'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 14

Просмотры  72 просмотров

Грицук Ю.В.

  


ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА ISANDBOX КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье представлен опыт работы по использованию интерактивной песочницы iSandBOX как средство развития воображения у детей дошкольного возраста. А также разработка картотеки игр по развитию воображения для детей 5 - 7 лет с использованием режимов в базовой комплектации интерактивной песочницы iSandBOX   

Ключевые слова:
интерактивная песочница, воображение, арт-терапия, песочная терапия   


УДК 37

Грицук Ю.В.

воспитатель МАДОУ «ЭКОСАД»

(г. Пермь, Россия)

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА ISANDBOX КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье представлен опыт работы по использованию интерактивной песочницы iSandBOX как средство развития воображения у детей дошкольного возраста. А также разработка картотеки игр по развитию воображения для детей 5 - 7 лет с использованием режимов в базовой комплектации интерактивной песочницы iSandBOX.

 

Ключевые слова: интерактивная песочница, воображение, арт-терапия, песочная терапия.

 

 Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

 Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

О. М Дьяченко, в результате своей исследовательской работы считает, что воображение необходимо развивать в наиболее чувствительном возрасте — это дошкольное детство [3, с. 45].

 Воображение — это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов).

 Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В среднем дошкольном возрасте воображение приобретает творческий характер. Однако воображение в этом возрасте может успешно протекать лишь в непосредственной связи с внешней деятельностью ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста воображение приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка [4, с. 182].

 Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

 Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества) и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.

 Одним из видов арт-терапии является песочная терапия.

Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой – либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.

 Метод песочной игры подходит для детей от трех лет и рассчитан чаще всего на длительную терапию. В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, и занимает ведомую без оценочную позицию в процессе игры [2, с. 37]..

 Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать интерактивную песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека [1, с. 22].

В нашем детском саду широко используется метод песочной игры. Данная работа ведётся в нескольких направлениях — в качестве индивидуальной работы, на занятиях с педагогом-психологом, как платная дополнительная услуга, а также для работы с детьми ОВЗ. Для удобства использования составлено расписание, согласно которому распределено время в течение недели, что позволяет избежать очереди ожидания песочницы. Для занятий разработана картотека игр, приобретены различные мелкие игрушки: животные разных стран, элементы деревянного конструктора, совочки, мельница, что позволяет обогатить разнообразие игр. Во время занятий дети отправляются в путешествия не только по разным континентам, но и отправляются в плавания по морям и океанам, знакомятся с разными странами и городами. Во время занятий дети имеют возможность представить свои путешествия, пофантазировать, создать новые образы в своём воображении. После занятий дети, в качестве рефлексии, делают зарисовки своих впечатлений, эмоций, представлений.

Таким образом, данный метод является средством развития фантазии, образного мышления, воображения, а также речи, тактильной чувствительности и саморазвития.

Картотека игр по развитию воображения для детей 5-7 лет с использованием режимов в базовой комплектации интерактивной песочницы iSandBOX

Игра "Волшебная страна"

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход игры:

Педагог: "Сейчас мы с вами построим чудесную страну, большую и разнообразную. Тут будут моря, реки, горы. А вот в этой коробочке есть разнообразные животные. Давайте подумаем, где их поселить".

Дети формируют ландшафт - горы, реки, моря и населяют их животными, придумывают историю возникновения чудесной страны.

 Игра "Необыкновенные следы"

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход игры:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Игра "Узоры на песке"

Задачи: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Ход игры:

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Игра "Путешествие в сказочный город".

Задачи: развитие образного мышления, воображения, речи.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Игра "Детские секретики."

Задачи: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Ход игры:

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Агапова, И. М. Игры и задания для чудо воспитания. — М., 2007.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии. — Спб., 2006.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. — М., 2007.
  4. Юнг, К. Человек и его символы. — М., 2002.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Грицук Ю.В. ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА ISANDBOX КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 85 - 90. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9339 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9339



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.