'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 46

Просмотры  81 просмотров

Левин В.А., Абрамова М.А.

  


ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
статья посвящена результатам оценки двигательной активности детей среднего школьного возраста   

Ключевые слова:
средний школьный возраст, двигательная активность, физическая культура   


УДК 796

Левин В.А.

Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова

(г. Архангельск, Россия)

 

Абрамова М.А.

Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова

(г. Архангельск, Россия)

 

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: статья посвящена результатам оценки двигательной активности детей среднего школьного возраста.

 

Ключевые слова: средний школьный возраст, двигательная активность, физическая культура.

 

Введение: Проблема повышения двигательной активности школьников младших классов на современном этапе развития общества остается одной из наиболее значимых в общеобразовательных школах. Вместе с тем, из-за интенсификации школьного образования двигательная активность учащихся значительно сокращается. Значительное снижение двигательной активности в период роста и развития младших школьников недопустимо из-за того, негативно влияет на здоровье, умственную работоспособность и усвоение учебных программ. Низкая двигательная активность школьников не позволяет создавать предпосылки для оптимального развития двигательных качеств, что обусловливает снижение уровня физической подготовленности. Таким образом, проблема взаимосвязи двигательной активности и двигательных качеств младших школьников имеет важное значение для школьной системы физического воспитания.

Цель: оценить влияние уровня двигательной активности на показатели физической подготовленности школьников среднего возраста.

Задачи:

Выявить влияние двигательной активности на организм детей среднего школьного возраста

Определить объем двигательной активности у детей среднего школьного возраста (7 класс)

Проанализировать уровень физической подготовленности у детей среднего школьного возраста

Сопоставить уровень двигательной активности с физической подготовленностью

Здоровый образ жизни тесно связан с активностью человека, которая часто уменьшается из-за воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, информационного перегруза и усложненных социальных условий. Это приводит к эмоциональному напряжению и отсутствию движения, что оказывает негативное воздействие на кровеносную систему организма, снижает функции надпочечников и затрудняет борьбу со стрессом. Однако, умеренная физическая активность и различные процедуры, такие как контрастные души, солнечные ванны и систематические тренировки, положительно влияют на организм, делая его более приспособленным к внешней среде и функционально улучшая систему кровообращения.

Для определения двигательной активности учащихся 7 классов использовался педагогический эксперимент и анкетирование.

Учащиеся в течение недели носили с собой измерительное устройство: телефон или умные часы, которые отслеживали количество шагов, которые делают участники эксперимента каждый день.

После этого мы провели анкетирование (Приложение А), из которого мы узнали, кто из учащихся сколько шагов в день делает в течение недели, посещают ли занятия, какие и сколько раз в неделю, а также носили ли в период тренировки измерительное устройство.

Средний возраст учащихся на момент исследования составлял 13,8 лет.

В данном этапе приняли участие 47 учащихся, из которых 29 девочек и 18 мальчиков.

Результаты данных исследований приведены в Таблице 1.

Таблица 1 – Средние результаты анкетирования учащихся 7 класса

День недели

Мальчики

Тыс. шагов

Девочки

Тыс. шагов

Понедельник

7382

6892

Вторник

11551

11497

Среда

9812

5291

Четверг

11021

10043

Пятница

10005

9820

Суббота

8819

10207

Воскресенье

7321

4254

Итого

9416

8278

 

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что у учащихся в неделю исследования не было чёткого распорядка дня. Данные у конкретных учеников колебались от 17 000 шагов в день до 286.

В выходные дни количество шагов было меньше, чем в учебные дни. Возможно, это связано с ухудшением погодных условий в тот период времени. Самым активным и у мальчиков, и у девочек был вторник.

Сразу были заметны учащиеся с активным образом жизни, а также с малоподвижным, прослеживалась четкая граница между ними. Данные каждого ученика со средним количеством шагов за неделю приведены ниже в таблицах 4, 5, 6, 7, 8.

Диапазон значений, полученных в результате тестирования, оказался очень обширным. В связи с этим сделали дополнительное деление результатов для определения подгрупп (Таблица 2).

Таблица 2 – Средние результаты анкетирования учащихся 7 класса

Среднее количество шагов за неделю

Мальчики

Девочки

1000-4000 шагов в день

1

2

4001-7000 шагов в день

6

7

7001-10000 шагов в день

3

11

Более 10001 шагов в день

8

9

Всего

18

29

 

Сравнивая данные таблицы с гигиенической нормой суточной двигательной активности детей по А.Г. Сухареву (Таблица 1), которая составляет 20-25 тысяч шагов в день для детей 11-14 лет, можно сделать вывод, что никто из учащихся не выполняет необходимую для организма норму двигательной активности. Многие учащиеся выполняют ниже, чем в 2, а часть и в 3 раза.

Всемирная организация здравоохранения обозначает для взрослых необходимую двигательную активность – 10000 шагов в день. У детей должна быть выше.

Подводя итоги исследования двигательной активности школьников, можно сделать следующие выводы:

- 44% мальчиков и 31% девочек выполняют 10000 шагов и более в день в среднем;

- часть детей выполняют менее 4000 шагов в день, что является критичным для здоровья учащихся;

- количество шагов в каждом дне у учащихся сильно варьируется: иногда от 286 шагов до 17 000;

- мальчики в среднем более активны, чем девочки.

С данными учащимися проводилось исследование их физической подготовленности по нормативам всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), измеряли их физическую подготовленность по 6 тестам.

а) Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

б) Наклон вперёд из положения стоя со скамейки

в) Челночный бег 3*10 м

г) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

д) Поднимание туловища из положения лежа на спине

е) Бег на лыжах на 3 км

Полученные данные сравнили с нормативами 4 ступени комплекса ГТО.

Исходя из полученных данных были выявлены сильные и слабые места учащихся, а также наглядно продемонстрирован уровень физической подготовленности каждого ученика.

Для проверки достоверности данных использовали дополнительную систему подсчёта: Золото – 3 балла, Серебро – 2 балла, Бронза – 1 балл. (Таблица 3)

Таблица 3 – Пример соотношения результатов

Номер

Кол-во баллов за нормативы комплекса ГТО

Ср. кол-во тыс. шагов в день

Номер

Кол-во баллов за нормативы комплекса ГТО

Ср. кол-во тыс. шагов в день

М11

0

3893

Д23

0

1901

М16

0

4758

Д2

4

4674

М9

1

5791

Д22

4

4367

М1

4

5971

Д21

5

6794

М15

3

6021

Д1

6

5845

М3

2

6120

Д4

6

3288

М8

5

6753

Д9

6

4192

М13

5

7256

Д12

7

9756

М12

6

7830

Д18

7

7829

М2

6

8347

Д3

8

5429

 

Для проверки достоверности взаимосвязи между показателями использовали формулы Microsoft Excel с определением коэффициента Стьюдента.

В выборке среди мальчиков (18 человек), полученное эмпирическое значение t = 9,9 находится в зоне значимости (p < 0,01).

В выборке среди девочек (29 человек) полученное эмпирическое значение t = 14,8 находится в зоне значимости (p < 0,01).

Из чего следует:

- что двигательная активность влияет на физические показатели и общее состояние учащихся

- некоторые учащиеся не выполнили ни одного норматива на знак отличия (2 мальчика и 1 девочка);

- самые результативные тесты, на которых учащиеся заработали лучшие баллы за выполненный норматив – это сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и поднимание туловища из положения лёжа за 1 минуту, а самые худшие показатели в среднем получили по результатам тестирования гибкости у мальчиков (наклон вперёд из положения стоя на скамейке) и координации у девочек (челночный бег).

- зависимость количества шагов от выполнения комплекса ГТО, то есть зависимость двигательной активности и физической подготовленности статистически значима и достоверна.

ВЫВОДЫ

Анализ литературных источников показал, что повышение двигательной активности у детей среднего школьного возраста влияет на физические показатели и общее состояние учащихся.

Норма двигательной активности по Всемирной организации здравоохранения 10 000 шагов в день. По другим источникам нормой является 20-25 тыс. шагов в день. В нашем исследовании средние показатели шагов за неделю варьировались от 2000 до 17000 и эти данные крайне нестабильные. Какие-то дни очень активны, какие-то менее 1000 шагов.

38% девочек и 28% мальчиков выполнили все нормативы на знак отличия ГТО, 5 из 6 тестов на знак отличия выполнили 24% девочек и 22% мальчиков.

В исследовании была выявлена достоверная связь (95%) между двигательной активностью, которая измерялась шагометрией, и физической подготовленность, по результатам 6 норм ГТО (p <0,05).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кораблева Е.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в системе физического воспитания / Е.Н. Кораблева // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 6 (6). С. 95-100.
  2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
  3. Кучма, В. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Вып.VII / В. Кучма и др. - М.: Гэотар-Медиа, 2019. - 176 c.
  4. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : [ Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Германов Г. Н. - 2-е изд., пер. и доп. - Электрон. дан.col. - М. : Юрайт, 2020. - 224 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Левин В.А., Абрамова М.А. ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 308 - 315. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9494 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9494



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.