'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 37

Просмотры  59 просмотров

Ярошенко В.В.

  


ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ НАЧАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА *

  


Аннотация:
в настоящей статье проводится анализ актуальных проблем определения сущности принципов семейного права. Устанавливается вывод о том, что принципы обладают признаками самостоятельности и высшей юридической силой. Выявляется отражение в принципах объективных социально-экономических законов общества   

Ключевые слова:
принцип, равенство, супруги, правовая система, семья, материальная помощь, государство, поддержка, брак, права человека   


УДК 347.61/.64

Ярошенко В.В.

Магистрант,

Сибирский юридический университет

(г. Омск, Россия)

 

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ

ОСНОВНЫХ НАЧАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА

          

Аннотация: в настоящей статье проводится анализ актуальных проблем определения сущности принципов семейного права. Устанавливается вывод о том, что принципы обладают признаками самостоятельности и высшей юридической силой. Выявляется отражение в принципах объективных социально-экономических законов общества.

 

Ключевые слова: принцип, равенство, супруги, правовая система, семья, материальная помощь, государство, поддержка, брак, права человека.

 

Для определения и реализации семейно-правовых субъективных прав и обязанностей участников данных правоотношений важно знать основные начала семейного законодательства. Как правило, в качестве основных начал семейного законодательства выступают принципы семейного права, перечисленные в ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ)

Само понятие «принцип» не упоминается в Семейном кодексе РФ часто, но можно сделать вывод о том, что назначение их заключается именно в установлении равенства между права и обязанностями участников семейных правоотношений. Так, например, в п. 2 ст. 31 СК РФ закреплено, что вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. Таким образом, вышеуказанный принцип определяет также равенство их прав в имущественных и неимущественных отношениях. Так, согласно ст. 61 СК РФ за равенством прав и обязанностей по воспитанию детей следует и их солидарная ответственность за вред, причиненный их малолетним ребенком.

Проблема возникает при установлении источника этих принципов, поскольку, понятно, что одним нормативно правовым актом они не исчерпываются. Принципы права часто упоминаются в уставах международных организаций, а также во многих международных договорах. В качестве примера можно привести Конвенцию ООН о правах ребенка, где в ст. 3 закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка [3]. Принципы могут не быть и неписаными, т.е. по свойствам быть схожими с правовыми обычаями, но не противоречить закону, т.к. являются основными началами законодательства.

Необходимо отметить то, что в общей теории права, а также в других отраслях нет единого мнения по вопросу определения сущности правовых принципов, однако, решение этой задачи имеет первостепенное значение [4]. Известные подходы к пониманию сущности принципа права не могут в должной мере определить право(принцип- правовая норма) и неправо (принцип - направление государственной политики) в системе форм права. Можно сделать вывод о том, что сам по себе принцип особая норма права, которая существует для достижения какой-либо справедливости.

На сегодняшний день многие авторы поддерживают концепцию того, что правовые принципы являются самостоятельными формами права и позволяют гармонично сочетать социологический и естественно-правовой подходы [2, С. 13].

Семейное право в силу своей специфики обладает особым предметом, т.к. в нем преобладает неимущественные отношения. Научные деятели неоднократно указывают на то, что необходимо учитывать баланс интересов участников семейных правоотношений, в том числе нематериальных, связанных с самыми существенными потребностями человека. Вмешательство государства извне приведет к очевидным неблагоприятным последствиям. В силу того, что законы общества проистекают из природы человека, они ограничены от права, следовательно, не сразу находят свое отражение в законе.

Необходимо также обратить внимание на то, кому адресованы специальные принципы семейного права, а именно государству (законодателю), однако принципы должны учитываться не только в правотворческой, но и правоприменительной деятельности государственных органов. В частности на Конституционный суд возлагается обязанность в рамках представленных ему компетенции оценить соответствие нормативно-правовых актов конституционным принципам семейного законодательства.

Законодатель прямо не указывает на необходимость другим судам применять специальные нормы семейного права, если мы только не говорим об аналогии права. Вместе с тем, в гражданском праве нередки случаи, когда суд, вынося свой судебный акт, ссылается на принципы справедливости и добросовестности) вопреки остальным более конкретным нормам, закрепленным в законе по этому делу. Есть похожая судебная практика уже в семейном праве [1].

Помимо общих принципов права, присущих всем отраслям, существуют и специальные принципы семейного права. Пергамент А.И. одна из первых авторов, которая пыталась полностью их сформулировать, отнеся сюда принципы полного равноправия мужчины и женщины в личных и имущественных правах, охраны материнства и детства, осуществление родительских прав исключительно в интересах детей и принцип единобрачия [6, С. 366-367]. Г.М. Свердлов называл также равноправие граждан независимо от национальности и расы, свободу семейного права от влияния религиозных норм, а также всестороннюю охрану родительских прав [5, С. 299].

Таким образом, принципы семейного права являются самостоятельной его формой, которая обладает высшей юридической силой. Они играют немаловажную роль в семейном праве, так как в отличие от иных отраслей российского законодательства, права и обязанности участников семейных правоотношений сформулированы недостаточно конкретно, и они помогают разрешить споры органам правосудия. На мой взгляд, необходимо уделить внимание вопросу о соотношении принципов семейного права друг с другом, поскольку системность всегда играла немаловажную роль в любой отрасли права.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.06.2014 по делу № 33-6091/2014 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Ершов В.В. Тенденции развития права и неправа // Российское правосудие. 2011. № 7. с. 13
  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989); ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-I.
  4. Обзор подходов см.: Кулаков В.В. Реализация конституционно-правовых принципов в гражданском праве России // Российское правосудие. 2014
  5. Свердлов Г.М. Советское семейное право. – М. : Госюриздат, 1958. – 299 с.
  6. Советское гражданское право. Т 2. / под ред. С.Н. Братуся, М., 1951, с. 366-367. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Ярошенко В.В. ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ НАЧАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 235 - 238. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9362 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9362



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.