'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 23

Просмотры  45 просмотров

Беликова В.И.

  


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ *

  


Аннотация:
несмотря на то, что земельная реформа началась более 20 лет назад и в настоящее время активно развивается, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных и проблемных ее направлений   

Ключевые слова:
приватизация, земельный участок, имущество   


УДК 34.347

Беликова В.И.

студентка 2 курса магистратуры напр. «Юриспруденция»,

Волжский филиал

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волжский)

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

 

Аннотация: несмотря на то, что земельная реформа началась более 20 лет назад и в настоящее время активно развивается, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных и проблемных ее направлений.

 

Ключевые слова: приватизация, земельный участок, имущество.

 

Процесс приватизации государственного имущества начался в конце 1980-х годов. Начало приватизации земель было положено Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», в соответствии с которым земельные участки колхозов могли передаваться в коллективную, долевую или совместную собственность сельскохозяйственным предприятиям и гражданам.

Современная земельная политика РФ направлена на продолжение процессов приватизации земли, развитие и функционирование земельного рынка, формирование системы многоукладного землевладения и землепользования.

Следует отметить, что в настоящее время существует множество земельных участков, права на которые до сих пор не оформлены собственниками зданий, расположенных на них. Проблемы, связанные с приобретением прав на такие земельные участки, неоднократно освещались в юридической литературе.

При этом со стороны государства было предпринято немало шагов, которые должны были бы способствовать скорейшему оформлению правообладателями зданий своих прав на земельные участки. Нельзя в этой связи не упомянуть так называемую «дачную амнистию», предпринятую руководством Российской Федерации. Изложенное определило актуальность темы исследования и её практическую значимость.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе приватизации земельных участков в Российской Федерации.

Предметом дипломной работы является система законодательных норм, устанавливающих условия и порядок приватизации земельных участков в Российской Федерации, практика применения указанных норм, а также теоретические источники, посвященные исследованию института приватизации земельных участков в Российской Федерации.

Научная и практическая актуальность настоящей работы обусловлена влиянием института приватизации на всё развитие общества. Кроме того, является закономерным и тот факт, что в обществе не исчезают дискуссии, которые касаются понятия «приватизации». Многие работы отечественных ученых и политических деятелей посвящены этому вопросу. Также важность этого вопроса объясняется большим количеством нормативных актов о приватизации.

Целями настоящей работы являются определение соответствия законодательства, регламентирующего исследуемые отношения, требованиям полноты, согласованности и определенности; обоснование особенностей правового регулирования исследуемых отношений.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

 - обозначить сферу правового регулирования приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости;

- выработать понятие приватизации земельных участков в соответствии с действующим законодательством и научной доктриной;

- установить перечень земельных участков, возможность приватизации которых установлена российским законодательством;

- раскрыть особенности оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Эмпирическую основу работы составили постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решения и определения по конкретным гражданским делам.

Теоретической основой исследования явились труды по земельному праву российских ученых: Л.Н. Бабенко, А.И. Бобылева, М.М. Бринчук, А.П. Дорохова, Б.В. Ерофеева, М.В. Жернового, В.И. Ивакина, Е.А. Суховой и др.

В работе использованы комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации, монографии ведущих специалистов в области исследования приватизации земельных участков в Российской Федерации, а также периодика по рассматриваемой проблематике.

Земельная приватизация – это передача имущества из км государственными или муниципальными образованиями в собственность граждан и юридических лиц в порядке, установленном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). )[4].

В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают в собственность земельные участки, ранее предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненной наследуемой собственности.

Приватизация земли основана на различных правилах, которые применяются в зависимости от того, какой тип земли подлежит приватизации.

Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на них зданий (объектов недвижимости).

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что основными признаками приватизации являются[12]:

- имущество, подлежащее приватизации, принадлежит публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования);

- отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

- отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

- приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

- в наличии имеется четко установленная процедура.

С учетом указанных признаков считаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, предусматривающие, что под приватизацией следует понимать возмездную, а также в установленных законом случаях безвозмездную передачу право собственности на имущество Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с Законом о приватизации при условии соблюдения специально установленного порядка перехода права собственности[4].

«Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Российская Федерация, Российская Федерация и Правительство Российской Федерации». [6].

Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации состоит из законов о приватизации государственного имущества самих субъектов, принятых в соответствии с Федеральным законом от 178-ФЗ, и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними. Несмотря на то, что субъектам Российской Федерации предоставлена возможность самостоятельно осуществлять правовое регулирование приватизационных отношений, можно сделать вывод, что такое регулирование осуществляется в основном на федеральном уровне.

Лишь по отдельным вопросам правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По делам о приватизации суды обращают внимание не только на «фактически установленный порядок пользования прилегающим земельным участком» и отсутствие споров между соседями о фактических границах, но и на формирование земельного участка - установление его границ по в порядке, установленном законодательством [7].

Все многообразие нормативных правовых актов, регулирующих приватизационные отношения, независимо от уровня такого регулирования, должно соответствовать правовой аксиоме, закрепленной в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому все иные федеральные законы, а также правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральному законодательству и не противоречить это.

По результатам изучения законодательства о приватизации земельных участков представляется актуальным введение понятий фактического землепользования и фактического землепользования, что позволяет устранить неоднозначность их толкования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абаев М.Т. Приватизация государственного и муниципального имущества как особый способ приобретения права частной собственности. Автореферат дисс. кандидата юридических наук / М.Т. Абаев. Ростов-на-Дону. 2020. – 196 с.
  2. Андреев Ю.Н., Амаглобели Н.Д., Данилкин В.Н. Судебная защита земельных прав граждан России : учеб. пособие // Под ред.: Ю.Н. Андреева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,. 2015. – 254 с.
  3. Анохина О.А. Российская приватизация в исследованиях зарубежных ученых // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 87 Омский экономический институт. 2021. № 10. С. 156 – 152.
  4. Алексеев С.С. Теория пава: Учебник, в двух томах. / Под. ред. С.С. Алексеева. – 4-е, перераб. и допол. изд-е. - М.: Право и закон. 2017. Т. II. 743 с.
  5. Бабуркина И.В. Исторические и юридические аспекты земельной реформы в России // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. Т.6. 2021. 117 с.
  6. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы / В.С. Белых // Государство и право. 2016. № 10. С. 69
  7. Болтанова Е. С. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е. С. Болтанова, С. З. Женетль ; под общ. ред. Е. С. Болтановой. – 2-е изд. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. – 440 с.
  8. Ветров Д.М. Применение соглашения о задатке в конструкции предварительного договора в свете проекта Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ». Государство и право. Юридические науки. 2019. – № 5(296). С 48 – 57.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Беликова В.И. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 142 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9348 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9348



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.