'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 30

Просмотры  42 просмотров

Макоева О.Х.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ИСЛАМСКИХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются актуальные вопросы защиты прав и свобод женщин в рамках исламской правовой системы. Дискуссия о равенстве мужчин и женщин в исламском мире стоит особенно остро, поскольку данная тема включает в себя огромный спектр вопросов о поведении женщин и обладании ими определённых прав, которые затрагивают вопросы о социальном и правовом статусе, реализации прав женщин на труд, образование . Права женщин зависят от религиозных канонов и сложившихся традиционных взглядов. Особенностью проблемы является понимание того, как именно строится мусульманский мир, так как ислам, как религия и правовая система, учитывает различные аспекты — жизнь и быт мусульманских мужчин и женщин. Данная работа направлена на изучение проблемных аспектов защиты социально-экономических, гражданских и политической прав в контексте фундаментального влияния исламской правовой доктрины. Автором были определены рамки прав женщин в исламском мире и их специфика, а также было изучено правовое регулирование равенства мужчин и женщин, включая исследование правового положения женщины в исламе на основе анализа содержания Корана   

Ключевые слова:
права и свободы женщин, Всеобщая декларация прав человека, дискриминация по гендерному признаку, мусульманское право   


УДК 34

Макоева О.Х.
аспирант кафедры конституционного и муниципального права ИПЭиФ
 Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова
(г. Нальчик, Россия)

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД

ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАВА И ИСЛАМСКИХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы защиты прав и свобод женщин в рамках исламской правовой системы. Дискуссия о равенстве мужчин и женщин в исламском мире стоит особенно остро, поскольку данная тема включает в себя огромный спектр вопросов о поведении женщин и обладании ими определённых прав, которые затрагивают вопросы о социальном и правовом статусе, реализации прав женщин на труд, образование . Права женщин зависят от религиозных канонов и сложившихся традиционных взглядов. Особенностью проблемы является понимание того, как именно строится мусульманский мир, так как ислам, как религия и правовая система, учитывает различные аспекты — жизнь и быт мусульманских мужчин и женщин. Данная работа направлена на изучение проблемных аспектов защиты социально-экономических, гражданских и политической прав в контексте фундаментального влияния исламской правовой доктрины. Автором были определены рамки прав женщин в исламском мире и их специфика, а также было изучено правовое регулирование равенства мужчин и женщин, включая исследование правового положения женщины в исламе на основе анализа содержания Корана.

 

Ключевые слова: права и свободы женщин, Всеобщая декларация прав человека, дискриминация по гендерному признаку, мусульманское право.

 

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, основными правами человека являются: право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование. Указанная декларация также содержит право каждого на справедливые и благоприятные условия труда; право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса, свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и разжигание расовой или религиозной ненависти.

В то же время, региональные акты мусульманских стран в области прав человека, разработанные во второй половине XX в., подверглись серьезной критике со стороны правозащитных организаций по вопросам гендерного и семейного регулирования, религиозной свободы, самоопределения, т.е. не соответствуют западным представлениям о правах человека.

В Святом Коране определены основы и механизмы юридического и морального регулирования отношений между людьми. Из предписаний Корана и его запретов, зафиксированных в Хадисах, формируется мусульманский закон - Шариат, который до настоящего времени является главным источником права большинства мусульманских стран. Закон регулирует отношения человека к богу, социальные отношения, в нем слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала (от Корана к закону). Следует отметить, что права человека в Исламе твердо основаны на вере, Бог является источником всех прав. Из-за Божественного происхождения прав никакие правители, правительства, собрания или власти не могут нарушать их как в мусульманских, так и з не мусульманских странах. Назначение мусульманского права состоит в удовлетворении интересов и потребностей человека (равно как мужчин, так и женщин). Если в международном праве зафиксировано равенство мужчин и женщин, то мусульманство предусматривает подчинение женщины мужчине. Следует назвать и некоторые права женщин, определенные. Институтом «Право личного статуса»: Право на собственность (сохраняет за женщиной полное право покупать, продавать, закладывать или сдавать в аренду всю свою собственность или часть ее; право на собственность, имеющуюся до замужества, и на все, что приобрела в замужестве). Право наследования (никто не имеет права претендовать на долю женщины - ни отец, ни муж). Право реализовать себя в обществе (в исламе нет положений, запрещающих женщине работать, когда в этом есть необходимость, особенно в тех областях, которые отвечают женской природе и в которых более всего нуждается общество; кроме того, нет каких-либо ограничений для проявления исключительных талантов, которыми обладает женщина в той или иной сфере). Право на получение образования наравне с мужчинами (Пророк Мухаммед говорил, что стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина, как мужчины, так и женщины). Право выйти замуж только с согласия женщины. История мусульманской цивилизации свидетельствует о равенстве женщины с мужчиной в области политических прав (право на выборы, на участие в политической жизни). Однако в мусульманском праве имеется ряд ограничений, касающихся прав женщин. Рассмотрим некоторые из них: Хотя мусульманские женщины вправе высказывать любое мнение, не противоречащие базовым положениям ислама. Однако шариат ограничивает их в вопросах реализации их права появляться и выступать в общественных местах и общаться с мусульманскими мужчинами для того, чтобы отстаивать свое мнение. Вопреки положениям Шариата в 2003 году Нобелевский комитет присудил премию мира иранской правозащитнице Ширин Эбади, адвокату, известному своей борьбой за права женщин в Исламской Республике Иран. Ширин Эбади была первой в Иране женщиной-судьей до Исламской революции 1979 года, когда ей пришлось оставить пост и заняться адвокатской практикой. Данный пример свидетельствует о двойственности позиции современных исламских государств по отношению к правам человека, в особенности к правам женщин. Шариат ограничивает политические (гражданские), социальноэкономические права мусульманских женщин (например, мусульманские женщины не могут участвовать в публичной жизни, занимать какую-либо юридическую должность, хотя за женщинами признается право выступать судьями по гражданским делам, а свидетельские показания двух женщин приравниваются к показаниям одного мужчины) Данный пример свидетельствует о двойственности позиции современных исламских государств по отношению к правам человека, в особенности к правам женщин . Уголовное право шариата содержит ряд ограничений по признаку пола. Например, за убитую женщину выплачивается меньшая денежная компенсация, чем за мужчину. Шариатское частное право так же содержит положения, ограничивающие права мусульманских женщин. Например, в соответствии с семейным правом мужчина может иметь до четырех жен и в праве развестись с любой из них, не объясняя причин своего решения. Мусульманские женщины могут иметь лишь одного мужа и получить развод только по решению суда и при наличии очень серьезных оснований, а так же при согласии мужа. В семейном праве - мужчина является опекуном женщины и по статусу выше ее. Стих 4 :34 гласит : « .мужья стоят над женами (мужчины пользуются правом кавама - опекунства и власти - в отношении женщин) за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими (мужчинам по сравнению с женщинами) и за то, что они (мужчины) расходуют из своего имущества (на своих жен)». Еще пример: запрещается брак между мусульманкой и не мусульманином, хотя для мужчин-мусульман такого запрета не существует . В публичном праве женщинам не разрешено занимать государственные должности, предполагающие их главенство над мужчинами, так как в соответствии со стихом 4:34 только мужчина обладает правом руководить женщиной, но не наоборот . Шариат ограничивает права женщин во всех случаях, по которым в Коране нет четких указаний. В международном праве нет рассмотренных выше ограничений, а наоборот закреплено равноправие людей независимо от пола, религии, расы. Несовместимость Шариатской концепции прав человека (Исламская Декларация прав человека, 1981 год) и современной общепринятой концепции прав человека (Всеобщая Декларация прав человека, 1948 год) выражается в двойственной позиции современных исламских государств. Так, политика исламских государств определяется воздействием противодействующих сил: с одной стороны, существует сильное влияние сложившейся религиозной традиции, санкционирующей дискриминацию по признакам религии и пола, с другой стороны, в этих странах существуют силы, выступающие в защиту прав человека и против дискриминации женщин в их правах. Двойственность современного ислама по правам человека проявляется также, с одной стороны, в том, что некоторые исламские страны поддерживают современные концепции прав человека, а, с другой стороны, не в состоянии обеспечить эти права в рамках своей национальной юрисдикции из-за влияния шариата на их правовую систему.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения: 31.05.2023)
  2. Коран. Перевод с арабского и комментарий М. -Н. О. Османова. Изд. 3-е, перераб. и дополн. со ... ОсмановМ., перев., издательство Диля, 2017 г, 
  3. Brems, E. Islamic Declarations of Human Rights // Human rights: universality and diversity: Volume 66 of International studies in human rights (англ.). — Martinus Nijhoff Publishers, 2001. — P. 241—84. — ISBN 90-411-1618-4.
  4. Дьячкова О. Н. Соотношение прав мусульманской женщины и прав человека // Сумма философии. Вып. 7. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — С. 84-87.
  5. Иранские власти отобрали Нобелевскую премию у правозащитницы [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1281253 (Дата обращения 02.06.2023г.)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Макоева О.Х. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ИСЛАМСКИХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 188 - 193. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9355 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9355



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.