'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 31

Просмотры  92 просмотров

Макоева О.Х.

  


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО НАЧАЛ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности правового регулирования общественных отношений в мусульманских государствах в контексте исторического взаимовлияния шариата, мусульманских юридических норм-фикха и европейской правовой традиции. Становление современного исламского права ставит немало теоретических проблем, а также актуализирует давно известные фикху концепции. Речь, в частности, идет о соотношении шариата и фикха, необходимости или недопустимости их кодификации, новой трактовке теории шариатской политики. Вместе с тем, особое значение приобретает учет в современном исламском праве неизменных и подвижных гибких положений, конкретных норм и общих принципов. Наконец, немало теоретических споров вызывает вопрос о сочетании связанности государства императивными нормами фикха и возможности заимствования зарубежного опыта   

Ключевые слова:
правогенез, исламская правовая система, мусульманское прав, европейская правовая культура, шариат, фикх   


 УДК 34

Макоева О.Х.
 аспирант кафедры теории государства и права ИПЭиФ
 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
 (г. Нальчик, Россия)

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО

НАЧАЛ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ В ПРОЦЕССЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности правового регулирования общественных отношений в мусульманских государствах в контексте исторического взаимовлияния шариата, мусульманских юридических норм-фикха и европейской правовой традиции. Становление современного исламского права ставит немало теоретических проблем, а также актуализирует давно известные фикху концепции. Речь, в частности, идет о соотношении шариата и фикха, необходимости или недопустимости их кодификации, новой трактовке теории шариатской политики. Вместе с тем, особое значение приобретает учет в современном исламском праве неизменных и подвижных гибких положений, конкретных норм и общих принципов. Наконец, немало теоретических споров вызывает вопрос о сочетании связанности государства императивными нормами фикха и возможности заимствования зарубежного опыта.

 

Ключевые слова: правогенез, исламская правовая система, мусульманское прав, европейская правовая культура, шариат, фикх.

 

 В ходе своего развития, мусульманское право инкорпорировала в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Вследствие, правовое регулирование общественных отношений система правовых институтов в рамках исламской правовой системы характерезуется комплексностью соотношения норм шариата и норм формально-юридического характера. Соотношения и взаимодействия в исламе религии, права и государства теснейшим образом связаны с проблемой правогенеза, с позиций которого их и следует рассматривать. При этом концепции объясняющие причины возникновения права не способны в полной мере объяснить механизмы формирования исламской правовой системы. Главным образом это обусловлено тем что основные теории возникновения государства и права сформулированы на основе изучению исторического опыта европейских государств, где право как такое формировалось в непосредственной связи с государством. В то время как формирование и реализация шариата и фикха-норм исламского права не связана с санкционированием государства. Данное обстоятельство предполагает иную методологию исследования и иную концепцию правогенеза исламского права. нежели та, что преобладает в отечественной науке теории права и государства. Даже в эпоху средневековья развитие фикха отличалось неоднозначностью и противоречивостью. В частности, это выражалось в том, что различные школы фикха очень часто придерживались несовпадающих позиций по сходным ситуациям и порой достаточно остро соперничали между собой. Одновременно расхождения между выводами доктрины и их реализацией приводили к различиям между теорией исламского права и претворением его предписаний в жизни мусульманского общества. Это же можно сказать и относительно места исламского права в правовых системах мусульманских стран, в которых оно играло важную (часто – центральную) роль, но все же никогда не представляло собой всего комплекса действовавших в средние века юридических норм.

 Можно с уверенностью сказать, что соотношение и взаимодействие шариата и фикха в рамках исламской правовой системы определяется двумя факторами противоположной направленности. Это, с одной стороны, концепция божественного откровения, лежащая в основе норм шариата и обусловившая их верховенство в системе источников исламского права, с другой стороны, неспособность этих норм вне их взаимодействия с фикхом обеспечить адекватность исламского права изменяющимся условиям жизни. Мусульманское право таким образом имеет двойное измерение. Оно остается религиозным правом, но концепция его сверхъестественного божественного происхождения с возникновением Фикха перестает быть абсолютной. Более того, фикх-доктрина становится основным источником мусульманского права и стержневым элементом механизма действия этого права.

 С точки зрения теории права исламская правовая система представляет собой неотдифференциорованную систему права. В нормативном отношении шариат допустимо называть универсальной системой социального регулирования. Но не потому, что он включает в себя абсолютно все готовые правила, а, прежде всего, в силу охвата его предписаниями практически всех сторон внешнего поведения человека – религиозную (культовую), этическую, бытовую и т.д. Конечно, в нормах шариата есть и те, которые соответствуют правовым критериам имеются и нормы, отвечающие правовым критериям. В тоже время исламская традиция рассматривает шариат в качестве системы, соответствующей любым условиям, отвечающей потребностям каждой эпохи, способной ответить на всякий вопрос.

 Общие принципы фикха представляют собой правовое осмысление нормативной стороны шариата. При этом фикх не ограничился выработкой отдельных частных правил правовой направленности, а сумел сформулировать развернутую систему общих принципов, которые и являются основным аргументом в пользу существования исламского права как юридического явления в точном смысле. Разработка указанных принципов объяснялась характером фикха-доктрины, которая в течение веков предпочитала давать ответы на конкретные, частные вопросы.

 Исламская правовая система несмотря на формально-юридический характер своих институтов и направленность на правовое регулирование общественных отношений остается тесно связанной с исламом как религией. Именно соотношение религиозного и юридического начал в исламском праве во многом предопределяет характер его влияния на различные сегменты современных правовых систем мусульманских стран, а также объясняет специфику его связей с европейской правовой культурой, для которых характерно как безконфликтное сосуществование и позитивное взаимное дополнение, так и противостояние.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Коран. Перевод с арабского и комментарий М. -Н. О. Османова. Изд. 3-е, перераб. и дополн. со ... Османов М., перев., издательство Диля, 2017 г.
  2. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: взаимодействие юридических и религиозных начал // Ежегодник либертарно-юрид. Теории государства и права
  3. Маргинани Б. Хидоя: комментарии к мусульманскому праву. Москва, Волтерс Клувер 2010, с.656. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Макоева О.Х. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО НАЧАЛ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 194 - 198. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9356 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9356



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.