'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 17

Просмотры  196 просмотров

Чернова А.С., Мурзакова В.Н.

  


ТРУДНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы воспитания, с которыми сталкивается современная семья в процессе воспитания детей   

Ключевые слова:
семья, трудности воспитания, сотрудничество, дошкольники, родительская позиция   


УДК 37

Чернова А.С.

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №2»

(г. Чебоксары, Россия)

 

Мурзакова В.Н.

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №2»

(г. Чебоксары, Россия)

 

ТРУДНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ,

С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ

В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы воспитания, с которыми сталкивается современная семья в процессе воспитания детей.

 

Ключевые слова: семья, трудности воспитания, сотрудничество, дошкольники, родительская позиция.

 

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего ребенка.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. Именно через взаимоотношения со взрослыми ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками, а при недостатке эмоциональных контактов процесс развития ребенка искажается и затрудняется. Между поведением ребенка и поведением родителей существует сильная зависимость: любовь и забота рождают в ребенке чувство безопасности и уверенности; в то время как отвержение и отстраненность ведут к агрессии и эмоциональной холодности.

Для большинства семей становятся актуальными вопросы: чему и как нужно научить ребенка?, как с ним играть?, как справляться с его капризами и непослушанием?. Все это свидетельствует о том, что родители испытывают потребность в психолого-педагогическом сопровождении и повышении родительских компетенций.

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: гибкости (способность менять свой стиль общения от ситуации), адекватности (реально оценивать особенности, возможности и ближайшего развития» ребенка).

Общество ставит перед педагогами-психологами, родителями и воспитателями задачу – развивать в детях умение общаться, понимать переживания других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликтов, т.е. управлять своим поведением.

Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания:

- Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье: зачастую можно наблюдать ситуацию, в которой родители имеют разные точки зрения на вопрос воспитания ребенка или поведения в той или иной проблемной ситуации.

- Часто внимание родителей сконцентрировано на интеллектуальном развитии ребенка, а эмоциональное и личностное развитие уходит на второй план. Отсутствие системы духовно-нравственного воспитания – еще одна проблема современности.

- Отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, недостаточно развита преемственность ценностей и традиций в семье.

- Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей.

Исходя из этих проблем, дети становятся «заложниками» своих родителей.

Родителями не рождаются – родителями становятся. Становление успешного родительства может происходить по-разному. Важно не только научить, но и замотивировать родителя на эмоциональный контакт с ребенком.

Родители нередко допускают серьезные педагогические ошибки или своим примером задают детям искаженные нормы социального поведения. Дети их заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в межличностном общении в ДОУ. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития, могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, трудностях его адаптации к жизни в обществе, различных отклонениях психического и личностного развития.

Очень важно, чтобы в семье каждый мог по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Выбор методов работы с семьей во многом зависит от ресурсов и потребностей самой семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании их достижения. В процессе взаимодействия ДОУ и семьи, родители получают практические навыки воспитания ребенка, формируют определенные умения (слушать и понимать другого, сотрудничать, осознавать свой стиль воспитания), быть «рядом и вместе».

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения.

Совместная деятельность детей и родителей объединяет, открывая новые грани взаимоотношений: дружеские, доверительные, искренние, поддерживающие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Зверева, Ольга Актуальные проблемы семейного воспитания / Ольга Зверева. - Москва: Огни, 2015. – 703 c.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012.
  3. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. - М.: Каро, 2016. - 144 c. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Чернова А.С., Мурзакова В.Н. ТРУДНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 110 - 113. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9342 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9342



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.