'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 49

Просмотры  33 просмотров

Першина В.В.

  


НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В АЛТИМАТ ФРИСБИ 14 - 16 ЛЕТ С РАС *

  


Аннотация:
в рамках данного исследования определена актуальная направленность психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС на базе государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы, «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции», расположенный по адресу: г. Москва, 1-й переулок, улица Труженников, дом 18. Также было определено содержание экспериментальной методики психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС, основанной на социально-психологическом тренинге, направленном на формирование групповой сплоченности   

Ключевые слова:
расстройство аутистического спектра, психологическая подготовка, алтимат фрисби   


УДК 159.796

Першина В.В.
студентка 1 курса магистратуры
Московский педагогический государственный университет

(г. Москва Россия)

НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ

В АЛТИМАТ ФРИСБИ 14 - 16 ЛЕТ С РАС

 

Аннотация: в рамках данного исследования определена актуальная направленность психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС на базе государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы, «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции», расположенный по адресу: г. Москва, 1-й переулок, улица Труженников, дом 18.

 Также было определено содержание экспериментальной методики психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС, основанной на социально-психологическом тренинге, направленном на формирование групповой сплоченности.

 

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, психологическая подготовка, алтимат фрисби.

 

Как и в любом другом виде спорта в алтимат фрисби, психологическая подготовка игроков, в том числе с расстройством аутистического спектра (РАС), является важным фактором для достижения спортивного успеха. На сегодняшний день Е. А. Гусевой отмечается необходимость более осознанного отношения к психологической подготовке игроков с РАС в алтимат фрисби и разработка специализированных методик и программ. Это позволит повысить эффективность такой подготовки и увеличит возможности для игроков с РАС в данном виде спорта [4, с. 302].

На основании вышеизложенного нами было проведено исследование в цели: определить направленность и содержание психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС.

В рамках данного исследования посредством анализа научно-методической литературы были определены задачи психологической подготовки в алтимат фрисби, решаемые на тренировочном этапе:

  • воспитание морально-волевых качеств;
  • совершенствование специализированных видов восприятия;
  • создание условий для формирования навыков тактического взаимодействия;
  • развитие внимания;
  • формирование умения управлять своими эмоциями [5, с. 35].

Для достижения данной цели было проведено педагогическое исследование на базе государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы, «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции», расположенный по адресу: г. Москва, 1-й переулок, улица Труженников, дом 18 в период с января по май 2023 года. Выборку составили 24 игрока алтимат фрисби 14-16 лет с РАС. У спортсменов зафиксирована форма РАС, при которой они могут испытывать сложности в социальных ситуациях и определенные проблемы из-за ограниченности интересов и склонности к повторяющимся действиям, но при этом этим спортсменам достаточно незначительной поддержки для нормального функционирования в повседневной жизни. Из этих спортсменов были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 12 человек).

В рамках педагогического исследования посредством диагностических методик нами была изначально определена наиболее актуальная направленность психологической подготовки игроков с РАС в алтимат фрисби. Для этого нами в качестве метода исследования нами применялись следующие психологические тестирования, которые подбирались на основе некоторых выше представленных задач психологической подготовки в алтимат фрисби, решаемых на тренировочном этапе:

  • «Выявление уровня сформированности волевых качеств личности»;
  • «Распределение и переключение внимания»;
  • «Тест эмоционального контроля»;
  • «Определение индекса групповой сплоченности Сишора»;
  • «Определение ценностно-ориентационного единства группы» [1, с. 3; 2, с. 170; 7, с. 13].

Исходя из результатов диагностических методов, нами было определено, что наиболее актуально у игроков 14-16 лет с РАС в алтимат фрисби формировать групповую сплоченность спортсменов. Был сделан данный вывод из результатов контрольных тестов «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» и «Определение ценностно-ориентационного единства группы». Так по результатам тестирований зафиксирован низкий уровень групповой сплоченности у испытуемых обеих групп. В остальных тестах показатели находятся в пределах нормы. Усредненные показатели всех контрольных тестирований не имели между группами статистически значимой разности по критерию Стьюдента (p>0,05).

Исходя из поставленной задачи, нами было определено содержание экспериментальной методики психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС. Данная методика была внедрена в психологическую подготовку спортсменов из экспериментальной группы, тем временем как игроки в контрольной группе по-прежнему занимались по стандартной программе «Школа № 2124», «Центр развития и коррекции».

Основывалась экспериментальная методика на социально-психологическом тренинге, направленном на формирование групповой сплоченности. В содержание тренингов вошли следующие упражнения:

  1. «Вавилонская башня». Ведущим требуется совместно нарисовать Вавилонскую башню, для этого каждому участнику дается отдельное задание, которое он не может сообщать другим участникам, но при этом выполнять задание необходимо всем.
  2. «Кто быстрее?». Участники разделяются на несколько групп (минимум по 3 человека). Ведущий называет геометрическую фигуру, букву и т.п., по которой участникам необходимо не сговариваясь между собой построиться.
  3. «Смысл моего имени». Участнику предлагается выбрать себе имя (свое, чужое существующее или не существующее) и рассказать причину этого выбора или рассказать об этом имени в целом.
  4. «Построимся». Ведущий называет признак (рост, цвет волос, возраст, цвет одежды), по которому участникам необходимо не сговариваясь между собой построиться в одну шеренгу.
  5. «Построение круга». Из хаотичного перемещения по залу с закрытыми глазами по сигналу ведущего участники должны построиться в круг за отведенное количество времени (каждый раз оно сокращается).
  6. «Паззлы». Участники, не разговаривая между собой за ограниченный промежуток времени должны собрать паззл. Как вариант упражнения сбор паззла в группах, для выявления команды наиболее обладающей навыками взаимодействия.
  7. «Поиск сходства». Участники делятся минимум на четыре команды и выписывают сходства, замеченные ими между собой (не ограниченное количество). Далее участники смотрят совпадения по имеющимся сходствам, и выигрывает команда, у которой их большее количество.
  8. «Поворот в прыжках». Ведущий подает сигнал, по которому все участники совершают прыжок с поворотом на тот градус, который они посчитают нужным. Требуется, не сговариваясь повернуться в прыжке именно так, чтобы оказаться смотрящими в одно направление. Ведущим фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
  9. «Дом». Участники должны построить свой дом, где каждый участник должен стать, например, дверью, окном, диваном, стеной и т.п. по пожеланию участника. Можно общаться между собой. Но важно, что участник должен объяснить свой выбор.
  10. «Веселый счет». Ведущий называет числа в случайном порядке, участникам необходимо не сговариваясь встать именно в количестве названного числа. Важно добиться синхронности, при том, что совещаться нельзя.
  11. «Говорящие руки». Образуют два круга (внешний и внутренний, стоя лицом друг к другу) из равного количества участников. Ведущий дает различные задания на взаимодействие, которые выполняются в парах между участниками различных кругов. Затем совершается оборот участников внешнего или внутреннего круга и ведущим дается другое задание.
  12. «Подарок». Применяется в заключительной части занятия. Участником сообщается, что он получил «в подарок» от данных занятий и что он хотел бы «подарить» другим. Например, «я получил сегодня навык доверия» или «я подарил сегодня хорошее настроение» [2, с. 171; 3, с. 49; 6, с. 161].

Важно, что методика была именно внедрена в имеющуюся психологическую подготовку спортсменов с РАС, а не заменяла ее полностью, поскольку, как показали результаты большинства тестирований, остальные важные показатели у игроков находятся в норме.

По завершению формирующего этапа исследования (на котором и проходили занятия) нами было повторно проведено тестирование, но уже только тестами «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» и «Определение ценностно-ориентационного единства группы». На основании данных тестирований было выявлено, что в экспериментальной группе средний уровень групповой сплоченности вырос до высокого, тем временем как в контрольной группе остался на низком уровне. Это объясняется регулярным посещением занятий и выполнением на них специальных упражнений из экспериментальной методики. Показатели групповой сплоченности в экспериментальной группе статистически достоверно выше показателей в контрольной группе по критерию Стьюдента (p<0,05). Прирост показателя в экспериментальной группе также является статистически значимым (p<0,05), тем временем как в контрольной группе он таковым не является (p>0,05).

Таким образом, нами было выявлено не только наиболее актуальное направление психологической подготовки игроков в алтимат фрисби 14-16 лет с РАС, но и определено содержание эффективной методики, направленной на формирование групповой сплоченности данных игроков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бабушкин, Г. Д. Психологические аспекты подготовки спортивного резерва в играх / Г. Д. Бабушкин, И. Ф. Андрушищин // Вестник Псковского государственного университета. – 2022. – № 15. – С. 3-11.
  2. Баштырева, А. К. Формирования психологического климата в спортивных командах / А. К. Баштырева // Материалы научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2018 года. – Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. – С. 170-173.
  3. Воробьев, С. А. Психологическая подготовка тренеров к работе со спортсменами, имеющими расстройства аутистического спектра / С. А. Воробьев, А. Г. Грецов, С. П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 49-51.
  4. Гусева, Е. А. Методы повышения соревновательной мотивации спортсменов, занимающихся алтимат-фрисби / Е. А. Гусева // Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18–19 марта 2021 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2021. – С. 302-307.
  5. Иванов, В. Д. Алтимат-фрисби как вид спорта / В. Д. Иванов, О. В. Марандыкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8, № 1. – С. 35-43.
  6. Махов, А. С. Организация развития адаптивного спорта для людей с синдромом Дауна и людей с расстройствами аутистического спектра / А. С. Махов // Сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». – Москва : КноРус, 2020. – С. 161-164.
  7. Постолов, Д. Ю. Психологическая подготовка волейболистов / Д. Ю. Постолов, А. А. Курныкин // Олимп: физическая культура, спорт, туризм. – 2014. – № 1(1). – С. 13-15. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Першина В.В. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В АЛТИМАТ ФРИСБИ 14 - 16 ЛЕТ С РАС // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 339 - 345. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9497 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9497



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.