'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 12

Просмотры  149 просмотров

Богдалова Т.А.

  


ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
данная статья исследует влияние нарушения речи на самооценку младших школьников с общим недоразвитием речи. Обзор литературы показывает, что нарушение речи может приводить к проявлениям, таким как самокритичность, боязнь неудачи и тревожность, что негативно сказывается на самооценке детей. Для формирования положительной самооценки предлагаются условия, такие как раннее выявление и индивидуальный подход, речевая терапия, поддержка окружающих, интеграция со сверстниками и развитие коммуникативных навыков   

Ключевые слова:
общее недоразвитие речи, младшие школьники, самооценка, нарушение речи, самокритичность, боязнь неудачи, тревожность, раннее выявление, индивидуальный подход, речевая терапия, поддержка окружающих, интеграция со сверстниками, коммуникативные навыки   


УДК 37

Богдалова Т.А.

магистрант ИППО

Московский городской педагогический университет

(г. Москва, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ

САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: данная статья исследует влияние нарушения речи на самооценку младших школьников с общим недоразвитием речи. Обзор литературы показывает, что нарушение речи может приводить к проявлениям, таким как самокритичность, боязнь неудачи и тревожность, что негативно сказывается на самооценке детей. Для формирования положительной самооценки предлагаются условия, такие как раннее выявление и индивидуальный подход, речевая терапия, поддержка окружающих, интеграция со сверстниками и развитие коммуникативных навыков.

 

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младшие школьники, самооценка, нарушение речи, самокритичность, боязнь неудачи, тревожность, раннее выявление, индивидуальный подход, речевая терапия, поддержка окружающих, интеграция со сверстниками, коммуникативные навыки.

 

Самооценка играет важную роль в развитии личности ребенка, влияя на его самосознание, социальные взаимодействия и общую психологическую благополучность. Дети с общим недоразвитием речи сталкиваются с особыми трудностями в общении и могут испытывать негативные последствия для своей самооценки. В данной статье мы рассмотрим, какие проявления нарушения речи влияют на самооценку детей с общим недоразвитием речи и какие условия для формирования самооценки предлагаются в литературе.

В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка ОНР делится на три уровня. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безмолвные" дети). Дети этого уровня используют для общения лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы, фрагменты лепетных предложений. Характерно использование предложений из одного слова. Низкие речевые способности детей сопровождаются скудным жизненным опытом и недостаточно дифференцированными представлениями об окружающей жизни. В речи детей преобладают в основном 1-2 сложных слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до двух или трех. Фонематическое восприятие сильно нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны детям этого уровня [1].

На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки обычной речи. Дети обладают общим словарным запасом и могут использовать простые фразы. В их речи дифференцируются названия предметов, действий и отдельные признаки. Дети могут отвечать на вопросы, рассказывать о картине, рассказывать о семье, знакомых событиях окружающей жизни. Словарный запас отстает от возрастной нормы. У детей нет навыков словообразования. При использовании простых предложений, состоящих из 2-3, редко из 4 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона детской речи также не соответствует возрастной норме: нарушается произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звенящих и глухих звуков. Отмечается большое количество ошибок при воспроизведении слогового контура слов. Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом [2].

Третий уровень речевого развития характеризуется расширенной фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Выявляются своеобразные лексические ошибки, такие как замена названий профессий названиями действий, замена конкретных понятий общими и наоборот; замена названий знаков. Выявлены ошибки сопоставления прилагательного с существительным в роде и падеже; сопоставления числительного с существительным; смешения родовой принадлежности существительных. Анализ формирования связной речи выявляет трудности в овладении ее основными видами: пересказом, составлением рассказов по картинке, заданному плану и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети часто только перечисляют изображенные предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают трудности с воспроизведением логической последовательности действий. Воспроизведение звука детьми не соответствует требованиям возрастной нормы. Трудности в воспроизведении слоговой структуры в основном касаются труднопроизносимых слов [3].

Дети с общим недоразвитием речи могут проявлять повышенную самокритичность в отношении своих речевых навыков. Они могут сравнивать себя с другими детьми и испытывать чувство неполноценности, что отрицательно влияет на их самооценку. Они могут сомневаться в своих способностях и часто сравнивать себя с остальными, что приводит к низкой самооценке и ощущению неуверенности в себе. Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать сильную боязнь неудачи в связи с трудностями, с которыми они сталкиваются при общении. Они могут бояться высмеивания, осуждения или негативных реакций окружающих, что приводит к снижению их самооценки и избеганию коммуникации.

Нарушение речи у детей может вызывать тревожность и беспокойство. Они могут переживать о том, как их речевые трудности влияют на их взаимодействия со сверстниками, учителями и родителями. Это может вызывать постоянный стресс и тревогу, что негативно сказывается на их самооценке и эмоциональном благополучии. Раннее выявление и диагностика нарушений речи являются важными условиями для формирования положительной самооценки у детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей и потребностей помогает создать поддерживающую и стимулирующую образовательную среду [4].

Систематическое и целенаправленное обучение помогает детям развивать свои речевые навыки, повышать уверенность в себе и улучшать самооценку. Важную роль в формировании самооценки у детей с общим недоразвитием речи играет поддержка окружающих, таких как родители, учителя и сверстники. Позитивная обратная связь, похвала за достижения, поддержка и понимание помогают детям почувствовать себя ценными и успешными. Создание безопасной и поддерживающей атмосферы в школе и семье способствует укреплению самооценки у детей с общим недоразвитием речи. Включение детей с общим недоразвитием речи в общие классы и участие в общих школьных и внеклассных мероприятиях способствует формированию позитивной самооценки. Взаимодействие с другими детьми и успешное участие в общих активностях помогают детям осознать свои способности и почувствовать себя частью коллектива. Одной из основных целей в работе с детьми с общим недоразвитием речи является развитие и улучшение их коммуникативных навыков. Обучение эффективному общению, использованию альтернативных коммуникационных средств и стратегий помогает детям преодолевать речевые трудности и повышать уверенность в себе [5].

Влияние нарушения речи на самооценку младших школьников является значительным. Однако, через создание поддерживающей образовательной среды, индивидуальный подход, регулярную речевую терапию и поддержку окружающих, возможно улучшить самооценку у детей с общим недоразвитием речи. Важно учитывать их индивидуальные потребности, развивать их коммуникативные навыки и обеспечивать интеграцию в общество и школьную среду. Представленные условия и стратегии, предложенные в литературе, могут служить основой для создания эффективных программ и подходов к работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью повышения их самооценки и психологического благополучия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Стасенко А. А. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. – 2021. – С. 191-195.
  2. Панова С. В., Гомзякова Н. Ю. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ //Инклюзивное образование: теория и практика. – 2021. – С. 287-291.
  3. Конищева Ю. Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ //ИННОВАЦИОННЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГОМЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. – 2022. – С. 50-55.
  4. Шарапова Ю. В., Бородаева А. В., Радецкая И. С. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ //Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования. – 2019. – С. 112-114.
  5. Васильева А. А. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2020. – С. 266-268.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Богдалова Т.А. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 74 - 79. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9337 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9337



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.