'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 20

Просмотры  37 просмотров

Шумай М.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в работе разработаны этапы формирования читательских интересов в начальной школе   

Ключевые слова:
читательская компетенция, художественные иллюстрации, интерес к литературе   


УДК 37

Шумай М.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «Алексеевская СОШ Яковлевского городского округа»

(с. Алексеевка, Белгородская обл., Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в работе разработаны этапы формирования читательских интересов в начальной школе.

 

Ключевые слова: читательская компетенция, художественные иллюстрации, интерес к литературе.

 

Из года в год уменьшается заинтересованность учащихся к чтению классической детской литературы. Один из факторов – увеличение действия средств массовой информации. Чтение книг подменяется длительным просмотром телевизора, нет места для семейных библиотек. Исходя из вышесказанного тема формирования читательской компетенции обучающихся нам видится актуальной. Ключевое внимание решению данного вопроса отведено начальной школе, т. она является фундаментом развития устойчивого интереса к литературе.

 В связи с модернизацией социально-экономических условий в стране, государству и обществу необходима личность, способная самостоятельно добывать новые знания и использовать их во всевозможной деятельности. Основным источником запаса знаний является книга. За последние пятнадцать лет положение чтения, его роль, отношение к нему сильно модифицируется.

 Читательская компетентность обучающихся начальной школы – это сформированная у школьников способность к целенаправленному личностному пониманию произведений в процессе чтения. Читательская компетенция - это неизменно пополняющаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть черта человека, которая совершенствуется на протяжении всей его жизни.

 Стандарты ФГОС НОО устанавливают новые требования к результатам обучения, условиям образовательного процесса, в которых необходимо применять новые способы деятельности учителя и обучающегося. В связи с этим возникла жизненная потребность по формированию читательской компетенции.

 Читательская компетентность младших школьников - это интегрированная особенность личности, включающая в себя:

 - ценностное отношение к чтению и знанию, получаемому непосредственно при чтении книг, доступных по содержанию и форме (зачем читать?)

 - наличие читательского кругозора (что читать? о чем читать?)

 - навык осуществлять нужные читательские операции и плодотворных методов чтения, качественного навыка чтения (как читать?)

Мы провели опрос обучающихся и родителей 2 класса МБОУ «Алексеевская СОШ», читают дома дополнительную литературу 20% обучающихся, но данная художественная литература не соответствует их возрасту (8-9 лет), предпочитают сказки. 75% не выходят за рамки школьной программы. На уроках литературного чтения отмечается перемешивание содержания книги и сюжета фильма (мультфильма), созданного на основе книги. По результатам опроса, при выборе книги, обучающиеся зачастую, ориентируются на занимательные иллюстрации, а не название книги, автора или ее содержание.

 Для улучшения навыка чтения необходимо инициировать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить обучающемуся высокохудожественные произведения, которые способны заставить работать и душу и ум, с другой – обеспечить необходимую совокупность читательских умений и навыков. При этом нужно знать, как формируется читательская компетентность, как происходит рождение ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать полноценным читателем.

 Можно выделить следующие этапы формирования читательских интересов:

 Первый этап – этап адаптации, который совпадает с периодом обучения грамоте. Его цель – развитие мотивации чтения.

 Учимся любить книгу. Слушание, рассматривание. Доступное книжное окружение.

 6 – 7 лет. Интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей одинаково привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать существенно легче, чем рассказы, а так называемые книжки-малышки они стабильно предпочитают толстым.

 Вначале первого этапа учитель при участии родителей организует выставку-экскурсию «Моя любимая книга». Каждый ребенок приносит из дома книгу и рассказывает о ней.

 А так же мы выполняем мини-проекты: создание книжек-малышек и организуем выставку. Организацию и проведение выставки осуществляет с помощью родителей. Например, нами была проведена выставка «Мой любимый герой произведений Николая Носова». Обучающиеся описали любимого героя и свое отношение к нему, а так же нарисовали и оформили все в виде маленькой книжки.

 Второй этап – познавательно-деятельностный.

 Учитель способствует формированию у обучающихся навыков выразительного чтения, что дозволяет разнообразить источники чтения классической детской литературой художественного типа, научно-познавательными книгами, прикладной детской литературой, справочниками, брошюрами и др. Осваивается алгоритм работы с книгой.

 На этом этапе мы проводим конкурсы чтецов по стихотворениям разных авторов. Используем прием чтения по ролям.

 Третий этап коммуникативной активности, прямого развития навыков, определяющих читающего школьника, способного самостоятельно и грамотно читать доступные книги и другие источники для обогащения собственного запаса знаний. Ключевая задача учителя на данном этапе заключается в следующем:

 - максимально расширить потенциальный диапазон чтения для обучающихся;

 - показать им алгоритм выбора и применения доступной литературы разнообразных видов и жанров для самостоятельного получения знаний по заданной теме;

 - сформировать потребность в регулярном самостоятельном чтении.

 В 8 – 9 лет обучающиеся обыкновенно увлекаются книгами о природе. Книги о растениях и животных нравятся школьникам данного возрастного этапа потому, что позволяют узнать этот зависимый от него мир, а также разобраться, как в нем можно и нужно действовать.

 На этом этапе в ходе выполнения исследовательских проектов, например, по окружающему миру, приучаем обучающихся к работе с различными источниками. На летние каникулы выдается примерный список литературы для самостоятельного чтения. Обучающиеся должны оформить и защитить читательский дневник, который содержит следующие элементы: автор, название произведения, краткое содержание, понравившийся герой (почему), иллюстрацию к произведению.

 Четвертый этап – этап самореализации, развитие читательских предпочтений и интересов на основе приобретенных на предыдущих этапах знаний о книгах и умений самостоятельно работать с литературой. Можно назвать его этапом формирования читательской самостоятельности.

 9 – 10 лет, когда свойственен глобальный интерес к миру людей, к событиям истории, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к фантастическим.

 На этом этапе мы проводим постановку спектаклей. Например, инсценировка сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Далее обучающиеся предлагают самостоятельно произведения для постановки.

 Для обогащения субъектного опыта обучающегося мы используем следующие приемы анализа литературного произведения:

 - анализ образа конкретного героя устно и письменно (например, Том Сойер);

 - создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (например, сказка о потерянном времени);

 - составление обучающимися вопросов к тексту аналитического характера;

 - рассказ от имени героя (например, Путешествия Гулливера);

 - работа с иллюстрациями к произведению (например, Мишкина каша);

 - театрализация (например, Аленький цветочек);

 - составление плана произведения как краткого, так и развернутого;

 - чтение по очереди, по ролям, в парах, в группах, пересказ;

 - разбивание текста на отрывки, чтение каждого отрывка про себя и пересказ своего отрывка в группе;

 - рисование образов и характеров героев произведений устное и письменное;

 - просмотр фильмов и мультфильмов после прочтения и сравнение своих образов.

 Для создания эмоционально-благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать:

 - игровые приемы;

 - задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения (рассказ от первого лица; повествование от имени предмета; комплимент литературному герою; введение в название сказки нового объекта; изменение концовки произведения).

 Таким образом, педагогические условия формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы: со стороны учителя – это качественная подготовка к обучению младших школьников чтению; со стороны ученика – это активизация самостоятельной читательской деятельности, сориентированной на вырабатывание способностей и пристрастия к литературе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Первова, Г.М. Федеральный государственный образовательный стандарт в действии // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №11. С.330-334.
  2. Колганова, Н.Е. Читательская компетентность учеников начальных классов и условия ее формирования // Перспективы развития современного научного знания: сб. науч. тр. Чебоксары: Учебно-методический центр, 2014. С.69-73.
  3. Кузнецова, Е.А. Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 42–47. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Шумай М.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 126 - 131. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9345 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9345



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.