'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  49 просмотров

Андреев К.Ю.

  


ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ» *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности реализации программы дополнительного образования художественной направленности для поколения Z. Автор отмечает особенности детей цифрового века и их поведения на занятиях рисунком и живописью, обращается к некоторым принципам артпедагогики   

Ключевые слова:
дополнительное образование, поколение Z, артпедагогика   


УДК 371

Андреев К.Ю.

педагог дополнительного образования

ООО «Первая коллегия архитекторов»

(г. Тула, Россия)

 

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ»

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации программы дополнительного образования художественной направленности для поколения Z. Автор отмечает особенности детей цифрового века и их поведения на занятиях рисунком и живописью, обращается к некоторым принципам артпедагогики.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, поколение Z, артпедагогика.

 

При конструировании современных образовательных программ нельзя не учитывать особенности нынешнего поколения. Это касается как программ общего, так и дополнительного образования. Они могут быть эффективны только в случае использования педагогических технологий, ориентированных на ценности и особенности психики сегодняшних обучаемых. В контексте данной статьи остановимся на моделировании программы дополнительного образования художественной направленности для поколения Z.

Особенности данного поколения подробно рассмотрены в работе А.В. Сапы «Поколение Z - поколение эпохи ФГОС». Он описывает портрет современного подростка, основываясь на выводах представителей «теории поколений», даёт подробную характеристику психологических и личностных особенностей учеников этой возрастной группы.

Мы предлагаем рассмотреть особенности реализации программы «Мир рисунка и живописи» для детей в возрасте от 12 до 15 лет в рамках неформального образования в частной художественной школе в контексте «теории поколений». Опыт работы по ней 3 года. Важно заметить, что примерно 60% обучающихся самостоятельно выбрали данную программу без участия родителей, основываясь на информации, размещенной в Интернет пространстве. Дети мультимедийных технологий имеют доступ в Интернет 24 часа в сутки. «Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать» [1, c.27], это им придает им уверенности в своих взглядах.

По мнению А.В. Сапы они «нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях», «более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны» [1, c.28]. Практика работы показывает, что данный вывод не является безосновательным. Ученики в качестве целей посещения занятий отмечают, что хотят научиться рисовать, чтобы дарить свои рисунки друзьям и близким, размещать свои достижения в социальных сетях, для получения позитивных отзывов и т.п. Гораздо меньшая часть говорит, что хочет подготовиться к поступлению в вуз художественной направленности, развить творческие способности и т.п. При выполнении заданий во время занятий большинство учеников стремится не прорисовывать детали, а закончить одну работу побыстрее и перейти к следующей. Если над рисунком приходится работать более чем 2 занятия, то быстро теряют к нему интерес.

Важно отметить, что у этих детей могут возникать «проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности» [1, c.28]. Из 28 обучающихся по программе 19 отмечают трудности с изучением ряда школьных предметов. При этом на занятиях по рисунку и живописи они показывают значительные успехи.

Исследователь отмечает, что «в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности» [1, c.29]. На данный момент не можем однозначно констатировать последнее, за период реализации программы значимых конфликтов не возникало. А вот гиперактивность обучающихся очевидна. Мы уже отмечали неусидчивость, стремление как можно быстрее перейти к новой работе. Можем отметить, что по статистике 3 из 5 обучающихся предпочитают не заканчивать рисунок, если допускают ошибки, и всячески стараются перейти к новому заданию. Во время выполнения работы активно занимаются 15-20 минут, а потом начинают отвлекаться на общение не друг с другом, а на переписку в социальных сетях или другое времяпрепровождение в виртуальном пространстве. Отсюда налицо определенные проблемы с социализацией. Несмотря на то, что обучающиеся программы проводят вместе 3 раза в неделю по три часа, однако часть из них вообще не взаимодействуют друг с другом. Только два ученика, познакомившись на занятиях, общаются вне стен школы. Это может подтверждать и другой вывод А.В. Сапы о том, что это поколение «с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими» [1, c.28]. А такое поведение «выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира». Действительно, современные дети постепенно становятся «менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированными».

Наш опыт подсказывает, что важно строить занятие с учетом следующего:

  1. Четкое структурирование занятия. Через 25-30 минут организовывать 10-15 минутные перерывы, во время которых можно в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся смотреть видеоматериалы о музеях, художниках и их картинах (много интересных материалов размещено на сайте Культура.рф), или беседовать об интересах, увлечениях учеников. Это может способствовать и преодолению возможных трудностей в процессе социализации.  
  2. Постоянное взаимодействие с учениками. Поколению Z важная обратная связь с педагогом. Он должен хвалить / критиковать / подсказывать на занятии. Обучающимся нужно видеть заинтересованность, четко понимать предъявляемые к ним требования. Ученикам легче достичь успеха, если по ходу выполнения задания они понимают, насколько правильно они это делают.
  3. Соблюдение принципа творческого события участников образовательного процесса. Это один из принципов артпедагогики, сформулированный Н.Ю. Сергеевой. Автор отмечает, что понятие «со-бытие» (событие) может рассматриваться с одно стороны, как «встреча внутренних миров взрослого и ребенка», а с другой как «некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего опыта»[2, с.88]. Мы не можем не согласиться с важностью данного принципа в контексте реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности. Мир педагога раскрывается не только, когда он помогает ученику в выполнении задания, но и тогда, когда учитель формирует задание, составляет композицию или беседует с учениками во время перерывов в работе. Мир ученика – это, прежде всего, его творческая работа. В ходе занятия возникают как спонтанно, так и специально организованные образовательные события, позволяющие раскрыться таланту обучающихся. Таким образом, артпедагогика может помочь наладить эффективное взаимодействие с детьми поколения Z.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. А. В. Сапа // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30.
  2. Сергеева Н. Ю. О принципах арт-педагогической деятельности// Вестник УРАО. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-printsipah-art-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.07.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Андреев К.Ю. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ «ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ» // Вестник науки №7 (64) том 2. С. 56 - 60. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9456 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9456



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.