'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 48

Просмотры  42 просмотров

Павлушкина О.М.

  


МОТИВ ЦВЕТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ В ЛИРИКЕ И.Ф. САХНОВСКОГО *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению специфики конструирования образа сада и деревьев в поэзии И. Ф. Сахновского   

Ключевые слова:
мотив, лирика, деревья, лирический герой, Игорь Сахновский   


УДК 82-145

Павлушкина О.М.

студент бакалавриата

Уральский государственный педагогический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

МОТИВ ЦВЕТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ В ЛИРИКЕ И.Ф. САХНОВСКОГО

 

Аннотация: статья посвящена рассмотрению специфики конструирования образа сада и деревьев в поэзии И. Ф. Сахновского.

 

Ключевые слова: мотив, лирика, деревья, лирический герой, Игорь Сахновский.

 

В литературоведении большое значение и место занимает такое понятие, как «мотив».

Попова подмечает, что «идентификация мотивов позволяет интерпретировать художественное произведение изнутри, оставаясь в его сюжетно-фабульных пределах и одновременно, как бы нечаянно, «выглядывая» из текста в мир вокруг него» [4]. Следовательно, если в произведении повторяется один и тот же мотив, то он содержит в себе возможность для открытия художественного мира писателя.

Для Б.М. Гаспарова «в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и так далее, единственное, что определяет мотив – это его репродукция в тексте» [1, с.30].

Игорь Фэдович Сахновский – современный уральский поэт и прозаик. Книга И. Ф. Сахновского «Стихотворения» была издана в 2018 году.

«Стихотворная вселенная сборника оказывается густой, насыщенной, яркой», - пишет один из критиков [3]. Юлия Золоткова утверждает: «В стихах И. Сахновского часто сталкиваются временные пласты — культура советского прошлого и культура настоящего, которую питает миф о возвращении к корням и истокам» [2].

В сборнике есть и пейзажные зарисовки, стихи о городах – Орске, Свердловске, Трое; есть воспоминания из прошлого, детства, стихи о родителях, бабушке и дедушке, стихи о любви, первых потерях.  В стихотворениях сборника выделяются сквозные мотивы. В 13 стихотворениях упоминаются птицы, в 6 стихотворениях – родные и близкие героя, очень много стихотворений посвящено деревьям, цветущему саду. Такие образы могут дать представление миропереживании автора, константах его художественного мира.

Мы бы хотели показать, как конструируется образ цветущих деревьев в лирических текстах поэта.

Так, в русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно-обрядовыми традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни. «Наука о фольклоре выдвинула теорию, что в основе мифопоэтических представлений многих народов лежит образ мирового древа, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания» [6, с.36].

Эпштейн отмечает: «Дерево соединяет глубину и высоту не только в пространстве, но и во времени, выступая как символ памяти о прошлом и надежды на будущее» [6, с.38].

***

Лесные яблони цветут не для кого-то

и не для наших ненасытных глаз.

А подглядишь: у них одна забота –

жить набело -  не завтра, а сейчас.

 

А нас с тобой такая страсть, беда такая

свела на многолюдном пятачке,

что жизнь и смерть почти накоротке.

Они друг другу явно потакают. [5, с. 72]

В данном стихотворении мы видим две картины: первая – жизнь деревьев, лес и цветущие деревья «у них одна забота – жить набело -  не завтра, а сейчас» Они живут спокойно, несуетно, у них нет излишних забот. Они не пишут черновиков, как люди, не готовятся к чему-либо долго. Они самодостаточны, наслаждаются настоящим моментом жизни. Вторая картина – мир героев, людей. У них жизнь проходит в динамике «толкутся на пятачке». У человека перемешаны «страсть и беда, жизнь и смерть». Цветущее дерево здесь – знак самодостаточности, несуетности природного мира.

***

Лишь только сад оденется,

хоть на два дня – домой.

В окно метнется деревце,

посаженное мной.

 

Разбудит на рассвете

зеленый тихий стук:

- Куда теперь уедешь,

когда я

так расту?..

 

Возьмется веткой скорой

стирать печаль со лба.

Как женщина,

которой

из жалости солгал. [5, с.58].

В данном стихотворении идет зарисовка своей семьи, родного дома, из которого когда-то ушел лирический герой «Лишь только сад оденется, / хоть на два дня – домой». Сад как память о прошлом, о детстве «В окно метнется деревце, / посаженное мной».

В памяти у лирического героя несколько моментов, которые отражаются через явления сада, так ветка, которая может «стирать печаль со лба» похожа на разговор с возлюбленной, когда его что-то расстроило, но истину она никогда не узнает. Лирический герой что-то скрывал от любимой женщины, поэтому «из жалости солгал», сейчас испытывает чувство вины, стыда, что не хватило смелости сказать правду.

В данном лирическом тексте вновь видим несколько субъектов: лирический герой, возлюбленная. Цветущий сад предстает райским местом, где герой был абсолютно счастлив, но покинул его. Это своего рода миф об изгнании из рая, но герой уходит из него сам, однако все время возвращается.  Лирический герой из-за цветущих деревьев испытывает: и счастье, и радость, но и вину, стыд.

Таким образом, мотив сада выступает образом детства, прошлого. Цветущее дерево в первом стихотворении – знак самодостаточности, несуетности природного мира. В другом стихотворении мы отмечали несколько субъектов: лирический герой, возлюбленная. Цветущий сад как райское место, где герой был абсолютно счастлив, но покинул его. Это своего рода миф об изгнании из рая, но герой уходит из него сам, однако все время возвращается.  Лирический герой из-за цветущих деревьев испытывает: и счастье, и радость, но и вину, стыд.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 304 с.
  2. Золоткова Ю. Стихи как стихия. Урал №4. 2021. URL: https://magazines.gorky.media/ural/2021/4/stihi-kak-stihiya.html (дата обращения: 08.06.23).
  3. Моисеев А. Троя, Итака, Свердловск – и так везде. «Вещь» № 1. Пермь. 2019 URL: http://lit-web.net/aleksandr-moiseev-troya-itaka-sverdlovsk-i-dalee-vezde/ (дата обращения: 09.06.23).
  4. Попова А. М. Изучение мотивов в эпических произведениях // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivov-v-epicheskih-proizvedeniyah (дата обращения 27.06.2023).
  5. Сахновский И. Стихотворения. Екатеринбург.: Кабинетный ученый. 2018. 98 с.
  6. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. - М., 1990. - 303 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Павлушкина О.М. МОТИВ ЦВЕТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ В ЛИРИКЕ И.Ф. САХНОВСКОГО // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 298 - 302. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9373 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9373



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.