'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 43

Просмотры  159 просмотров

Аскерова Ф.М.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА *

  


Аннотация:
в статье раскрываются наличие взаимосвязи между тревожностью и типами темперамента, учитывая и сопоставляя проявление тревожности ребенка с его типом темперамента, то возможно подобрать способ, направленный на снижение тревожности детей   

Ключевые слова:
тревожность, темперамент, типы темперамента   


УДК 159.9

Аскерова Ф.М.

педагог-психолог

МАДОУ ДС №10

(г. Нижневартовск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ

С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Аннотация: в статье раскрываются наличие взаимосвязи между тревожностью и типами темперамента, учитывая и сопоставляя проявление тревожности ребенка с его типом темперамента, то возможно подобрать способ, направленный на снижение тревожности детей.

 

Ключевые слова: тревожность, темперамент, типы темперамента.

 

При переходе детей в младший школьный возраст и на протяжении всего периода обучения в начальной школе у детей проявляется тревожность, связанная со сменой ведущей деятельности, перестройкой системы отношений на данном возрастном этапе. Тревожность детей на различных этапах обучения выражается по-разному: появляется по разным причинам, в различных формах, вызывает затруднения в процессе школьной адаптации.

Тревожность может проявляться в поведении у школьников разными способами. Школьная тревожность характеризуется следующими признаками, а именно пассивностью на уроках, скованностью при ответах, смущением при малейшем замечании со стороны учителя. Тревожный ребенок на перемене зачастую не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, но при этом не вступая с ними в тесный контакт.

Противоположная форма проявления у детей школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Ребенок, добиваясь совершенства, может многократно переписывать классные и домашние работы, тратить на выполнение домашнего задания много часов в день, отказываясь ради этого от прогулок и встреч с друзьями. Данная форма проявления тревожности связанна с тем, что ребенок ставит перед собой цель «быть лучше всех».

Вопросы о взаимосвязи тревожности и типа темперамента изучались отечественной школой В.С. Мерлина. При понимании тревожности как свойства темперамента в качестве основных факторов признаются природные предпосылки - свойства нервной и эндокринной систем, в частности, слабость нервных процессов.

Пронаблюдать взаимосвязь тревожности и типов темперамента можно в модели Г. Айзенка. Из описания его методики следует, что наиболее высокие показатели по шкале нейротизма свойственны меланхоликам и холерикам. Высокие показатели по интроверсии и нейротизму соответствуют состоянию тревоги или реактивной депрессии, а высокие показатели по шкале нейротизма и экстраверсии указывают на предрасположенность к истерии.

Каждый отдельный тип темперамента имеет определённую подверженность эмоциональным факторам, одним из которых является тревожность.

Для холерического типа темперамента характерна пониженная тревожность. Сангвиникам характерен средний уровень тревожности, периодически он или повышается или понижается вследствие продолжительных успехов или неудач, но затем быстро возвращается к среднему.

Для типов темперамента, такого как флегматик тревожность обычно находится в пределах средних значений и редко опускается ниже. Вместе с тем флегматик необоснованно застревает в состоянии повышенной тревожности, даже когда ситуация уже стабилизировалась. Высокая тревожность характерна такому типу темперамента, как меланхолик.

Для выявления и описания особенностей тревожности у детей с разными типами темперамента было проведено исследование на базе школы. В исследовании принимали участие учащиеся 4-ого класса (9-10 лет).

В результате проведения психодиагностического исследования, направленного на определение ведущего (доминирующего) типа темперамента младших школьников, а также направленного на определение уровня тревожности младших школьников, были получены следующие результаты по личностному опроснику Г. Айзенка, у 35% испытуемых преобладает меланхолический тип темперамента, у 17% испытуемых преобладает холерический тип темперамента, а также 17% сангвинический тип темперамента, у 9% флегматический тип темперамента, также 9% меланхолико/холерический тип темперамента и 9% сангвинико/холерческий тип темперамента, у 4% флегматико/холерический тип темперамента. По результату теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорке, В. Амена, у большинства испытуемых обнаружен средний уровень тревожности, равный 70%. У 26% детей отмечается высокий уровень тревожности и у 4% детей – низкий уровень.

Для выявления взаимосвязи тревожности с типами темперамента у младших школьников были соотнесены данные по Личностному опроснику Г. Айзенка и Тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорке, В. Амена, младшие школьники с меланхолическим типом темперамента имеют высокий уровень тревожности (4 испытуемых, что составляет 17% - большее количество) – это характерно для данного типа темперамента, таки как меланхолики – это легкоранимые личности, склонные к постоянному переживанию различных событий, они остро реагируют на внешние факторы. И.П. Павлов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Его повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности.

Так же высокий уровень тревожности выявлен у младших школьников с флегматическим и холерическим типом темперамента (1 испытуемый, что составляет 4% - меньшее количество).

Человек с флегматическим типом темперамента трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. И.П. Павлов замечал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». В отличии от меланхолика, флегматик проявление тревожности происходит на «скрытом» уровне, что не позволяет сразу определить действительно ли они относятся к высоко тревожным людям.

Человек с холерическим типом темперамента очень быстро реагирует на внешнее воздействие. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, повышенную подверженность невротическим срывам и конфликтам. И.П. Павлов так определял этот тип темперамента: «Боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся».

В целом можно сказать, что тревожность детей младшего школьного возраста проявляется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Она проявляется у детей по разным причинам. Это препятствует эффективной учебной деятельности, и также может быть не осознана ребенком. Проведенное исследование показало наличие связи между тревожностью и типами темперамента. Если учитывать и сопоставлять проявление тревожности ребенка с его типом темперамента, то возможно подобрать адекватный способ психкоррекции, направленный на снижение тревожности младшего школьника.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер.»: ФЛИНТА; Москва; 2015
  2. Микляева А.В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с
  3. Панасюк Ф.Ю. Личностный опросник для детей. /Адаптированный вариант опросника Г. Айзенка/ Ярославль: издательство «Дебют», 1991. – 12 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Аскерова Ф.М. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 270 - 274. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9368 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9368



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.