'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 42

Просмотры  38 просмотров

Медоева М.А., Бугулова А.Б., Битарова И.К.

  


ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА D – БИЧ XXI ВЕКА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема дефицита витамина D, который оказывает влияние на 172 основных физиологических показателя здоровья человека, связанных с риском развития различных заболеваний   

Ключевые слова:
дефицит витамина D, проблема, статистика, риск, заболевания   


УДК 616

Медоева М.А.

студентка 4 курса лечебного факультета

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

(г. Владикавказ, Россия)

 

Бугулова А.Б.

студентка 4 курса лечебного факультета

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

(г. Владикавказ, Россия)

 

Научный руководитель:

Битарова И.К.

доцент кафедры общей гигиены и физической культуры

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

(г. Владикавказ, Россия)

 

ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА D – БИЧ XXI ВЕКА

 

Аннотация: в статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема дефицита витамина D, который оказывает влияние на 172 основных физиологических показателя здоровья человека, связанных с риском развития различных заболеваний.

 

Ключевые слова: дефицит витамина D, проблема, статистика, риск, заболевания.

 

Дефицит витамина D становится все более серьезной проблемой во всем мире. Его нельзя недооценивать не только из-за хорошо известных последствий для здоровья костной системы, но прежде всего потому, что недавние многочисленные исследования показали, как биологически активная форма витамина D — 1,25(OH)2D — участвует во  многих биологических процессах, включая модуляцию иммунной системы, что стало ещё более очевидным во время пандемии Covid-19, влияние на репродуктивную функцию как у мужчин, так и у женщин,  противоопухолевую защиту и многое другое.

Согласно результатам проведенного в 2020 году российского исследования, уровень недостаточности 25(OH)D был зарегистрирован у 27,87% добровольцев в регионах РФ, расположенных в широте от 45° до 70°, дефицит — у 56,40%. Суммарно у 84,27% обследованных установлен показатель низкого статуса витамина D, а оптимальный уровень диагностирован у 15,73%. В целом по исследованию средний уровень 25(OH)D в сыворотке крови участников составил 20,87 нг/мл, что соответствует уровню недостаточности витамина D, при этом находится близко к границе с D-дефицитом.

И данные статистки говорят о том, что ситуация аналогична по всему миру, включаю страны с достаточным уровнем солнечного облучения, такие как Индия, Пакистан, Иран, Китай, где по данным исследований, проведенных в 2009 и 2013 годах, до 60-80% населения имеют симптомы дефицита витамина D.

 Резюмируя совокупность полученных результатов и опубликованных литературных данных, проблему дефицита витамина D можно классифицировать как пандемию, характерную для всех регионов мира. 

Но для кого же риск дефицита витамина D особенно высок? Для производства витамина D необходим доступ солнечного света, соответственно люди с ограниченным пребыванием на солнце имеют больший риск дефицита. В группу риска входят люди с более темным оттенком кожи, люди, живущие далеко от экватора, а также страдающие некоторыми заболеваниями, в частности, воспалительными заболеваниями кишечника. Кроме того, в XXI веке на проблеме дефицита витамина D сильно сказалась работа в офисе, которая на сегодняшний момент является источником дохода для значительного числа жителей мегаполисов, а работа в офисе в обычное рабочее время означает, что Ваше  пребывание на солнце в течение дня существенно ограничено. Ещё одной проблемой XXI века являются многочисленные экологические факторы, в особенности постоянно нарастающий уровень загрязненности атмосферы за счет выхлопных газов и промышленных отходов, которые могут ослаблять воздействие УФ-излучения спектра В и тем самым препятствовать адекватной выработке витамина D. 

Среди заболеваний, связанных с D дефицитом, особенное распространение в последнее десятилетие получили инсулинорезистентность, сахарный диабет 2 типа и различные психические расстройства. Витамин D влияет на работу гена инсулиновых  рецепторов, которые необходимы для того, чтобы инсулин способствовал поступлению глюкозы в клетку,  без достаточного уровня витамина D, на поверхности клеток будет недостаточно  этих рецепторов и разовьётся инсулинорезистентность.  

Также витамин D необходим для синтеза половых гормонов, которые сами являются мощными активаторами гена инсулиновых рецепторов, а соотвественно если витамина D мало, выработка половых гормонов нарушена, и  это приводит не только к инсулинорезистенти, но и часто к бесплодию, проблема которого тоже стала очень актуальной в последнее время.

Что касается психических заболеваний, наиболее актуальным и распространенным на сегодняшний день является депрессия, которой по данным статистики в 2015 году страдали 4,4% населения мира. В настоящее время существует по крайней мере три линии доказательств, подтверждающих связь депрессии с дефицитом витамина D: во-первых, повышенная регионально-специфическая экспрессия рецепторов витамина D (VDR) в областях мозга (таких как префронтальная и поясная кора), которые, как известно, играют ключевую роль в регуляции настроения; во-вторых, предполагаемая модулирующая роль витамина D в связи между депрессией и воспалением (через возможный иммуномодулирующий механизм); и наконец, новое понимание нейропротекторных свойств витамина D (благодаря его противовоспалительному действию).

Подводя итоги, можно сказать, что поддержание оптимального уровня витамина D — одна из лучших инвестиций в долгосрочное здоровье. И несмотря на то, что при решении проблем общественного здравоохранения в последние годы сохраняется высокий интерес к частоте и роли дефицита витамина D и путям его коррекци, эта проблема по прежнему стоит достаточно остро, а значит диагностика, лечение и профилактика витамина D требуют ещё большего внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Суплотова Л.А., Авдеева В.А., Пигарова Е.А., Рожинская Л.Я., Трошина Е.А. Дефицит витамина D в России: первые результаты регистрового неинтервенционного исследования частоты дефицита и недостаточности витамина D в различных географических регионах страны. Проблемы Эндокринологии. 2021;67(2):84-92. https://doi.org/10.14341/probl12736.
  2. Harinarayan CV, Joshi SR. Vitamin D status in India--its implications and remedial measures. J Assoc Physicians India. 2009 Jan;57:40-8. PMID: 19753759.
  3. Ziaee A, Javadi A, Javadi M, Zohal M, Afaghi A. Nutritional Status Assessment of Minodar Residence in Qazvin City, Iran: Vitamin D Deficiency in Sunshine Country, a Public Health Issue. Global Journal of Health Science; Vol. 5, No. 1; 2013 ISSN 1916-9736
  4. Хабаров С.В., Хадарцева К.А., Волков В.Г. Витамин D и репродуктивное здоровье женщины.Российский вестник акушера-гинеколога. 2020;20(5):45‑53.
    Khabarov SV, Khadartseva KA, Volkov VG. Vitamin D and women’s reproductive health. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2020;20(5):45‑53. (In Russ.) 
    https://doi.org/10.17116/rosakush20202005145
  5. Vitamin D and Depression: A Critical Appraisal of the Evidence and Future Directions Vikas Menon et al. Indian J Psychol Med. 2020
  6. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31997861/
  7. Мальцев С.В. Современные аспекты применения витамина D в клинической практике. РМЖ. Мать и дитя. 2022;5(3):244-252. DOI: 10.32364/2618-8430-2022-5-3-244-252. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Медоева М.А., Бугулова А.Б., Битарова И.К. ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА D – БИЧ XXI ВЕКА // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 277 - 281. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9490 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9490



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.