'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  40 просмотров

Пастернак А.М., Москаленко А.Ф.

  


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ *

  


Аннотация:
в статье изучена юридическая сущность принципа разделения властей, в частности рассмотрены различные точки зрения авторов по данному вопросу. Изучены проблемы реализации принципа разделения властей   

Ключевые слова:
принцип разделения властей, проблемы реализации, ветви власти, система органов власти, ветви власти, Конституция   


УДК 342

Пастернак А.М.

бакалавр

Национальный исследовательский

Томский государственный университет

(г. Томск, Россия)

 

Научный руководитель:

Москаленко А.Ф.

ассистент

Национальный исследовательский

Томский государственный университет

(г. Томск, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

Аннотация: в статье изучена юридическая сущность принципа разделения властей, в частности рассмотрены различные точки зрения авторов по данному вопросу. Изучены проблемы реализации принципа разделения властей.

 

Ключевые слова: принцип разделения властей, проблемы реализации, ветви власти, система органов власти, ветви власти, Конституция.

 

Современное российское государство представляет собой одну из самых сложных социальных систем, главенствующую роль в которой играет публичная власть и ее институты.

В соответствии с законом, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Ст. 10, 11 Конституции Российской Федерации закрепляет наличие, президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти, т.е. Конституция РФ стала очередным этапом реформирования государственных органов, провозгласив при этом принцип разделения властей.

Одной из самых важных считается проблема верховенства Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти. Например, ст. 86 Конституции РФ устанавливает его право осуществлять руководство внешней и внутренней политикой Российской Федерации. Данное положение можно считать слишком абстрактным, так как не конкретизируется, как именно должно это руководство осуществляться, следовательно, данная норма может толковаться по-разному. Противоречит принципу разделения властей и правотворческая деятельность главы государства.

В ст. 90 Конституции Российской Федерации закреплено право Президента Российской Федерации издавать указы и распоряжения, которые должны исполнятся на всей территории государства, но стоит отметить, что это противоречит принципу разделения властей, так как Президент не относится как к законодательным органам власти, так и к остальным. Так же не предусмотрен список вопросов, которые подлежат регулированию Президентом. Это расширяет полномочия Президента и дает ему возможность издавать законы, относящиеся к ведению Правительства.

Закрепленное Конституцией участие Совета Федерации в законотворческой деятельности делает процедуру принятия законопроектов очень сложной. Совет Федерации, используя возможность отклонить представленный Думой законопроект еще до его рассмотрения главой государства, выполняет роль предварительного фильтра. Длительность рассмотрения законопроектов Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом не повышают качество нормативных актов. Поэтому, можно было бы сохранить за членами Совета Федерации полномочия, закрепленные статьями 102 и 106 Конституции Российской Федерации.

В отношении судебной власти РФ, можно выделить автономные подсистемы: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный суд, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые суды. Суды каждой из групп работают в самостоятельном друг от друга режиме. Поэтому, несмотря на положения Федерального конституционного закона «О судебной системе» о единстве системы, фактически единство отсутствует.

Некоторые ученые конституционалисты считают, что данное обстоятельство ослабляет судебную власть и снижает эффективность ее функционирования.

Интерпретация разделения властей как разграничения функций трех типов государственных органов, в совокупности с системой сдержек и противовесов, в настоящее время не может удовлетворить многообразие элементов в системе государственных органов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исследование реализации принципа разделения властей наиболее эффективно при рассмотрении государственного аппарата и механизмов его регулирования как единой системы органов. Реализация принципа разделения властей не осуществляется в полной мере на современном этапе, также не полностью отвечает принципам демократии. Наблюдаются перевесы в сторону исполнительной ветви власти, а некоторые нововведения противоречат принципам, закрепленных в статьях 10 и 11 Конституции РФ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.)
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, №51, ст. 5712
  3. Федеральный закон "О Государственном Совете Российской Федерации" от 08.12.2020 N 394-ФЗ (последняя редакция)
  4. Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016.–№3-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229 (дата обращения: 24.03.2021).
  5. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей. Научно-правовые, философские и исторические аспекты // Государство и право. 2000. № 10. С. 49 – 56.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пастернак А.М., Москаленко А.Ф. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 114 - 117. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9466 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9466



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.