'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 17

Просмотры  35 просмотров

Пастернак А.М., Москаленко А.Ф.

  


КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ *

  


Аннотация:
в статье изучена юридическая сущность конституционного строя, в частности рассмотрены различные точки зрения авторов по данному вопросу. Изучены конституционные основы принципа разделения властей   

Ключевые слова:
принцип разделения властей, конституционные основы принципа разделения властей, ветви власти, парламент, президент, правительство   


УДК 342

Пастернак А.М.

бакалавр

Национальный исследовательский

Томский государственный университет

(г. Томск, Россия)

 

Научный руководитель:

Москаленко А.Ф.

ассистент

Национальный исследовательский

Томский государственный университет

(г. Томск, Россия)

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ

ВЛАСТЕЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Аннотация: в статье изучена юридическая сущность конституционного строя, в частности рассмотрены различные точки зрения авторов по данному вопросу. Изучены конституционные основы принципа разделения властей.

 

Ключевые слова: принцип разделения властей, конституционные основы принципа разделения властей, ветви власти, парламент, президент, правительство.

 

Современные конституционалисты, высказывают различные мнения о понятии конституционного строя. Так, В.Т. Кабышев под конституционным строем понимает систему конституционных отношений, являющихся предметом конституционного регулирования, а также конституционные нормы и принципы, определяющие отдельные виды общественных отношений существующего строя.

Принимая во внимание тот факт, что основой конституционного строя выступает принцип разделения властей, представленное выше понятие способствует выявлению значимости данной нормы.

Разделение властей, выступающее в качестве одной из определяющих основ современного. конституционного строя, выражается в трех формах. Сама теория разделения властей является основой для развития и выстраивания общественных отношений, закрепляемых в действующих правовых нормах. Разделение властей, будучи одним из основополагающих элементов конституционного строя, является основой правового начала функционирования власти как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.

Наиболее правильным можно считать по этому вопросу точку зрения Н.С. Нижника, в соответствии с которой государственная власть едина, но ее реализация осуществляется путем деятельности разных органов. Поэтому, можно определить рассматриваемое общее начало как принцип разделения функций государственной власти. Каждая властная функция имеет присущие только ей особенности реализации.

Президент в России по конституционной модели не относится ни к одной из ветвей власти, а стоит над ними. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм.

Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ). Законодательную власть осуществляет парламент (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную власть – Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ), судебная власть принадлежит судам (гл. 7 Конституции РФ).

Место парламента в государстве обозначено в ст. 11 Конституции РФ:

«Государственную власть в Российской Федерации осуществляют… Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума РФ) …», в ст. 10 Конституции РФ: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В ст. 94 Конституции РФ сказано, что «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

В отношении Президента РФ к «ведению Государственной Думы РФ относятся: а) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности» (ст. 103 Конституции РФ). «К ведению Совета Федерации относятся: б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности» (ст. 102 Конституции РФ).

Более того, решение Государственной Думы РФ о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности принимаются двумя третями голосов от общего числа членов каждой палаты.

В отношении Правительства РФ Государственная Дума имеет такие правомочия, как выражение недоверия Правительству РФ и дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ.

В связи с поправками 2020 года, нужно отметить появление такого органа как Государственный Совет. Как можно заметить, он наделен теми же функциями, что и Президент, в соответствии со статьей 80 Конституции. Как пишет в своих статьях Илья Шаблинский, это достаточно серьезный шаг- ввести новый совещательный орган при Президенте. По сути, это вносит новый элемент в систему государственной власти, закрепленную в части первой статьи 11 Конституции 1993 года. Вопрос о целесообразности данного нововведения крайне дискуссионный. Эта ситуации заставляет задуматься, не повлекут ли данные изменения дисбаланс в системе государственной власти. 

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что разделение властей направлено на обеспечение взаимного сдерживания и контроля властей в целях осуществления народовластия и предотвращения узурпации власти каким-либо одним государственным. органом или должностным лицом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.)
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, №51, ст. 5712
  3. Федеральный закон "О Государственном Совете Российской Федерации" от 08.12.2020 N 394-ФЗ (последняя редакция)
  4. Милушева Т.В, Цыбулевская О.И Конституционный принцип разделения властей: теория и практика реализации. - 2018.
  5. Нижник Н.С. Самоорганизация общества в социально-политическом дискурсе российского государства // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе / под общ. ред. В.А. Сосова. Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского ун-та МВД России. – Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2014. – 411 с.
  6. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- 436 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пастернак А.М., Москаленко А.Ф. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 109 - 113. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9465 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9465



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.