'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 11

Просмотры  39 просмотров

Арзуманян Г.М.

  


СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается содержание понятия «компетентностный подход» применительно к системе среднего профессионального образования. Выявлена цель рассматриваемого подхода в профессиональном обучении. Определены условия и основные показатели сформированности профессиональных компетентностей   

Ключевые слова:
компетентностный подход, профессиональное образование, проблемные задачи, ситуации неопределенности, саморазвитие   


УДК 377.1

Арзуманян Г.М.

преподаватель специальных дисциплин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской федерации

Колледж многоуровневого профессионального образования

(г. Москва, Россия)

 

СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в статье рассматривается содержание понятия «компетентностный подход» применительно к системе среднего профессионального образования. Выявлена цель рассматриваемого подхода в профессиональном обучении. Определены условия и основные показатели сформированности профессиональных компетентностей.

 

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование, проблемные задачи, ситуации неопределенности, саморазвитие.

 

В настоящее время компетентностный подход является приоритетным в образовательной политике нашего государства. Реализация данного направления осуществляется через технологию личностно – ориентированного обучения, предполагающего формирование личностных качеств будущего специалиста в сочетании с профессиональными компетенциями.

Рассматривая систему профессионального образования, автор Е.Е. Евдокимова акцентирует внимание на необходимости перехода от знаниевого подхода к деятельностному, когда развиваются навыки, помогающие овладению определенными компетенциями. Это дает возможность начинающему специалисту обрести экономическую и социальную независимость [2, с.86-90].

Проблемой компетентностного подхода занимались исследователи Н.Д Адаменко, Р.М.   Бакиров, Л.В. Маркова, З.М. Альбекова, Е.Е. Евдокимова, Н.Н. Киселева, О.Е. Лебедев и др. Одновременно с этим в современной науке недостаточно полно освещена проблема применения инновационных технологий в системе среднего профессионального образования, способствующих развитию личностно – ориентированного обучения.

Рассмотрим более подробно содержание понятия «компетентностный подход» применительно к системе среднего профессионального образования. В работе О.Е. Лебедева компетентностный подход представлен комплексом принципов касаемых целей, содержания, организации, оценки образовательного процесса [4, с.3-18].

Также компетентностный подход предполагает формирование умения решать возникающие проблемы без посторонней помощи в различных видах деятельности, используя собственный опыт социального взаимодействия. Применение данного подхода способствует развитию основополагающих компетенций, способствующих самостоятельным решениям в неопределенных ситуациях [4, с.3-18].

Таким образом целью компетентностного подхода в обучении является решение проблемных вопросов разнообразного характера – познавательного, аналитического, аксиологического, социального, коммуникативного, профессионального (выбор профессии).

Профессиональная компетентность определяется как способность на основе теоретических знаний и практических умений осуществлять деятельность в определенной профессиональной сфере, а также правильно реагировать на изменяющиеся условия. По мнению Н.Н. Киселевой для ее формирования необходимо максимально приближать учебный процесс к будущей профессиональной деятельности. При этом в основе должно лежать решение профессиональных задач, направленных на активацию приобретенных знаний, умений, навыков достижения поставленных целей [3, с.42-45].

Предполагаемые задачи должны быть в начале простыми, в дальнейшем становясь все более нестандартными. Выпускник профессионального учреждения должен справляться с поставленной задачей любой сложности, что предполагает определенный порядок действий в ходе обучения специалиста среднего звена.

В исследованиях З.М. Альбековой отмечается необходимость использования модульно-информационных технологий обучения. При этом аудиторные и самостоятельные занятия должны быть направлены на стимуляцию познавательной деятельности обучающихся. Для контроля сформированности уровня профессиональной компетентности нужно своевременно проводить мониторинг знаний и умений[1, с.14].

Таким образом, в настоящее время уровень компетентности специалиста определяется широтой сферы деятельности и способностью самостоятельного принятия решения в ситуациях неопределенности. Сформированность профессиональных компетентностей зависит от устойчивой направленности на осуществление деятельности в избранной области, нестандартностью подхода к решению профессиональных задач, умением адекватно оценивать результаты своей деятельности и стремлением к саморазвитию и взаимодействию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Альбекова З. М. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в области вычислительной техники на основе модульно-информационной технологии обучения (на примере дисциплины «Базы данных»): автореферат дисс. … канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 22 с.
  2. Евдокимова Е.Е. Содержание и проблема оценки компетенций выпускников ССУЗа в условиях внедрения ФГОС СПО третьего поколения // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский, 2011.С.86-90.
  3. Киселева Н.Н. Профессиональная задача как средство оценивания компетенций при подготовке специалистов среднего звена IT направления // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С.42-45.
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2014. № 5. С. 3-18.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Арзуманян Г.М. СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 70 - 73. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9336 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9336



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.