'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 45

Просмотры  50 просмотров

Иевлева А.О., Кохан Ж.С.

  


ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-ОБРАЗА ШКОЛЬНИКА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены возрастные особенности формирования «Образа Я». Различные точки зрения ученых на понятие «Образа Я» и «Я-концепцию». Показана значимость развития позитивного «Образа Я»   

Ключевые слова:
я-образ, я-концепция, самооценка, самосознание, развитие личности, школьники, подростки   


УДК 159.9

Иевлева А.О.

магистрант

Белгородский университет кооперации, экономики и права

(г. Белгород, Россия)

 

Научный руководитель:

Кохан Ж.С.

канд. филос. наук, доцент

Белгородский университет кооперации, экономики и права

(г. Белгород, Россия)

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Я-ОБРАЗА ШКОЛЬНИКА

 

Аннотация: в статье рассмотрены возрастные особенности формирования «Образа Я». Различные точки зрения ученых на понятие «Образа Я» и «Я-концепцию». Показана значимость развития позитивного «Образа Я».

 

Ключевые слова: я-образ, я-концепция, самооценка, самосознание, развитие личности, школьники, подростки.

 

Вопрос самооценки, самовосприятия, правильного отношения к окружающему миру и своей роли в нем, а также формирование каждого из этих моментов является безусловно одним из важнейших факторов в становлении личности в целом. От уровня осознания себя, своих ценностей, мотивов, возможностей будет зависеть то, как ребенок, будущий взрослый, будет чувствовать и проявлять себя в различных ситуациях, в общении, в моменты принятия решения и др. Поэтому закладывающийся фундамент Я-образа именно на этапе школьной жизни, где ребенок можно сказать впервые сталкивается и остается один на один с социумом, со сверстниками, узнает себя и познает свои реакции в роли ученика, принимает в свою жизнь нового взрослого в виде учителя, учится коммуницировать, при этом подвергаясь постоянной нагрузке ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной.

Для развития и становления адекватного самосознания в данном периоде жизни ребенка требуется уделять особое внимание развитию правильного отношения к окружающему миру, к своему поведению, потребностям и мотивам поведения. И младший школьный возраст выступает здесь активным этапом, даже несмотря на то, что стартовой точкой формирования самооценки в науке принято считать кризис трех лет. Когда ребенок первый раз осознанно заявляет о своей самостоятельности, требует к себе повышенного внимания, а вместе с тем возрастает и уровень требований к своей личности.

Выготский Л.С. отмечал, что с раннего школьного возраста, а именно возраста семи лет, у ребенка складывается самооценка как устойчивое, вне зависимости от ситуации, отношение к себе. Она интегрирует в себя полученный опыт от его деятельности, взаимодействия с людьми и окружающим миром [1].

Самооценка детей раннего школьного возраста наиболее часто имеет прямую зависимость не только от формирования ее в семье, семейных ценностей, стиля общения, но и от уровня усвоения того вида деятельности, в которой она проявляется.

Без умения оценивать свои возможности, особенности, успехи и невозможно добиться осознания себя как субъекта деятельности, а также активного отношения ребенка к этой деятельности. Тем самым можно сказать, что именно от этого периода в жизни ребенка будет зависеть дальнее развитие «Образа Я» в более старшем возрасте.

Формированию Я-образа уделяется большое внимание как в зарубежной, так и в отечественной психолого-педагогической науке. Возрастные особенности его становления у рассматриваемых нами школьников изучались в ходе ряда исследований таких известных ученых как Ананьев Б.Г., Божович Л.И. [3], Выготский Л.С. [4], Липкина А.И. [6] и др.

Самооценка неразрывно связана с такими понятиями как «самосознание», «Я-концепция» и «Образ Я». Такого мнения придерживается Р. Бернс, один из важнейших исследователей «Образа Я». По его мнению, «Образ Я» – это совокупность того, что представляет собой человек, что он думает о себе и своей деятельности, как оценивает возможности дальнейшего развития. [2].

Основатель психоанализа З. Фрейд отмечает зависимость психического и биологического, поэтому рассматривает «Образ Я» в единстве с телесными переживаниями. При этом он подчеркивает значение социальных связей человека и его взаимодействия с окружающими людьми [10].

К. Хорни выделяет «актуальное Я» (имеющиеся телесные и психологические характеристики человека), «идеализированное Я» (иррациональные представления о том, кем должен быть человек) и «реальное Я» (врожденные особенности, которым необходимы благоприятные условия развития). При совпадении этих трех компонентов «Образа Я» происходит нормальное развитие личности, устойчивой к неврозам [11]

Что же касаемо отечественных ученых, они рассматривают «Образ Я» как совокупность характеристик, которыми человек описывает себя как индивидуальность, обладающую характером, личностными особенностями, способностями, привычками.

Самооценка, «Образ Я», самоотношение – это компоненты «Я-концепции», разделить которые можно только абстрактно. «Я-концепция» – продукт сознания, самосознания и бессознательного, «Образ Я» – целостное, но не полное представление. Изменения «образов Я» и частных самооценок не изменяют «Я-концепцию», составляющую ядро личности [8].

По мнению А.В. Захаровой и А.И. Липкиной, факторами становления самооценки  ребенка данного возраста могут выступать: чувство ответственности; оценка своих достижений; школьная оценка; особенности общения учителя с учащимися; методы семейного педагогического воздействия; стиль домашнего воспитания; формы межличностных отношений в семье; появление рефлексии и ее влияние на развитие личности [6].

В младшем подростковом возрасте ребенок сталкивается с задачей ролеопределения. Фокус внимания и значимости с собственного мнения перемещается на мнение окружающих, сверстников. Наиболее важным для ребенка в этот период развития становится собственная идентификация и сравнение своего «образа Я» с образом окружающих, собственных особенностей и способностей со способностями других. Тем самым продолжается ответственный этап формирования нравственности и морального воспитания, который напрямую зависит не только от окружающих, но и внутренних переживаний, рассуждений, первых попыток самоанализа и самоощущений. Продолжается взращивание «Образа Я» будущего взрослого. Ребенок сопоставляет идеальное представление о себе с реальным, происходит образование системы оценок окружающих и самого себя, уже здесь можно говорить о начале возникновения «Я-концепции».

По словам Л.С. Выготского «в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [4].

Не смотря на противоречивость представлений подроста (старшего школьника) о самом себе именно в этот период происходит развитие собственной системы ценностных ориентаций.

Положительный «Образ Я» понимается как целостная динамичная система положительных представлений о себе в когнитивном и эмоционально-ценностном плане и выбор адекватных им способов построения жизненных стратегий. Формирование негативного «Образа Я» приводит к тому, что подросток выбирает деструктивные по своей сути способы взаимодействия с окружающими, что еще больше деформирует его личность [7, 9].

Успешное развитие позитивного «Образа Я» будет напрямую зависеть от процесса познания своих способностей ребенком, своей успешности в различных видах деятельности, в общении со старшими и сверстниками.

Вектор развития как морального, так и ценностного (позитивного или негативного) зависит не только от самого ребенка, но и от социокультурной атмосферы в семье и образовательно-воспитательной в учебном заведении.

По мнению А.В. Фалеева, сущность самосознания состоит в постижении личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование – «Образ Я»; в эмоционально-ценностном отношении к себе как личности, формирующемся в результате соотнесения представлений о себе реальном и идеальным «образом Я»; и регуляции на этой основе поведения и деятельности [8].

Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [3].

Таким образом, подводя итог можно сказать, что в младшем школьном возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру и к себе, как части этого мира. В среднем школьном возрасте беря за основу это отношение закладывается фундамент «образа Я». А уже к старшему (подростковому) возрасту сформированный «Я-образ» начинает формировать «Я-концепцию».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться : Педагогика гармонич. развития / Ю. П. Азаров. - Москва : Политиздат, 1989. - 333,[2] с.; 21 см. - (Б-чка семейн. чтения).; ISBN 5-250-00345-1 (В пер.)  – Текст : непосредственный.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с – Текст : непосредственный.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с. : ил., портр., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-91180-846-4 (В пер.) - Палачева, Т. И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т. И. Палачева, А. Г. Жиляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 208-215. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 30.05.2023) – Текст : электронный.
  4. Выготский Л.С. Педология школьного возраста ; Лекции по психологии развития / Л. С. Выготский. - Москва : Канон-плюс, 2022. - 319 с.; 223 см. - (Независимый альянс).; ISBN 978-5-88373-717-5 // Психология подростка : Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. - Москва : Рос. пед. агентство, 1997. - 524 с.; 20 см. - (Серия "Готовим психолога").; ISBN 5-86825-023-0 (В пер.)  С. 232–286 (231) – Текст : непосредственный.
  5. Еремеева И. О. «Коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития». Дайджест. [Рукопись] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут.гос.пед.ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2021. - 53 с. – Текст : непосредственный
  6. Липкина А.И. Самооценка школьника / А. И. Липкина, д-р психол. наук. - Москва : Знание, 1976.. М.: Юрайт. 2016. 214 с. – Текст : непосредственный.
  7. Татаринцева Ю.В. Формирование образа Я у подростков (из опыта реализации программы «Жизненные навыки. Уроки психологии в школе» в общеобразовательной школе и социально-реабилитационном центре). URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/10/10/formirovanieobraza-ya-u-podrostkov (дата обращения: 30.05.2023) – Текст : электронный.
  8. Фалеев А.В. Самосознание и его детерминанты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2011. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/vii/36737 (дата обращения: 01.06.2023) – Текст : электронный.
  9. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1983. №1. С. 33–43– Текст : непосредственный.
  10. Фрейд З. Введение в психоанализ / Зигмунд Фрейд ; [перевод с немецкого Г. В. Барышниковой под редакцией Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой]. - Санкт-Петербург : Азбука, cop. 2017. - 446 с.; 21 см. - (Мировая классика).; ISBN 978-5-389-13277-1.– Текст : непосредственный.
  11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии : [перевод с английского языка : 16+] / Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. - 3-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер ; Минск : Питер, 2019. - 606 с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-496-01171-6 – Текст : непосредственный.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Иевлева А.О., Кохан Ж.С. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-ОБРАЗА ШКОЛЬНИКА // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 280 - 287. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9370 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9370



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.