'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 47

Просмотры  92 просмотров

Коровина А.М., Кохан Ж.С.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в статье исследуются психологические основы развития коммуникативной толерантности подростков в образовательном процессе. Автором отмечено, что от того, на сколько будет высок уровень сформированности коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, зависит успешность подростка в будущем, его профессиональная карьера, а также социальная роль в обществе, которое заинтересовано в воспитании активных и коммуникативно-толерантных граждан, способных построению гармоничных общественных отношений   

Ключевые слова:
подростки, психологические основы, коммуникативная толерантность, развитие, образовательный процесс   


УДК 159.99

Коровина А.М.

магистрант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Белгородский университет кооперации, экономики и права

(г. Белгород, Россия)

 

Научный руководитель:

Кохан Ж.С.

канд. фил. наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Белгородский университет кооперации, экономики и права

(г. Белгород, Россия)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация: в статье исследуются психологические основы развития коммуникативной толерантности подростков в образовательном процессе. Автором отмечено, что от того, на сколько будет высок уровень сформированности коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, зависит успешность подростка в будущем, его профессиональная карьера, а также социальная роль в обществе, которое заинтересовано в воспитании активных и коммуникативно-толерантных граждан, способных построению гармоничных общественных отношений

 

Ключевые слова: подростки, психологические основы, коммуникативная толерантность, развитие, образовательный процесс.

 

Коммуникативная толерантность – это способность быть открытым, уважительным и терпимым в общении с людьми, имеющими различные точки зрения, культурные особенности, ценности и убеждения. Она основывается на понимании и признании разнообразия в обществе и стремлении к конструктивному диалогу и взаимопониманию[4].

Сущность коммуникативной толерантности заключается в умении слушать и услышать других, даже если их мнения или взгляды отличаются от собственных. Говоря о коммуникативной толерантности, важно отметить несколько ключевых аспектов. Коммуникативная толерантность подразумевает признание и уважение разнообразия мнений, культурных особенностей, религий, полов, рас и других аспектов, которые могут влиять на общение. Она основана на осознании того, что различия обогащают наше общество и позволяют нам учиться и развиваться.

Коммуникативно толерантные люди обладают навыками активного слушания. Они стремятся понять точку зрения других людей, проявляют интерес к их мыслям и чувствам, даже если они не согласны с ними. Это помогает создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Коммуникативно толерантные люди стараются поддерживать конструктивный диалог, основанный на аргументах и фактах. Они стремятся найти общие точки соприкосновения и решить конфликты путем взаимного уважения и понимания.

 Коммуникативно толерантные люди готовы принимать обратную связь и учиться на своих ошибках. Они не защищаются или не оправдываются, а используют полученную информацию для личного роста и улучшения своего общения. Кроме того, коммуникативная толерантность требует осознания и преодоления предубеждений и стереотипов. Это подразумевает открытость к новым идеям и готовность изменить свои убеждения на основе рационального анализа и понимания.

Бекетова А.П. считает, что коммуникативная толерантность способствует установлению гармоничных отношений, снижению конфликтов и созданию включающей и демократической среды, где каждый имеет право на свободное выражение своих мыслей и идей [2].

Рассматриваемое понятие выступает составным сложным образом личности, включающим в себя многие компоненты, такие как: темперамент, особенности мышления, характер, установки, потребности, интересы, привычки, ценности, стереотип поведения и т. д. Каждый человек постоянно коммуницирует с окружающими, и особенности такой коммуникации у всех разные. Такие особенности находят проявление в нетерпимости к окружающим или, наоборот, в терпеливости или снисходительности; отдельные люди тщательно стараются не замечать раздражающие свойства собеседника.

Исследование сущности и содержания категории «коммуникативная толерантность» осуществляется специалистами различных научных областей. Различными специалистами выделены определенные аспекты коммуникативной толерантности, которые, на их взгляд, наиболее полно характеризуют изучаемое понятие. Так, отдельными авторами толерантность определяют как «формируемое в процессе взаимодействия интегративное качество личности, устойчивое личностное состояние»; другими в качестве центральных понятий коммуникативной толерантности выделены эмоционально-волевой, когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. Отдельные исследователи также считают, что коммуникативные свойства предопределяют социальные установки, а также различные реакции личности на поведенческом уровне. Кроме того, в отдельных работах определено, что коммуникативная толерантность позволяет личности определить возможность сведения потенциально конфликтной ситуации к конструктивному разрешению.

Также специалисты считают, что может быть обозначен высокий уровень сформированности коммуникативной толерантности личности, который определяется наличием у нее эмоциональной уравновешенности, способности к диалогу, а также к формированию и поддерживанию комфортной атмосферы общения и жизнедеятельности в том или ином коллективе. Человеку, имеющему высокий уровень коммуникативной толерантности, присущи такие качества, как интеллектуальная гибкость, самоконтроль, выдержка и пр. [3]. Данная характеристика личности является очень важной, так как от нее зависит эффективность межличностного взаимодействия человека с другими людьми и успешность личности в целом.

Особенную актуальность представляет собой психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков. Подростковая коммуникативная толерантность стала предметом изучения, таких педагогов и психологов, как В. В. Бойко, Э. Ш. Шаукенова, М. В. Кошкина, Д. А. Леонтьев, С. В. Русакова, Т. В. Семеновских и т. д. Изучение работ данных авторов показало, что уровень актуальности и обсуждения проблем развития подростковой коммуникативной толерантности достаточно высок.

Психологическая основа коммуникативной толерантности подростков базируется на нескольких ключевых аспектах. Так, эмпатия является способностью понимать и разделять чувства, мысли и переживания других людей. По мысли Балдановой Е.А. она играет важную роль в формировании толерантного отношения к коммуникации, поскольку помогает нам воспринимать и уважать различные точки зрения [1].

Коммуникативная толерантность основывается на признании и принятии разнообразия в мнениях, ценностях, культурных особенностях и жизненном опыте других людей. Открытость к разнообразию позволяет нам избегать предубеждений и стереотипов и быть готовыми к новому и неизвестному. Слушание является активным процессом, который позволяет личности полностью воспринимать и понимать сообщения других людей. Умение слушать способствует развитию эмпатии, помогает установить гармоничную коммуникацию и позволяет лучше понять точку зрения других людей [2].

Коммуникативная толерантность основывается на способности вести конструктивный и уважительный диалог, даже при наличии разногласий. Важно выражать свои мысли и чувства четко и ясно, избегая агрессии, оскорблений и унижений. Конструктивное общение способствует росту и развитию как личности, так и отношений с другими людьми.

Коммуникативно толерантные люди обладают способностью реагировать на коммуникацию с положительным настроем, выражая поддержку, внимание и понимание. Они стремятся создавать благоприятную и дружелюбную атмосферу в общении и активно ищут способы решения конфликтов и преодоления разногласий. Все эти аспекты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, образуя основу коммуникативной толерантности. Семеновских Т.В. отмечает, что комбинация этих психологических аспектов помогает людям развивать глубокое понимание и уважение к различиям между людьми, а также способствует конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов [5].

Кроме того, коммуникативная толерантность может быть усилена и поддержана развитием навыков межличностной коммуникации, таких как активное слушание, умение задавать открытые вопросы, умение выражать свои мысли ясно и уважительно, а также готовность к компромиссам и сотрудничеству.

Важно отметить, что развитие коммуникативной толерантности является постоянным процессом. Чем больше подросток работает в области развития данных психологических аспектов, тем более толерантными и эффективными становятся его коммуникационные навыки. Важно подчеркнуть, что именно в подростковом возрасте развитие коммуникативной толерантности чрезвычайно важно, так как на рассматриваемом возрастном этапе происходит формирование основных связей с окружающим «взрослым» миром, получение навыков установления трудовых и профессиональных контактов, а также формируется умение жить в социуме. Соответственно, от того, на сколько будет высок уровень сформированности коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, зависит успешность подростка в будущем, его профессиональная карьера, а также социальная роль в обществе, которое заинтересовано в воспитании активных и коммуникативно-толерантных граждан, способных построению гармоничных общественных отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Балданова, Е. А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности / Е.А. Балданова – Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2018. – № 1. – С. 110–116
  2. Бекетова, А. П. Теоретико-методологические подходы к определению межкультурной коммуникативной толерантности / А.П. Бекетова – Текст : непосредственный // Успехи современной науки и образования. – 2017. – № 1. – С. 37–40.
  3. Белашева, И. В. Индивидуально-типологические особенности личности в построении моделей толерантного взаимодействия в молодежной среде / И.В. Белашева – Текст : непосредственный // Проблемы педагогики и психологии. – 2015. – № 2. – С. 311–319.
  4. Рачицкая, Н. В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности / Н.В. Рачицкая – Текст : непосредственный // Современная психология: Материалы II Международной научной конференции. – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 55–56.
  5. Семеновских, Т. В. Взаимосвязь толерантности и стрессоустойчивости в старшем подростковом возрасте / Т.В. Семеновских – Текст : непосредственный // Вестник евразийской науки. – 2015. –№ 5 (30). С. 63-67. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Коровина А.М., Кохан Ж.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 291 - 297. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9372 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9372



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.