'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 15

Просмотры  103 просмотров

Поликарпова К.А.

  


ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в работе раскрывается лингводидактический потенциал аутентичных видеоматериалов. Рассматриваются особенности обучающихся среднего школьного возраста и особенности работы с аутентичными видеоматериалами   

Ключевые слова:
аутентичные видеоматериалы, совершенствование лексических навыков, лексика, лексические единицы, видеоматериалы, сборник упражнений, обучение иностранному языку, обучение лексике английского языка   


УДК 37

Поликарпова К.А.
студентка бакалавриата
Институт иностранных языков

Московский городской педагогический университет

 (г. Москва, Россия)

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

СОВРЕМЕННЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ

ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в работе раскрывается лингводидактический потенциал аутентичных видеоматериалов. Рассматриваются особенности обучающихся среднего школьного возраста и особенности работы с аутентичными видеоматериалами.

Ключевые слова: аутентичные видеоматериалы, совершенствование лексических навыков, лексика, лексические единицы, видеоматериалы, сборник упражнений, обучение иностранному языку, обучение лексике английского языка.

 

Важнейшей целью в обучении иностранному языку является развитие устных и письменных форм общения. А также для успешного освоения языка необходимо изучение лексической стороны речи и совершенствование лексического навыка. Совершенствованию лексических навыков традиционно уделяется достаточно большое внимание при обучении английскому языку в школе, что обусловлено требованиями программы.

Согласно Е.И. Пассову, лексический навык – это навык бессознательного извлечения слов или выражений из долговременной памяти в потоке речи. При работе с лексической стороной речи производится обучение не только конкретным словам, но и их образованию и правильному употреблению в грамматических структурах.

В соответствии с ФГОС ООО по окончании обучения в средней школе обучающиеся должны уметь использовать усвоенные лексические единицы в различных ситуациях межличностного общения и быть способными к поддержанию диалога.

При этом важно отметить, что в ходе глобализации и развития информационных технологий, учащиеся имеют доступ к различным развлекательным ресурсам. Данный феномен привёл к тому, что стандартные уроки, которые проводятся в школе на протяжении десятков лет, уже не способны вызвать интерес к образовательному процессу. Что в свою очередь приводит к отсутствию мотивации и заинтересованности в изучении предмета, в данном случае – иностранного языка.

Более того, особую роль играют психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста. В данном возрасте большое влияние имеет самовыражение и окружение, поэтому на уроках более ценна организация групповой деятельности и вовлечение подростков в дискуссию, в ходе которой будет раскрываться их личность. Важно уметь поддерживать интерес к выполнению различных творческих заданий, которые отличаются от стандартных методов обучения.

Это приводит к тому, что в современных реалиях, учитель вынужден искать альтернативные пути решения данной проблемы, прибегая к использованию аутентичных видеоматериалов, которые бы соответствовали интересам учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать проблему исследования следующим образом: «В чем состоит лингводидактический  потенциал аутентичных видеоматериалов при обучении лексической стороне речи на этапе основного общего образования?»

Хотелось бы поподробнее остановиться на понятии «аутентичные видеоматериалы». Аутентичные видеоматериалы представляют собой видеоролики, которые изначально не были созданы с целью адаптации под учебный процесс. К ним относятся различные телевизионные программы, кинофильмы, телесериалы и познавательные видео из различных ресурсов (National Geographic, TED Talks и др.).

Данный вид материалов имеет ряд преимуществ

  • Свободный доступ к ним в интернет-пространстве, а также распространенность и разнообразие. Обучающимся, как и педагогам, не требуется искать какие-либо альтернативные пути поиска видеоматериалов, используя лишь электронные носители (флэш карты, CD диски и так далее), Интернет, спутниковое телевидение, записи программ. Более того, видеоматериалы могут подбираться в соответствии с интересами учащихся или на основе изучаемой темы по учебной программе. Так подростки могут просматривать известные телесериалы в любых жанрах, которые их больше всего привлекают, и получать информацию, при этом расширяя свой кругозор и знания в сфере иностранного языка. Педагоги могут без затруднений найти материал, который подходит под изучаемый модуль: если по учебному плану предусмотрено изучение новогодних традиций и лексики, связанной с этим праздником, могут быть использованы различные специальные выпуски из телесериалов или отрывки из документальных фильмов, которые углубят знания обучающихся в той или иной сфере.
  • Аутентичные видеоматериалы способствуют повышению уровня мотивации обучающихся к изучению материала. Это связано с несколькими факторами: в процессе обучения меняется вид деятельности, в котором присутствует элемент интерактивности; при работе с аудиовизуальными формами необходимо проявлять внимание, так как дальнейшее выполнение заданий связано напрямую с услышанным в видео (по этой причине внимание подростков сосредоточено именно на просмотре и прослушивании материала); у подростков формируется чувство достижения результата, так как они являются такими же потребителями медиа-продукта, как и носители языка [Меркулова, 2005]; учащиеся работают с материалом, который соответствует их интересам и современным тенденциям. Последний пункт является самым значимым, поскольку предложенные темы и задания в учебниках, по мнению самих обучающихся, являются банальными и клишированными. Когда на протяжении нескольких лет обучения приходится сталкиваться с одними и теми же темами, у обучающихся пропадает интерес и, как правило, желание работать с материалом. В связи со всем вышесказанным использование аутентичных видео делает процесс обучения интересным и разнообразным, а также увеличивает мотивацию к изучению языка
  • Просмотр аутентичных видеоматериалов способствует развитию и лучшему пониманию иноязычной речи. Поскольку в съемках принимают участие англоговорящие люди, учащиеся могут распознать различные фонетические явления, пытаться имитировать английскую речь и интонацию или выучить новые фразы. Даже наличие диалектов и акцентов имеет большое значение, так как это способствует совершенствованию навыков аудирования, помогая лучше понимать те или иные изречения или фонетически-изменённые слова. Более того, обучающиеся получают современные языковые модели во всем многообразии словаря и грамматических структур, которые не всегда встречаются в учебных пособиях. Особенно полезным для них является изучение фразеологических выражений, идиом и сленга, эти лексические единицы делают речь более модернизированной и обогащенной для применения в различных языковых ситуациях.
  • Плотный визуальный контекст (место действия, эмоции персонажей, жесты) позволяют выявить как буквальное, так и контекстуальное значение лексической единицы.
  • Через призму аутентичных видеоматериалов учащиеся также углубляются в межкультурный аспект изучаемого языка. Они получают представление о культуре страны, их традициях, нормах общения при максимальной экономии времени на объяснении, получая удовольствие от процесса обучения.

Несмотря на это и все вышеперечисленные преимущества, при использовании данного метода может возникнуть ряд трудностей.

В первую очередь, проблема состоит в том, что весь материал должен отбираться в соответствии с уровнем знаний обучающихся и изучаемым модулем. Поскольку аутентичные видеоматериалы изначально не предусмотрены для образовательных целей, набор лексических и грамматических единиц является довольно разнообразным и может оказаться сложным для восприятия учащимися среднего школьного возраста. Более того, носители языка нередко пренебрегают правилами употребления тех или иных единиц в потоке речи. Это может иметь негативное влияние на изучения языка, так как учащимися будет усвоен шаблон или фраза, которая является грамматически неверной. По этой причине все аудиовизуальные материалы необходимо тщательно отбирать, прежде чем представлять на уроке в качестве изучаемого продукта. Отбор может занять слишком много времени, поскольку помимо поиска необходимой лексики по определенной тематике педагогу также придётся следить за тем, чтобы вся информация в видеофрагменте была корректной. 

Ещё одной проблемой может являться отбор аутентичных видеоматериалов в соответствии с учебным планом. При анализе комплектов, которые предоставляются школой для преподавания и изучения дисциплины, можно выявить факт того, что программа в принципе не предусматривает использование видеороликов в процессе обучения. Упражнения направленны на охват лексических единиц, грамматики английского языка, развитие навыков и умений аудирования, чтения и письма. Следовательно, данный вид деятельности нужно внедрять самостоятельно и адаптировать так, чтобы его использование не мешало основному плану и не вытесняло выполнение основных упражнений.

Методисты утверждают, что работа с видеоматериалами делится на три стадии: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный [Гальскова, с. 136].

Цель преддемонстрационного этапа заключается в улучшении навыков аудирования и чтения, и акцент делается на активизацию знаний учеников и работу с новыми словами. В качестве примера могут быть использованы упражнения с вопросами по содержанию видеоролика; также можно предоставить список лексических единиц, которые будут использованы в ходе работы с аутентичным видеоматериалом. В ходе выполнения задания можно дать учащимся возможность сопоставить понятие с его дефиницией.

Демонстрационный этап предполагает введение записей в ходе работы с видеоматериалом. Учащимся необходимо конспектировать основные моменты видеофрагмента для дальнейшей работы. Таким образом, подростки могут выполнить подстановочные условно-речевые упражнения с использование новоизученных лексических единиц.

Последемонстарционный этап (тренировочный) характеризуется развитием продуктивных умений в устной и письменной речи на основе изученного видеоматериала в качестве домашнего задания. Следовательно, учащимся могут быть предложены упражнения в описание чего-либо или упражнения выражения (по Е. И. Пассову): написание эссе, составление диалога, с использованием изученной лексики.

Важно включать все три этапа в работу с новым аутентичным видеоматериалом, так как они обеспечивают качественное усвоение и изучение информации через ее проработку в разноформатных упражнениях.

Таким образом, аутентичные видеоматериалы являются важным элементом учебного процесса в решении и достижении поставленных целей и задач. При корректной организованной работе с аудиовизуальными формами на уроке иностранного языка:

  • Способствует совершенствованию лексических навыков учащихся и способность к говорению;
  • Повышает мотивацию подростков к изучению английского языка и усвоению нового материала;
  • Улучшает умение говорения (в том числе умение распознавать различные диалекты и фонетически-изменённые слова);
  • Развивает навыки рефлексии, самоанализа и способности к высказыванию своего мнения, участие в дискуссиях;
  • Обеспечивает межкультурное взаимодействие.

При анализе нормативных документов, учебных пособий и научных статей, были выявлены следующие критерии, на которые нужно опираться при отборе аутентичных видеоматериалов:

  1. Соответствие уровню владения иностранным языком группой учащихся;
  2. Возраст обучающихся;
  3. Тематика видеоролика;
  4. Информативность.

С целью выявления влияния использования аутентичных видеоматериалов на процесс обучения (уровень усвоения полученных знаний, заинтересованность в предмете и повышение мотивации к изучению языка), был проведен опрос среди учащихся 9-ых классов.

 Первый опрос был проведен после традиционного урока, на котором обучающимся было необходимо работать с текстовыми и аудиоматериалами из УМК. В то время как второй опрос был организован после занятия, на котором была использована разработка с использованием аутентичного видеоматериала, сочетающая в себе интерактивность, разнообразие заданий (имитационные, подстановочные, трансформационные), которые были направлен на все формы работы (индивидуальная, парная и групповая).

Данные опроса показали следующие результаты:

  • При проведении традиционного урока, у учащихся теряется концентрация, их заинтересованность в уроке пропадает и, как следствие, процесс усвоения новых знаний находится на низком уровне. В итоге, из, условно говоря, 15 лексических единиц, в конце занятия учащиеся усвоили только 5-7.
  • Результаты, полученные после проведения урока с использованием аутентичного видеоматериала, значительно отличаются. Помимо повышенной заинтересованности в предмете, у учащихся появилась мотивация работать на уроке и изучать иностранный язык. Как следствие, из 15 лексических единиц, в конце урока было усвоено от 10 до 13 слов.

Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что необходимо проводить подобные виды работ, так как данный подход благоприятно сказывается на образовательном процессе.  

В заключении хотелось бы добавить, что данная технология, по объективным причинам, не может быть использована на каждом уроке, поскольку в процессе обучения необходимо комбинировать различные техники и подходы. Более того, на это потребуются значительные затраты не только личных, но и временных ресурсов учителя. Следовательно, следует выстроить определенный план использования видеоматериалов в течение всего процесса обучения, по которому будет следовать учитель. Тем не менее, как было озвучено ранее, аутентичные видеоматериалы имеют огромный лингводидактический потенциал. Помимо основных преимуществ (доступность, социокультурный компонент), они так же благоприятно влияют на повышение мотивации учащихся к изучению языка и их заинтересованности в процессе обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акулич, Т. И. Особенности использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку / Т. И. Акулич. — Текст : электронный // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. — 2018. — С. 81-84. — URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_32590201_38238656.pdf (дата обращения: 07.05.2022).
  2. Английский язык. 9 класс : учеб. для общеобрпзоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / сост. К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова [и др.]. — Москва : Express Publishing : Просвещение, 2013. — 216 с. — (Звёздный английский). — ISBN 978-5-09-027658-0. — Текст : непосредственный.
  3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова. — Москва : АРКТИ, 2003. — 192 с. — ISBN 5-89415-290-9. — Текст : непосредственный.
  4. Жантурина, Г. Ж. Использование видеоматериалов в преподавании английского языка / Г. Ж. Жантурина. — Текст : электронный // Новая наука: современное состояние и пути развития : сб. ст. конф. / под общ. ред. : А. И. Вострецова. — Астана : Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2017. — С. 160-165. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29088240_30589425.pdf (дата обращения: 04.10.2022).
  5. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранному языку в школе / И. А. Зимняя. — Москва : Просвещение, 1991. — 219 с. — ISBN 5-09-001716-6. — Текст : непосредственный.
  6. Карева, Н. В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка / Н. В. Карева // — Текст : непосредственный // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — № 3(22). — С. 140.
  7. Ксенофонтова, Н. А. Отбор видеоматериалов при обучении лексической стороне речи учащихся старших классов (на примере видеоматериалов медиаконтента TED.com) / Н. А. Ксенофонтова, С. С. Заровняева. — Текст : электронный // Молодежь и научно-технический прогресс в современном мире : Сборник материалов XI-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Мирный, 07–08 апреля 2022 года / Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. — Мирный: ООО «Издательство «Спутник+», 2022. — С. 274-278.
  8. Матвиенко, Л. М. Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка : учеб. пособие / Л. М. Матвиенко, Н. А. Сысоева. — Саратов : Вузовское образование, 2017. —  57 с. —  Текст : непосредственный.
  9. Пассов, Е. И., Кузнецова, Е.С., Формирование лексических навыков : учеб. пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. — Воронеж : Интрелингва, 2002. —  40 с. —  ISBN 5-93757-008-1. —  Текст : непосредственный.
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изменениями и дополнениями на 2022 г. — Москва : Эксмо, 2022. — 58 с. — (Законы и кодексы). — ISBN 978-5-04-095786-6. — Текст : непосредственный.
  11. Kalinko A. S. Modern technologies of forming lexical skills at the primary stage of teaching a foreign language / A. S. Kalinko. — Текст : непосредственный // Развитие инноваций и инновационное развитие науки и общества : сборник материалов Всероссийской науч.-методической конференции (Ростов-на-Дону, 27 апреля 2020 года) — Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2020. — P. 124-127.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Поликарпова К.А. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 91 - 101. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9340 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9340



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.