'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 82

Просмотры  40 просмотров

Жук Н.Л.

  


РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ДОУ *

  


Аннотация:
процесс воспитания в рамках физической культуры и спорта очень важен в жизни дошкольников. Спорт являет частью педагогической системы ДОУ. Обучение в спорте предполагает формирование знаний, умений и навыков, а воспитание – формирование личности дошкольника   

Ключевые слова:
здоровьесбережение, физическая культура, спорт   


УДК 796

Жук Н.Л.

инструктор по физической культуре

Детский сад №71 Кировского района г. Санкт-Петербурга

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ДОУ

 

Аннотация: процесс воспитания в рамках физической культуры и спорта очень важен в жизни дошкольников. Спорт являет частью педагогической системы ДОУ. Обучение в спорте предполагает формирование знаний, умений и навыков, а воспитание – формирование личности дошкольника.

 

Ключевые слова: здоровьесбережение, физическая культура, спорт.

 

Физическая деятельность – это эффективное средство формирования психического здоровья дошкольника. Инструктор по физической культуре должен использовать свои занятия как для физического развития детей, так и для формирования положительных черт личности. Основой воспитания является самопознание, в связи с этим, необходимо акцентировать внимание дошкольников на своих индивидуальных возможностях и способностях.  Физическое воспитание непосредственно воздействует на сознание и поведение дошкольника – физические упражнения способствуют изменению характера деятельности всех органов и систем организма. С помощью физического воспитания происходит формирование здоровых привычек, самоконтроля, вырабатывается образ «Я» учащегося, формируется чувство уверенности в себе.

Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно, помогают достичь определенных результатов стабилизации улучшения детского здоровья. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Если обратится к исходным значениям слов «физическая» и «культура», то первое можно и не обсуждать, а вот слово «культура» в качестве исходного, означает «возделывание, воспитание, развитие, почитание, культ». Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной и моторики, развитие зрительно-двигательной и слухозрительной-двигательной координации. Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления, от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Недоразвитость моторной сферы ребенка может затруднить его общение с другими людьми. Организация правильного режима дня, которое строго соблюдается в дошкольном учреждении является одним из условий воспитания здоровых детей. Целенаправленные занятия физической культурой, которые включают в себя и решаются педагогом следующие задачи: утренняя гимнастика (перевести ребенка из сонного, заторможенного состояния в бодрое, активизировать его внимание), физкультурные занятия в зале, физкультурные занятия на прогулке (обладание и развитием движений, получать более значительные нагрузки, соответственно возрасту для дальнейшего формирования опорно-двигательного аппарата). Но огромное значение для сохранения и укрепления здоровья дошкольников имеют большое значение технологии в течение всего дня пребывания дошкольника в ДОУ, а именно физкультминутки, динамические паузы (при проведении занятий), закаливание, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, свободная двигательная деятельность ребенка (с физкультурным оборудованием). Эти технологии решают следующие задачи: Физкультминутки и динамические паузы — способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, обогащение творческого потенциала детей, прежде всего — возможностей их воображения. Закаливание — снижение заболеваемости, повышение резистентности организма, и переход от сна к бодрствованию. Пальчиковая гимнастика — развитие мелкой моторики, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Следует помнить, что физкультурное занятие – форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бабушкин Г. Д., и соавт. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Омск, 1997. — 135 с.
  2. Корчак Я. Когда я стану снова маленьким. — ДЕТГИЗ, 1961.–24 с. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. — С. 228–229.
  3. Павлихина, С. В. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка / С. В. Павлихина, Н. М. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 89-91. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Жук Н.Л. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ДОУ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 516 - 520. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9407 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9407



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.