'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 83

Просмотры  49 просмотров

Зубарева М.А., Лосев В.Ю.

  


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ *

  


Аннотация:
одним из условий, гарантирующим высокие спортивные результаты на соревнованиях различного уровня - это высокий уровень развития координационных способностей акробатов как в целом, так и способности к равновесию в частности. Также от уровня развития координационных способностей, способности к равновесию во многом зависит скорость и прочность освоения технических элементов. Недостаточная разработанность данного вопроса в теории и практике спортивной подготовки, на фоне низкого уровня развития данных способностей у детей определяет проблему развития способности к равновесию у спортсменов на начальном этапе в спортивной акробатике   

Ключевые слова:
акробаты, способность к равновесию, методика   


УДК 796

Зубарева М.А.

магистрант 2 курс

Сургутский государственный университет

(г. Сургут, Россия)

 

Научный руководитель:

Лосев В.Ю.

канд. пед. наук, доц.

кафедры теории физической культуры

Сургутский государственный университет

(г. Сургут, Россия)

 

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ НА ЭТАПЕ

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ

 

Аннотация: одним из условий, гарантирующим высокие спортивные результаты на соревнованиях различного уровня - это высокий уровень развития координационных способностей акробатов как в целом, так и способности к равновесию в частности. Также от уровня развития координационных способностей, способности к равновесию во многом зависит скорость и прочность освоения технических элементов.

Недостаточная разработанность данного вопроса в теории и практике спортивной подготовки, на фоне низкого уровня развития данных способностей у детей определяет проблему развития способности к равновесию у спортсменов на начальном этапе в спортивной акробатике.

 

Ключевые слова: акробаты, способность к равновесию, методика.

 

Организация исследования.

Для проведения эксперимента были организованы экспериментальная группа (ЭГ) испытуемых в МАУ ДО «Спортивная школа №2» Сургутского района, и контрольная группа (КГ), в МАУ ДО «Спортивная школа «Сибиряк»», г. Нефтеюганск. Общее количество занимающихся: 30 девочек, по 15 спортсменок в каждой группе.

В тренировочный процесс экспериментальной группы нами была разработана и внедрена методика развития способности к равновесию. В основе, разработанной методики развития способности к равновесию лежит концепция развития функции равновесия у человека, разработанная В.Г. Стрельцом. Данная концепция предполагает начинать процесс тренировки способности к равновесию с функционального улучшения качеств вестибулярного анализатора, а в последующем оказывается воздействие на другие (в первую очередь ведущие) сенсорные системы организма, которые задействованы в поддержании статодинамической устойчивости тела человека.

Основой разработанной методики является использование пяти комплексов специальных упражнений. Данные комплексы имеют направленность на совершенствование статического и динамического равновесия, способности к балансированию, чувства опоры и системы анализаторов, обеспечивающих способность к равновесию.

Специальные упражнения проводились в каждой части тренировочного занятия, для большей эффективности методики и рациональности тренировочного занятия.

Для проверки эффективности разработанной методики, проводились тестирование до начала и после окончания педагогического эксперимента.

 

Таблица 1 - Результаты тестирования способности к равновесию

Тест

Группа

До эксперимента

После эксперимента

Прирост (%)

 

δ

m

t

p

 

δ

m

t

p

Удерж. переднего горизонт. равновес. «Ласточка»

ЭГ

17,8

9,9

2,6

 

 

0,5

 

 

>0,05

28,2

5,8

1,5

 

 

3,7

 

 

<0,05

58,4

КГ

19,4

7,5

2,0

19,5

6,5

1,7

0,5

Прохождение прямого отрезка по гимнаст. скамейкам, длинной 8 м

ЭГ

9

1,6

0,4

1,74

 

 

>0,05

7,3

1,7

0,5

 

 

3,5

 

 

<0,05

18,8

КГ

10,5

2,7

0,7

9,8

2,1

0,6

6,6

Прохождение прямого отрезка длиной 4 м, спиной по напр. движ., без зрит. контроля

ЭГ

9,7

4,6

1,2

 

 

 

0,4

 

 

 

>0,05

6,4

2,3

0,6

 

 

 

3,6

 

 

 

<0,05

34

КГ

10,3

3,5

0,9

9,4

2,2

0,5

8,7

Прохождение прямого отрезка длиной 8 м, по направлению движ.

ЭГ

7,3

1,7

0,5

 

 

2,2

 

 

>0,05

5,4

0,8

0,2

 

 

2,5

 

 

<0,05

26

КГ

6,2

0,6

0,2

6,3

1

0,3

-1

Фиксация гимнаст. Палки в вертик. полож. На ладонной стороне кисти, стоя на месте

ЭГ

1

0,4

0,1

3,1

>0,05

2,8

1

0,3

3,5

<0,05

180

КГ

1,5

0,5

0,1

1,8

0,4

0,1

20

«Шаги вперед»

ЭГ

33,4

34,6

9,2

2,5

>0,05

14,2

17,7

4,6

3,5

<0,05

57,4

КГ

68

37,5

10

43,6

25,9

6,9

35,8

Развитие координации движений

ЭГ

1,9

1,2

0,3

0,2

>0,05

3,8

0,6

0,2

3,5

<0,05

100

КГ

1,8

1,9

0,2

2,6

1,2

0,3

44,4

 

Исходя из результатов тестирования способности к равновесию занимающихся в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод, что с использованием внедренной методики, показатели уровня развития способности к равновесию у экспериментальной группы выросли по сравнению с данными до начала эксперимента. В контрольной группе по окончанию эксперимента результаты также имеют положительную динамику, но достаточно ниже показателей экспериментальной группы.

Выводы:

  1. Анализ состояния проблемы показал, что в имеющейся литературе достаточно подробно представлена система развития способности к равновесию, но в то же время, недостаточно описаны особенности ее реализации на начальном этапе подготовки в спортивной акробатике.
  2. Разработана методика развития способности к равновесию, основанная на применении системы специальных и акробатических упражнений, включающих пять направлений, определяющая объём и интенсивность физических нагрузок в процессе специальной тренировки способности к равновесию с учетом возрастных особенностей занимающихся, а также индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  3. В ходе проведенного педагогического эксперимента, можно сделать выводы об эффективности представленной методики. Это подтверждается следующими фактами:

- показатели у экспериментальной группы достоверно выросли по сравнению с данными до использования комплексов упражнений;

- выявлены достоверные различия между результатами контрольной и экспериментальной групп по всем показателям тестирования способности к равновесию;

- разработанная методика доступна для использования, так как не требует длительной подготовки зала и большого количества инвентаря;

- разделение методики развития равновесия по направлениям позволяет рационально и эффективно определить задачи занятия, и организовать тренировочный процесс.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - [3-е изд.]. - Москва: Советский спорт, 2009 (Вологда: Полиграфист). - 199 с.: ил.; 22 см. - (Спорт без границ).; ISBN 978-5-9718-0340-9 (в пер.) (Спорт без границ).
  2. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии / В.Б. Коренберг / уч. пос.-М.: Сов. спорт, 2005. - 232 с.
  3. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития: методические указания / В. И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
  4. Матвеев, Л.П. Воспитание физических качеств // Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1990. – Гл. 3. – С. 118-154.
  5. Осокина, Т.И. Развитие функции равновесия // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / Т.И. Осокина; Под ред. М.Ю. Кистяковской. – М., 2001. – Гл. 4. – С. 66-92.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Зубарева М.А., Лосев В.Ю. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 521 - 527. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9408 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9408



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.