'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  36 просмотров

Шамсутдинов Э.О.

  


ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАТОРОВ В США И ЕС *

  


Аннотация:
в настоящее время правовой институт корпоративных информаторов активно развивается в законодательстве США и ЕС. В статье прослеживаются причины того, почему корпоративные информаторы идут на риск и делают разоблачения   

Ключевые слова:
вознаграждение, Закон Сарбейнза-Оксли, Стивен Бабьяк, Закон Додда-Франка, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комиссия по торговле товарным фьючерсами США, Рекомендация ЕС о защите информаторов, ЕС Директива о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства, стимулирование информаторов в Словакии   


УДК 34

Шамсутдинов Э.О.

бакалавр Международно-правового института,

Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

 

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ

ИНФОРМАТОРОВ В США И ЕС

 

Аннотация: в настоящее время правовой институт корпоративных информаторов активно развивается в законодательстве США и ЕС. В статье прослеживаются причины того, почему корпоративные информаторы идут на риск и делают разоблачения.

 

Ключевые слова: вознаграждение, Закон Сарбейнза-Оксли, Стивен Бабьяк, Закон Додда-Франка, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комиссия по торговле товарным фьючерсами США, Рекомендация ЕС о защите информаторов, ЕС Директива о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства, стимулирование информаторов в Словакии.

 

Согласно С.С. Алексееву [1], правовые средства – это субстанциональные, институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию. Буквально, правовое средство – это то, что связывает идеальное с реальным, т. е. цель с результатом. Любая деятельность для того, чтобы продолжалось её развитие, должна чем-то подстегиваться, стимулироваться. Деятельность корпоративных информаторов, как представляется, не спадает, главным образом, из-за вознаграждений, предусмотренных законодательством.

Когда принимался Закон Сарбейнза-Оксли (далее – ЗСО) [2], Конгресс проигнорировал аргументы о том, что значительное вознаграждение корпоративного информатора будет являться серьезным стимулом к развитию их деятельности [3]. Согласно статье 806 ЗСО работники, сообщившие о правонарушениях, могут получить компенсацию только в том случае, если их дискриминировали (например, уволили), а также возместить судебные издержки и разумные гонорары для адвокатов. Так, например, в 2017 году бывший менеджер по продажам Cardiovascular Systems, Inc. Стивен Бабьяк смог возместить в совокупности свыше 5 млн. долларов [4], доказав, что он подвергся репрессиям, завершившимся увольнением, из-за того, что он сообщил о правонарушениях в своей компании. Бабьяк довел свои опасения до сведения начальства после того, как компания внедрила незаконную политику «отката», предусматривающую направление пациентов к врачам только в том случае, если врачи приобретали продукцию Cardiovascular Systems Inc. Его компания провела внутреннее расследование, но прекратила дело, несмотря на то, что другие работники подтвердили утверждения Бабьяка. В отместку руководитель Бабьяка перевел его в менее привлекательный регион и несправедливо увеличил его норму продаж, тем самым, снизив его нефиксированную часть оплаты труда. На новом месте Бабьяк стал свидетелем искусственной распродажи товаров, проводимой с той целью, чтобы выполнить норму продаж. С покупателем заранее было заключено соглашение, по которому он обязывался вернуть всю купленную продукцию на следующий день после закрытия отчетного периода. Спустя некоторое время, как Бабьяк сообщил об этом через внутренний канал информирования, он был уволен. В отношении ЗСО нельзя сказать о наличии прямых правовых средств стимулирования, поскольку получение компенсации не гарантировано и обусловлено предварительной дискриминацией.

Статьи 748 и 922 Закона Додда-Франка (далее – ЗДФ) [5] закрепляют право корпоративного информатора на получение вознаграждения в диапазоне 10%-30% от суммы всех наложенных денежных штрафов в совокупности при условии, что размер этих штрафов превышает 1 миллион долларов США. Если брать программу корпоративных информаторов, которую администрирует Комиссия по ценным бумагам и биржам США, то на данный момент самая большая сумма, которую получил корпоративный информатор, равна 118 миллионам долларов [6] в 2020 году. Вместе с тем указанная сумма не рекорд, Комиссия по торговле товарными фьючерсами США в 2021 году присудила корпоративному информатору 200 миллионов долларов [7]. В отношении ЗДФ с полной уверенностью можно сказать о том, что он содержит положения, стимулирующие деятельность корпоративных информаторов.

Праву ЕС на текущем этапе его развития чуждо указание на закрепление права вознаграждения за корпоративным информатором. Ни в Рекомендации Совета Европы о защите информаторов (далее – РЗИ) [8], ни в Директиве ЕС 2019/1937 Европейского парламента и Совета от 23 октября 2019 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза (далее – ДЗИ) [9] положения о стимулировании заявителей отсутствуют. Это объясняется тем, что разработчики ДЗИ считают, что появление таких норм извратило бы суть самого информирования, поменяло бы его цель с защиты публичного интереса на получение личной выгоды [10]. Это поставило бы под вопрос сам статус корпоративного информатора, основное право которого, право на сообщение о правонарушение в корпорации было сформировано судебной практикой [11] при сопоставлении его прав с правами того, на кого указывают как на совершающего правонарушение (как правило, работодателя). Профессор К.У. Шмолке выражает надежду на то, что при инкорпорации ДЗИ в национальное законодательство стран-участников Европейского Союза некоторые из них внедрят у себя дополнительно финансовые вознаграждения для корпоративных информаторов как меру стимулирования [12]. Так, например, в 2019 году в Словакии уже вступил Закон о защите корпоративных информаторов [13], который содержит указание на финансовое вознаграждение информатора в размере до 50-кратной величины минимальной заработной платы. Таким образом, право ЕС до сих пор не имеет единого регулирования в части стимулирования корпоративных информаторов путем выплаты им финансовых вознаграждений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексеев С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация, //Советское государство и право. 1987. № 6, С. 14.
  2. R.3763 - Sarbanes-Oxley Act of 2002. URL: https://www.congress.gov/bill/107th-congress/house-bill/3763/text
  3. Dworkin, T.M. SOX and Whistleblowing, Michigan Law Review, 2007, №105, P. 1769
  4. Steven Babyak v. Cardiovascular Systems Inc., April 25, 2017. URL: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1180145/000118014517000020/a8-k42617.htm
  5. R.4173 - Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act. URL: https://www.congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/4173/text
  6. https://www.sec.gov/news/press-release/2020-266
  7. https://www.cftc.gov/PressRoom/PressReleases/8453-21
  8. Recommendation CM/Rec (2014)7 of the Committee of Ministers to member States on the protection of whistleblowers. URL: https://rm.coe.int/16807096c7
  9. Directive (EU) 2019/1937 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2019 on the protection of persons who report breaches of Union law. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019L1937
  10. Document 52018SC0116/ Commission staff working document impact assessment. Accompanying the document Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Counci on the protection of persons reporting on breaches of Union law. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52018SC0116&qid=1678737562602
  11. Grand Chamber judgment Guja v. Moldova 12.02.08. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng#{%22itemid%22:[%22003-2266532-2424493%22]}
  12. Schmolke K.U. Compensation, but no Rewards for Whistleblowers? – Some Thoughts on the Introduction of Financial Incentive Programmes in the Wake of the EU Whistleblower Directive’s Transposition // Zeitschrift für Europäisches Privatrecht (ZEuP), 2022, pP. 82-107
  13. ZÁKON z 30. januára 2019 o ochrane oznamovateľov protispoločenskej činnosti a o zmene a doplnení niektorých zákonov. URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2019/54/vyhlasene_znenie.html 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шамсутдинов Э.О. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАТОРОВ В США И ЕС // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 139 - 143. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9471 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9471



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.