить уровень стимулирования познавательного интереса к изобразительному искусству, необходимо рассмотреть понятие более конкретно, как «познавательный интерес к изобразительному искусству в общеобразовательной школе» [1].

В России выделяются различные подходы стимулировании познавательного интереса к обучению. Об этом писали многие ученые, психологи (Артемова О. Д., Ветошева В. И., Влазнева С.А., Малыхина Е. С., Маркова А.К., Лукьянова М.И., Калинина Н.В., ). Влазнева С.А. педагог и психолог, писала, что обучение является важным элементом в цепочке цели и результата обучения. Выбор методов обучения является достаточно сложной задачей, которая встает перед педагогом ещё на этапе конструирования педагогического процесса. Но, к сожалению, в теории и практике изобразительного искусства, недостаточно разработаны способы стимулирования познавательной деятельности к изобразительному искусству в школьной образовательной среде у подростков [2,3,5-7].

В процессе работы в общеобразовательной школе одной из самых сложных педагогических задач стала проблема шаблонности творческих работ учащихся. Однотипные рисунки, в которых часто отсутствует стремление к проявлению себя и своего творческого потенциала, выполняя которые учащиеся теряют необходимость креативного решения творческих задач на уроках изобразительного искусства.

Для решения данной проблемы, была разработана технология «Трафаретная печать». Основная идея – превратить существующие шаблоны, с которыми так часто встречаются педагоги в инструмент, позволяющий раздвинуть рамки, выйти за границы предложенного.

Целью данной технологии является стимулирование познавательного интереса у учащихся общеобразовательной школы к предмету изобразительное искусство. Задачи, которые решает данная технология:

  • повышение уровня мотивации учащихся при выполнении творческих работ на уроке изобразительного искусства;
  • создание уникальных творческих работ учащимися в одинаковых условиях выполнения;
  • получение положительного результата вне зависимости от исходных творческих способностей учащихся.

Методическая идея «Трафаретная печать» заключается в творческом подходе к практической деятельности на уроках изобразительного искусства. Данная идея предполагает вариативный характер работы и имеет несколько форм, которые были успешно апробированы на уроках изобразительного искусства. Основные плюсы разработки заключаются в повышение мотивации учащихся к изучению искусства. Новый метод работы над творческим заданием позволяет учащимся проявить себя и всегда оставаться в ситуации «успеха» по завершении работы.

При работе с техникой «Трафаретная печать» учащиеся могут проявить себя и создать комплект трафаретов самостоятельно, тем самым не только выполнить уникальную творческую работу в новой для себя технике, но и пройти ряд других технологических этапов при подготовке трафаретов, повторяя и актуализируя навыки, полученные на прошлых уроках, а также налаживая межпредметные связи. Например, создавая творческую работу по теме «Особенности конструкции и декора одежды» по изобразительному искусству (5 класс) учащиеся могут принять решение создать собственный трафарет для выполнения творческой работы [4]. Для создания комплекта трафаретов учащийся пройдёт следующие этапы:

  • этап - отрисовка эскизов будущего трафарета простым карандашом. На данном этапе затрагивается повторение стилизации форм и объектов, поскольку необходимо создать не просто рисунок, а эскиз будущего трафарета, который будет возможно вырезать и использовать;
  • этап - после выбора лучшего эскиза учащийся отрисовывает комплект трафаретов. На данном этапе происходит овладение навыком рисунка, анализ элементов эскиза и построение последовательных действий;
  • этап - отрисованные трафареты вырезаются с соблюдением техники безопасности при работе с ножницами/резаком;
  • этап - подбор колорита, который будет использоваться в работе. На данном этапе идёт повторение основ цветоведения;
  • этап - выполнение творческой работы с помощью масляных красок и специальных валиков, соблюдая последовательность созданных трафаретов. На данном этапе учащийся не только практикует системное мышление, но и развивает креативность, поскольку может варьировать количество и способ размещения трафарета, по-разному их интерпретировать.
  • этап - доработка цветными материалами при необходимости. Завершение творческой работы.

Для учащихся чьи практические навыки не соответствуют отличным, а также для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, можно предложить сократить данную работу до выполнения этапов 4-6, и работать с заранее подготовленными комплектами трафаретов. Такой вариант работы для данной группы учащихся позволит им столкнуться с минимальных количеством трудностей, однако они всё также смогут самостоятельно создать полноценную творческую работу в соответствии с поставленными задачами, получая необходимые предметные результаты, минуя сложные для них этапы работы.

В качестве вариации данной методической идеи, можно рассмотреть задание, цель которого не создание трафарета, а закрепление навыков работы с ограниченной палитрой или навыка смешения цветов. Так, например, можно закрепить знания по смешению составных цветов, применение знаний на практике. При работе над творческой работой сделать ограничения: работа с тремя основными цветами (синий, красный, жёлтый), однако в задании обговорить цель работы – «продемонстрировать как можно больше цветов и оттенков в работе». В ходе отпечатывания трафаретов, учащиеся будут смешивать валиками на палитре новые цвета и переносить их с помощью трафаретов на бумагу. В качестве результатов данного варианта работы будут получены необходимые предметные результаты в освоении определённой темы; возрастет познавательный интерес к изобразительному искусству.

Технология «Трафаретная печать» позволяет контролировать процесс выполнения творческой работы учениками, при этом не создавая рамок и ограничений. Даже в ситуации, когда 30 учащихся работают с одинаковым комплектом трафаретов, по завершению работы получается 30 уникальных работ, потому что у учеников есть возможность выбора:

  • в расположении трафаретов листе;
  • в расположении трафаретов друг относительно друга;
  • в выборе цветовой палитры и колорита работы;
  • в использовании и/или интерпретации определенного трафарета из комплекта.

   

Рис. 1,2. - работы учеников по теме

«Особенности конструкции и декора одежды»

Данная технология возможна в реализации и в качестве групповой работы, где помимо предметных результатов, будут актуализированы и коммуникационные навыки. В ходе взаимодействия в группе учащиеся могут работать с одним комплектом трафаретов, либо выполнять разные этапы создания комплектов трафаретов, отдавая предпочтению деятельности, в которой преуспевают.

   

Рис. 3,4. -взаимодейтсвие учащихся в ходе групповой работы

по технологии «Трафаретная печать»

В апробации представленной технологии, было проведено исследование на предмет качественного результата и отработки полученных знаний на предмете изобразительное искусство по теме «Свет и тень в изображении головы человека» по рабочей программе 6 класса, согласно учебнику Неменской Л.А. «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека». В исследовании приняли участие два параллельных класса с равным уровнем качественной успеваемости по предмету изобразительное искусство [8].

В обоих классах был пройден теоретический материал по теме урока, после чего учащимся предстояло выполнить задание творческого характера. Для одного из классов задание было сформулировано следующим образом «Выполните светотеневой рисунок головы человека, используя графические материалы». Другому классу было предложено задание с применением техники трафаретной печати, где по приготовленным заранее трафаретам, учащиеся могли самостоятельно создать творческие работы, уделяя внимание не только конструктивному рисунку головы человека, но в большей степени именно светотеневому рисунку.

В результате исследования качество выполнения работ в двух классах позволяет сделать следующие выводы.  Работая со стандартным заданием и материалами, учащиеся выполнили подобные работы, причем большую часть времени выполнения уделили линеарному рисунку головы человека, а не светотеневому. После выполнения работы, в качестве рефлексии отметили, что времени урока было недостаточно для закрепления пройденного материала и своевременного выполнения творческого задания.

Второй класс, работающий с техникой трафаретной печати, справился с заданием успешнее. Их работы отличаются оригинальным подходом, несмотря на однотипные трафареты. Многие учащиеся вышли за рамки подготовленных цветов (чёрный, белый, серый средний) и смешали дополнительные тона для более подробного светотеневого рисунка. По завершению работы, отзывались о выполненном задании с интересом и благоприятными эмоциями. Считают, что с работой справились, а техника выполнения работы позволила отработать пройденный материал и качественно закрепить знания на практике.

Таким образом, технология «Трафаретная печать» на уроках изобразительного искусства не только позволяет разнообразить творческую деятельность учащихся, и создаёт ситуацию успешности для каждого ученика, но и решает важные задачи, с которыми сталкиваются многие учителя изобразительного искусства:

  1. узкий выбор художественных материалов и примитивное понимание их использования;
  2. отсутствие мотивации к созданию уникальных творческий работ.

Неординарный подход к созданию творческой работы с помощью трафаретов, а также использованные материалы – масляные краски и валики – успешно справляются с первой проблемой. Технология «Трафаретная печать» позволяет организовать для каждого учащегося возможность проявить себя в новом виде деятельности, при этом развивает креативность и тем самым стимулирует интерес к изобразительному искусству и мотивирует учащихся на создание новых творческих работ.

Представленная технология демонстрировалась как способ стимулирования познавательного интереса к изобразительному искусству на нескольких школьных и муниципальных мероприятиях. На заседаниях методических объединений и педагогических советов МАОУ СОШ №92 города Тюмени участникам представлялась возможность опробовать технологию на собственном примере. Так, педагогический состав школы смог на практике оценить результативность и интересных подход технологии «Трафаретная печать».

В качестве подведения итога, хотелось бы отметить надпредметность данной технологии. В представленном тексте отражено применение на уроках изобразительного искусства, поскольку методическая идея была разработана для решения конкретных проблем в рамках данного учебного предмета. Однако, методическая разработка «Трафаретная печать» может быть использована как на занятиях по внеурочной деятельности, так и внедрена в интегрированный урок с другими предметами общего образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Валимухаметова А. Д., Овсянникова О. А. Стимулирование познавательного интереса к изобразительному искусству в школьной образовательной среде: специальность 44.03.01 «Педагогическое образование»: Выпускная квалификационная работы / Валимухаметова, А. Д., Овсянникова, О. А. ; Тюменский государственный университет . — Тюмень, 2021. — 107 c.
  2. Ветошева, В. И., Артемова, О. Д. Особенности мотивации учебной деятельности у подростков, обучающихся в лицее и в общеобразовательной школе [Текст] / В. И. Ветошева, О. Д. Артемова // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 3. — С. 151-164.
  3. Влазнева, С. А. Методы стимулирования и организации учебно-познавательной деятельности студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин (на примере курса «Психология и педагогика») [Текст] / С. А. Влазнева // Вестник Пензенского государственного университета. — 2013. — № 1. — С. 9-13.
  4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класса: учеб. Для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с.
  5. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе // Психолого-педагогическая диагностика учебного процесса: Хрестоматия / Сост. В.Л. Соколов. М., 2008. С. 257-302.
  6. Малыхина Е. С. Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательного интереса. [Электронный ресурс]. URL: https://открытый урок.рф/статьи/508288 (дата обращения: 07.05.2023)
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Москва: Просвещение, 1983. 96 с.
  8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008. – 176 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Новосельцева А.Д. ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 48 - 57. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9506 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9506



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.