'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  103 просмотров

Боженко С.А., Новожилова У.А., Легостаева Н.В.

  


АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *

  


Аннотация:
в данной статье представлен анализ и дальнейшие перспективы развития рынка контейнерных перевозок в Российской Федерации в современных условиях. Обозначены основные проблемы контейнеризации грузов в России, выделены главные тенденции предыдущего года и представлены основные направления развития в ближайшее время   

Ключевые слова:
контейнерные перевозки, перераспределение грузопотоков, транзитный потенциал, рынок контейнерных перевозок   


УДК 33

Боженко С.А.

студент

Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Новожилова У.А.

студент

Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Легостаева Н.В.

к.э.н., доцент, профессор кафедры Транспортной логистики,

Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ

ПЕРЕВОЗОК В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Аннотация: в данной статье представлен анализ и дальнейшие перспективы развития рынка контейнерных перевозок в Российской Федерации в современных условиях. Обозначены основные проблемы контейнеризации грузов в России, выделены главные тенденции предыдущего года и представлены основные направления развития в ближайшее время.

 

Ключевые слова: контейнерные перевозки, перераспределение грузопотоков, транзитный потенциал, рынок контейнерных перевозок.

 

Российская логистика переживает не самое простое время с февраля 2022 года. Санкции, введённые европейскими государствами против Российской Федерации, а также уход большого количества крупных компаний с рынка оказали отрицательное влияние на транзитный потенциал страны.

Контейнерные перевозки – это один из самых быстрорастущих сегментов мировой логистики, который по-прежнему остаётся перспективным как для международных, так и для национальных перевозок во многих странах, в том числе и в России. Отмена нормального экономического режима сделала сложной обслуживание подавляющего большинства контейнеров и контейнеровозов, которые отрицательно сказалось на эффективности и доходности данной сферы.

Сегмент контейнерных перевозок в Российской Федерации всегда сталкивался с рядом основных проблем [1,2]:

- низкий уровень контейнеризации внутренних и частично внешнеторговых грузопотоков;

- превышение объёмов импортных контейнеропотоков над экспортными;

- низкая доля железнодорожного транспорта в освоении импортных контейнеропотоков;

- переключение контейнеропотоков с основных железнодорожных направлений на «параллельные» маршруты с использованием морского и автомобильного транспорта.

По данным транспортной группы FESCO, контейнерный рынок России по итогам прошлого года сократился на 15,9% по сравнению с 2021-м [3]. При этом сегмент контейнерных перевозок - один из немногих, показавших положительную динамику в перевозке грузов по железной дороге.

Благоприятно сказывается на контейнеризации грузов в Российской Федерации, то что большую долю перевозок составляют внутрироссийские. Первостепенной причиной роста, а также основной тенденцией 2022-го года на российском рынке контейнерных перевозок является переориентация грузопотоков из портов Северо-западного региона в порты и погранпереходы Дальнего Востока, в направлении Север - Юг, а также перевозки через Казахстан. На фоне санкций объём перевалки контейнеров: через порт Санкт-Петербург упал более чем на 60% по отношению к 2021 году, через порт Новороссийск – снизился примерно на 20%, через порты Дальнего Востока – вырос более чем на 20% [4].

Также улучшение перевозки грузов в контейнерах по железной дороге связано с переходом на цифровизацию логистических процессов и развитием технологии погрузки контейнеров в полувагоны и организацией движения сдвоенных поездов, что увеличивает эффективность перевозок контейнеров.

При этом возрастающая положительная динамика сопровождается проблемами в припортовых узлах, железнодорожной и портовой инфраструктурой, в следствие этого происходит рост времени доставки грузов. В 2022 году эта проблема усугубилась из-за дисбаланса в грузовых потоках, и требовала совместных усилий всех участников рынка.

Особенно критической стала ситуация с переполнением контейнерных грузов в портах на Дальнем Востоке. С начала зимы 2023 удалось улучшить ситуацию с экспортом на Дальний Восток за счёт выделения дополнительных контейнерных поездов, однако инфраструктурные ограничения все же препятствуют увеличению спроса.

Это создаёт задержки с выгрузкой судов и вывозом контейнеров по железной дороге в регионы, что негативно сказывается на скорости перевозки. Необходимо восстановить баланс грузопотоков между торговыми портами Российской Федерации.

Также препятствиями быстрого развития рынка контейнерных перевозок являются дисбаланс контейнерного оборудования и неэффективное взаимодействие железнодорожных администраций России и Китая при планировании перевозок.

В ближайшее ожидается стабилизация рынка и разделение сфер влияния, в результате которых крупные терминалы будут отдавать приоритет определённому пулу морских линий для приёма. Ускорение грузопотока возможно благодаря использованию дополнительных схем перевозок, таких как перегрузка контейнеров на фитинговые платформы с использованием полувагонов, отправка через сторонние станции и перетарка контейнеров на автомобильный транспорт или использование арендованного оборудования.

Таким образом, несмотря на введение санкций и уход большого количества крупных компаний с рынка, контейнерные перевозки в России продолжают развиваться и в РФ может быть реализован значительный экономический потенциал в этой отрасли. Сегодня основными вызовами для контейнерного рынка в Российской Федерации являются высокая загруженность железнодорожной сети и инфраструктуры на восточном направлении, а также ограниченное количество контейнеров после ухода международных морских линий.

Развитие морского транспорта, модернизация технологий и инфраструктуры, а также цифровизация логистических процессов станут ключевыми направлениями развития контейнерных перевозок в ближайшее время.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бучанова, Я. А. Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения / Я. А. Бучанова, И. С. Ключников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99707/ (дата обращения: 12.04.2023)
  2. Федотов, Д. В. Проблемы структурной несбалансированности развития российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок / Д. В. Федотов. — Текст: непосредственный // Транспортное дело России. — 2011. — №. — С. 68–70.
  3. Официальный сайт транспортной группы FESCO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fesco.ru/ru/
  4. Гусаченко Н. Разрыв логистических связей, разворот товарных потоков и развитие поставок через третьи страны: итоги контейнерных перевозок в 2022 году. — URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/64912/ (дата обращения: 12.04.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Боженко С.А., Новожилова У.А., Легостаева Н.В. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник науки №7 (64) том 3. С. 8 - 13. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9500 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9500



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.