'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 13

Просмотры  60 просмотров

Головырских О.В.

  


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье раскрываются условия, влияющие на формирование самооценки, а также влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Влияние взаимоотношений на самооценку педагогов школьного возраста. Эффективное педагогическое формирование позитивной «Я-концепции» личности   

Ключевые слова:
самооценка, младшие школьники, условия, «Я-концепция», педагог   


УДК 37

Головырских О.В.

студентка 4-го курса Института математики, физика и информатики

Уральский государственный педагогический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в статье раскрываются условия, влияющие на формирование самооценки, а также влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Влияние взаимоотношений на самооценку педагогов школьного возраста. Эффективное педагогическое формирование позитивной «Я-концепции» личности.

 

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, условия, «Я-концепция», педагог.

 

В современном психолого-педагогическом толковании «самооценка» включает в себя «суждение человека о себе, о своих личных качествах, достоинствах и недостатках, способностях, действиях, оценке самого себя, социальной значимости деятельности, которой он занимается» [2]. Благодаря самооценке у человека формируется и проявляется самокритика, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она – регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности [1].

У детей самооценка формируется тем, что они думают и чувствуют о себе. Их самооценка наиболее высока, когда они видят себя приближенными к своему «идеалу», к тому человеку, которым они хотели бы быть. Дети с высокой самооценкой легче справляются с конфликтами, сопротивляются негативному давлению и заводят друзей.

Дети с низкой самооценкой с трудом справляются с проблемами, чрезмерно самокритичны и могут стать пассивными, замкнутыми и подавленными. Они могут не решаться пробовать что-то новое, могут негативно отзываться о себе, легко разочаровываются и часто воспринимают временные проблемы как постоянные условия. Они пессимистичны в отношении самих себя и своей жизни.

На развитие самооценки у детей младшего школьного возраста большое влияние оказывают родительские установки и поведение. Поддерживающее поведение родителей, включая поощрение и похвалу достижений, а также интернализацию ребенком собственного отношения родителей к успеху и неудаче, являются наиболее мощными факторами развития самооценки [3]. По мере взросления детей их опыт, полученный вне дома, в школе и со сверстниками, становится все более важным в определении их самооценки.

Школы могут влиять на самооценку своих учеников через отношение к конкуренции и разнообразию, а также признание их достижений в учебе, спорте, и искусства. К середине детства дружеские отношения станут играть ключевую роль в жизни ребенка. Исследования показали, что дети младшего школьного возраста проводят больше времени со своими друзьями, чем делают домашние задания, смотрят телевизор или играют в одиночку. Кроме того, количество времени, в течение которого они взаимодействуют со своими родителями, значительно сокращается по сравнению с тем, когда они были младше. На этом этапе социальное принятие сверстниками ребенка играет важную роль в развитии и поддержании самооценки.

Термин «самооценка» иногда используется как синоним понятия «я», но следует иметь в виду, что эти термины имеют несколько разные значения. Понимание этой разницы необходимо для определения связей между достижениями в обучении и конструктами.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» (совокупность убеждений, характеристик, на основе которых личность рассматривает себя со стороны) личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем пример. Предположим, что на одном из ваших занятий с вами обращаются особенно ободряюще. Представьте себе, что у вас есть учитель, который постоянно ловит вас на том, что вы делаете что-то правильно, и хвалит вас за ваши усилия и достижения. Вы, вероятно, преуспеете в этом классе и, возможно, продолжите углубляться в данный предмет. В психологическом эксперименте, ставшем знаменитым благодаря многократным испытаниям, нескольким учителям государственных школ было сказано, что определенные ученики в их классах должны быть достаточно успешными благодаря своему интеллекту. Эти ученики были идентифицированы как имеющие особый потенциал, который еще не расцвел. Чего учителя не знали, так это того, что эти «особые потенциальные» ученики были выбраны случайным образом. Это верно: как группа, они обладали не большим особым потенциалом, чем любой другой ученик.

Можете ли вы предвидеть результат? Как вы можете догадаться, учащиеся оправдали ожидания своих учителей. Несмотря на то, что учителя должны были уделять должное внимание и поощрять всех учеников, на самом деле они неосознанно сообщали особую поддержку вербально и невербально особым потенциальным ученикам. И эти ученики, которые на самом деле были не более одаренными, чем их сверстники, показали значительное улучшение к концу учебного года. Этот опыт, проведенный в американской школе психологом Р. Розенталем, стал классикой. Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что «Я-концепция» зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения.

Это явление получило название «эффект Пигмалиона». Он формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Итак, если мы относимся к ребенку как ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять – мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания, но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относится к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности [1].

Что помогает детям сформировать правильную самооценку? Возраст – с возрастом ребенок научится больше контролировать, приобретет память, разовьется когнитивно, выучит язык и чувство того, как планировать будущее. Поддерживаемое ожидание – дети с трудом ждут, но могут быть поддержаны во время ожидания, поговорите с ними. Следуйте до конца после того, как ребенок ждет. Не подразумевайте, что награда придет, если ее не будет. Это часть доверия! Моделирование – взрослые, которые контролируют свой гнев, агрессию, язык и потребности, создают позитивные модели для своих детей. Чувство контроля – предоставьте детям выбор, соответствующий их возрасту. Предложите два варианта, с которыми вы можете жить, и дайте ребенку возможность научиться принимать решения, выбирая [4].

Таким образом, самооценка является наиболее важным показателем развития личности младшего школьника, регулятором её поведения. Условия формирования и развития самооценки ученика зависят не только от его успеваемости, признания его одноклассниками и особенностей общения учителя, но и от стиля семейного воспитания, физического здоровья, внешности, возрастных особенностей и личностных факторов. Иными словами, становление самооценки младшего школьника рассматривается как результат усвоения отношения к нему учителем, родителями и сверстниками, а также как результат представления о самом себе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  2. Гаджиева Д.С. Самооценка как психолого-педагогическая категория // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020828
  3. Лазарева С.Ю. Формирование самооценки в школьном возрасте: монография – М.: Наука без границ, 2011. – 201 с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Головырских О.В. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 80 - 84. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9338 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9338



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.