'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  39 просмотров

Тимошенко Т.В., Милютина Е.И.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ ЕЁ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА *

  


Аннотация:
в данной статье рассказывается о навыках, приобретенных в процессе конструирования развивающая способности которые пригодятся детям в других видах деятельности   

Ключевые слова:
конструктивная деятельность, строительный материал, модель, схемы   


УДК 37

Тимошенко Т.В.

воспитатель

Детский сад №7 «Созвездие»

(г. Чебоксары, Россия)

 

Милютина Е.И.

воспитатель

Детский сад №7 «Созвездие»

(г. Чебоксары, Россия)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ

РАСКРЫТИЯ ЕЁ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА

 

Аннотация: в данной статье рассказывается о навыках, приобретенных в процессе конструирования развивающая способности которые пригодятся детям в других видах деятельности.

 

Ключевые слова: конструктивная деятельность, строительный материал, модель, схемы.

 

«Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессах различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д.».

© А. В. Запорожец

 

Формирование личности дошкольника – процесс очень сложный и многогранный, обеспечивается влиянием множества движущих сил, факторов, механизмов, среди которых особое место занимает детская деятельность. Одним из видов деятельности, обладающим высоким развивающим потенциалом, является конструирование.

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова «construktio» - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На основании анализа собственного опыта, хотелось бы отметить, что на занятиях конструированием эффективно развиваются сенсорные и мыслительные способности детей. Кроме того, в конструктивной деятельности наши воспитанники приобретают конструктивно-технические умения, такие как: сооружать разные объекты из строительного материала – здания, мосты и т.д.; делать из разнообразных материалов поделки – елочные игрушки, кораблики и т.д. Активно формируются обобщенные умения, востребованные и в других видах деятельности: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать предметы между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и общения. В процессе конструирования совершенствуются навыки планирования деятельности, зарождаются и развиваются мотивы деятельности.

 Навыки, приобретённые в процессе конструирования, развития умственных способностей, проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, способности детей решать любые задачи творчески и самостоятельно.

Важным условием реализации развивающего потенциала конструирования является педагогическое сопровождение. В нём мы выделили два основных вектора:

- создание и насыщение предметно-пространственной развивающей среды, причём не только наборами для конструирования, но и материалами для творчества: рисунками, иллюстрациями, чертежами, фотографиями объектов интересной конструкции и т.п.;

- вариативность использования различных форм обучения конструированию с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Характеризуя наиболее значимое содержание работы по первому вектору, отметим, что, на наш взгляд, важно наличие в группе материалов для разных видов конструирования:

  • конструирование из строительного материала;
  • конструирование из бумаги;
  • конструирование из природного материала и т.д.

 Следует помнить, что строительного материала всегда должно быть больше, чем требуется для какой-то конкретной постройки (и по элементам, и по количеству). Это позволяет стимулировать развитие критического мышления, умения отбирать только необходимые детали, соответствующие замыслам детей. Начинающим педагогам можно посоветовать давать наборы строительного материала и конструкторы не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После освоения детьми конструктора, его можно поместить в игровой уголок для самостоятельной деятельности.

Педагог предусматривает и разнообразные детские мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т.д. Дети, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью, норка для ёжика, мостик для пешехода и т.д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

В рамках второго вектора педагог в первую очередь – источник информации о способах конструирования. Именно взрослый учит ребёнка строить, используя различные виды конструкторов, схем, моделей, изображений.

В обязательном порядке воспитатель должен стремиться создать ситуацию успеха для каждого ребенка, учитывая индивидуальные способности детей, поощряя их творческую активность, нестандартное мышление, свою индивиду­альность, познавательный интерес.

 Особое внимание заслуживает организация коллективных построек. В этом случае задача педагога состоит в обучении навыкам сотрудничества, в формировании социально-коммуникативных компетенций. Работа в паре или малыми подгруппами воспитывает ответственность, умение отстоять свою точку зрения, способствует сплочению ребят.

Таким образом, конструктивная деятельность обладает огромным потенциалом в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. То, насколько он будет реализован, зависит от руководящей роли педагога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. — М: Творческий центр, 2006.
  2. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М: Изд. дом «Карапуз», 1999.
  3. Стругаева В.В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 1(40).
  4. Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст: непосредственный, Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тимошенко Т.В., Милютина Е.И. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ ЕЁ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 74 - 78. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9459 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9459



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.