'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 5
  4. Научная статья № 4

Просмотры  60 просмотров

Бикбулатова Н.П.

  


ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрен вопрос оценки готовности отраслей РФ к переходу к цифровой экономике. Цель работы заключается в исследовании процессов информатизации отдельных отраслей экономики РФ. На основе оцениваемых показателей, авторами выявлен ряд особенностей развития, проведена дифференциация видов экономической деятельности по уровню готовности к цифровой экономике. Результаты исследования способствуют повышению качества обоснования перспектив их развития в современных условиях. Материалы исследования могут служить информационной основой для принятия управленческих решений в области повышения информатизации отраслей   

Ключевые слова:
цифровая экономика, информатизация, динамика, тренды развития, цифровой потенциал, SMAC технологии, цифровое предприятие   


УДК 33

Бикбулатова Н.П.
преподаватель экономических дисциплин
ГБПОУ «Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж»
(г. Благовещенск РБ, Россия)

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Аннотация: в работе рассмотрен вопрос оценки готовности отраслей РФ к переходу к цифровой экономике. Цель работы заключается в исследовании процессов информатизации отдельных отраслей экономики РФ. На основе оцениваемых показателей, авторами выявлен ряд особенностей развития, проведена дифференциация видов экономической деятельности по уровню готовности к цифровой экономике. Результаты исследования способствуют повышению качества обоснования перспектив их развития в современных условиях. Материалы исследования могут служить информационной основой для принятия управленческих решений в области повышения информатизации отраслей.

 

Ключевые слова: цифровая экономика, информатизация, динамика, тренды развития, цифровой потенциал, SMAC технологии, цифровое предприятие.

 

О необходимости перехода на новый уровень развития экономики с помощью цифровых и сквозных технологий было сказано Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании к Федеральному собранию 1 декабря 2016 г. С 2017 г. в РФ уже реализуется масштабная системная программа развития экономики нового технологического поколения – «Цифровая экономика Российской Федерации».

Сегодня термин «цифровое предприятие» связан с концепцией «Индустрия 4.0.», где акцент в первую очередь делается на изменения сферы промышленного производства. Цифровое предприятие – это организация, которая достигает конкурентного преимущества высокого порядка путем использования информационных технологий во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами. Проходя путь цифровой трансформации, традиционное предприятие превращается в цифровое предприятие, а производимый им продукт цифровым продуктом, при этом наибольшие трудности при переходе к цифровому предприятию связаны с культурными изменениями. В этой связи целесообразно изменять ментальность всей компании в целом. Необходимо работать над созданием социальной и культурной атмосферы, позволяющей реализовать преимущества, в основе которой лежит свободное социальное взаимодействие на всех уровнях управления (демократический стиль руководства, открытость высказывания своего мнения, активное участие в процессах) и готовность к изменениям (постоянный профессиональный рост, открытость к инновациям, приверженность изменениям).

До недавнего времени многие компании использовали IT-технологии для автоматизации существующих производств и бизнес-процессов, что приводило к росту эффективности, продолжая оказывать традиционные услуги и выпускать традиционные продукты, оставаясь при этом в рамках традиционной бизнес-модели поставок [1, с. 54]. На сегодняшний день ситуация выглядит иначе. Современная ситуация характеризуется наличием [2, с. 890]:

– цифрового потребителя – активного пользователя SMAC – социальных, мобильных, аналитических и облачных технологий;

– цифрового предприятия, которое активно применяет SMAC технологии с целью оптимизации затрат на корпоративные функции, организации взаимодействия на предприятия для увеличения производительности;

– новой волной использования цифровых операций компаниями, когда идет реальная перестройка бизнеса на основе использования робототехники, искусственного интеллекта, когнитивных моделей.

Цифровая трансформация инициируется и протекает под воздействием внешних факторов, среди которых основным является положительный клиентский опыт, при этом заказчики и партнеры имеют высокий уровень ожиданий к доступу информации о работе компании, её продуктах и услугах. Чтобы обеспечивать данный уровень, необходимо обрабатывать данные и предоставлять клиентам.

Результаты исследований более 400 крупных компаний из разных сфер деятельности, проведенные MIT Sloan School of Management и Capgemini Consulting, показали, что их финансовые показатели зависят именно от применения новых методик и технологий:

- компании, которые активно используют новые методы управления и технологии, – в среднем на 26 % прибыльнее своих конкурентов;

- компании, которые активно инвестирующие в цифровые технологии, но не уделяющие должного внимания управлению, – в среднем на 15 % прибыльнее своих конкурентов;

- компании, улучшающие только свой менеджмент, – увеличивают прибыль на 9 %, а при использовании цифровых технологий могли бы получить втрое больше;

-которые не выбрали, уменьшают прибыль на 24%

 На сегодняшний день цифровые технологии уже внедрили и продолжают активно внедрять и получать наибольшие выгоды от цифровой трансформации компании таких отраслей как: банки, ритейл и хайтек-индустрия. О внедрении новых технологий в управлении можно задуматься гостиничному бизнесу и телекоммуникациям. В отстающих рядах остаются страховые компании, которым мешает заниматься инновациями забота о сокращении рисков. Сферу ЖКХ и энергетический комплекс тянет назад их проблемная инфраструктура. В конце рейтинга цифровой зрелости стоят: фармацевтика, промышленное производство, производство народного потребления.

Фундамент построения цифрового предприятия

  1. Мобильность. Тенденция увеличения числа подключенных устройств прослеживается на протяжении последних пяти лет, например в 2018 г. это число составляло 6,4 млрд, а к 2023 г. прогнозируется рост до 20,8 млрд. Внедрение новых мобильных приложений возникает с потребностью руководителей и сотрудников. В обозримом будущем все большее влияние будет оказывать Интернет вещей, который также является одной из последних мобильных технологий.
  2. Социальность, управление знаниями и людьми. Сфера маркетинга в цифровом пространстве также трансформируется в сторону большей детализации и персонализации предложений клиентам – а это требует углубленного изучения имеющейся информации с применением технологий управления знаниями. Невзирая на все достижения в автоматизации бизнес-процессов, люди остаются ключевым фактором успеха цифрового предприятия, поэтому традиционные системы управления кадрами трансформируются в управление талантами, обучением и развитием сотрудников. Социальность делает предприятие плоским – то есть, разрушает вертикальную иерархию, позволяя всем общаться напрямую. Это неизбежно приведет к распространению новых концепций менеджмента, основанных на сетевых принципах управления вместо командно-административных методов.
  3. BPM, workflow, collaboration, бизнес-процессы. Компания никогда не сможет создать качественно новый «цифровой» продукт, адаптировав социальные и мобильные технологии, не избежав кардинальной оптимизации внутренних процессов. Предприятиям все так же придется обращать внимание в первую очередь на эффективность организации внутренней работы, а потом уже клиентоориентированность и прогрессивные инструменты анализа.

Предприятиям необходимо продолжать активно внедрять:

- Имитационное моделирование и дополненную реальность в производственном процессе. CAPE (Computer Aided Process Engineering), является одним из этапов автоматизации проектирования промышленных систем. Такие средства позволяют проверить процесс до монтажа оборудования в цехе с точки зрения отсутствия столкновений, обеспечения требуемого времени цикла, подбора инструмента и других факторов. Особенно важны эти средства при подготовке автоматизированного и роботизированного производства.

- Аддитивное производство, 3D-печать и сканирование объектов. Сегодня предприятия АО «ОДК – Авиадвигатель», ОАО «Пермский моторный завод «Сатурн», АО «Климов», ПАО «Кузнецов» – имеют опытные участки, где изготавливаются детали методом аддитивных технологий, что сокращает в два раза стоимость изготовления и в пять раз снижает затраты времени, в том числе и серийных деталей. Эффект от внедрения аддитивных технологий с развитием технологий и оборудования будет еще более значительным.

- Автоматизированные транспортные средства и дроны, сенсоры и датчики, осуществляющие оперативный мониторинг движения товаров и услуг. Цифровое управление логистикой с использованием радиочастотной (RFID) идентификации, с контролем передвижения сырья и материалов, очень важно для обеспечения конкурентоспособности производства сегодня.

- Цифровизация изделия по жизненному циклу (проектирование, производство, испытания, эксплуатация, предиктивный ремонт). Современные мировые тенденции в этой области заключаются в постепенном развитии технологий компьютерного моделирования и виртуального прототипирования до более высокого уровня – создания цифрового двойника изделия (ЦДИ). Это принципиально более сложный и важный процесс, над внедрением которого сейчас работают передовые разработчики программного обеспечения и промышленные предприятия.

- Введение «машинного обучения» для разработки собственных правил принятия решений в производстве, являющегося одним из современных методов обработки и анализа статистических данных, в том числе для слабоизученных, динамических и сложных процессов с большим количеством параметров (результатом «машинного обучения» алгоритм расчета выходной величины не формула).

- Повсеместное внедрение роботизации и автоматизации производственных процессов (оборудование и рабочие места), позволяющей формировать целиком автоматизированные участки производства, цехов, заводы.

- Новые материалы поставок [3, с. 131]. Новые современные материалы обладают высокими механическими свойствами, тепловыми, электрическими, оптическими и другими характеристиками и их использование существенно расширяет возможности разработок. Так, использование в конструкции ПКМ приводит к снижению массы на 20–30 %, уменьшению количества деталей, сокращению сроков производства и, как следствие, к снижению стоимости самолета, например у воздушных судов ПАК ДА, ПАК ФА, ИЛ-112.

Карта и стандартизированные регламенты основных процессов, инструменты бережливого производства. В настоящее время мировая промышленность уделяет все больше внимания концепции бережливого производства, которое способствует повышению производительности труда на 30–70 %, снижению издержек, сокращению времени поставок [4, с. 61; 5, с. 72]. Некоторые крупные российские промышленные предприятия, например, ПАО «КАМАЗ», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», «Группа ГАЗ», за последние 10–15 лет успешно реализовали эти идеи и методы. Обучение методам бережливого производства позволит значительно улучшить показатели эффективности деятельности предприятий , что особо актуально в современных экономических условиях.

  1. ECM, внутренний и внешний документооборот может быть как фактором роста эффективности, так и тормозом, если требования документирования идут вразрез с требованиями бизнеса. На сегодняшний день многие предприятия морально не готовы перейти от бумажного документооборота на цифровые форматы взаимодействия, поэтому необходимо проводить изменения корпоративной культуры, при этом технические решения для всех задач уже есть.
  2. ERP, финансы и учет. Цель быстрая отдача на запросы потребителей и вывод продукта на рынок, то есть производство должно стать гибким, адаптивным и практически персональным – поскольку запросы у каждого клиента индивидуальны. Достичь этого можно за счет использования технологий SMAC в разработке ERP-платформ поставок [6, с. 36].
  3. Бизнес-аналитика инструмент для принятия решений, которыми пользуются не только продвинутые специалисты, но и бизнес-руководители разных уровней [7]. Переход к цифровому предприятию означает также рост объемов данных – теперь в контур управления попадает информация из социальных сетей, разнообразных внешних источников и главным образом различных датчиков, потому что производство тоже переходит на цифровой формат. В связи с ростом объема и сложности данных будут востребованы системы семантического анализа и искусственного интеллекта.


Таблица 1. Основные проблемы развития инструментов цифровой экономики на предприятиях.

№, п/п

Основная проблема

Пояснение проблемы

Описание методов и инструментов решения проблемы

1

Отсутствие управленческой парадигмы

В цифровой экономике и на цифровом предприятии численно оцениваются показатели и индикаторы различной сложности с привязкой к различным временным периодам, подразделениям. Отсутствует понимание какие из них должны выносится в КПЭ руководителей и как достижение этих показателей приблизит предприятие к своему целевому облику в цифровой экономике, не нарушив при этом устоявшиеся производственные процессы.

Необходимо изучить опыт цифровизации и перехода к экономике платформ, разработать системы и модели управления.

2

Ценообразование

 Необходимы разработка и внедрение методов ценообразования, направленных на то, чтобы предприятиям было выгодно сокращать собственные издержки производства.

Целесообразно проводить изучение математических методов, применимых к ценообразованию, основанных на анализе информации, поступающей из цифрового пространства организации. Трансформация управления затратами в условиях цифровой экономики.

3

Повышение скорости взаимодействия субъектов цифровых предприятий и производств

Необходимо структурировать механизмы получения обратной связи и реакции на запросы рынка.

Оценка экономической эффективности, а также контроль на каждом этапе осуществления проекта для своевременного выявления и нивелирования рисков – это приоритеты в процессе цифровизации.

4

Необходимость централизованной цифровизации и государственной поддержки.

Необходимость в непосредственной цифровизации государственных органов для обеспечения качественного контроля над экономикой всего производственного комплекса.

Необходимо создание концепции цифровизации промышленности во взаимосвязи с исполнительной властью с формирование инструментов регулирования деятельности предприятий.

 

Использование цифровых технологий в деятельности промышленных предприятий, может повысить производительность труда, уменьшить себестоимость продукции, повысить качество, ускорить процесс выхода новых продуктов на рынок и сократить жизненные циклы разработки продукта. Одно из перспективных направлений – это создание инновационных кластеров для использования единых ИТ-решений и технологий для широкого круга пользователей, а не отдельных узкоспециализированных предприятий.

Амбициозное стремление страны к росту через внедрение прорывных инноваций, инвестиции в национальную инфраструктуру широкополосной связи, достаточно сильные позиции в науке и технологиях, развитая законодательная и нормативная правовая база, а также конкурентоспособность российской сферы кибербезопасности в мировом масштабе — все это характеризует Россию как претендента на роль одного из глобальных цифровых лидеров. Тем не менее, структурные недостатки в экосистеме цифровой трансформации, недостаточный уровень цифровых навыков, ограниченный доступ к рынкам капитала и отсутствие открытой инновационной культуры ограничивают способность России в ближайшие годы добиться фундаментальных технологических прорывов. Критически важным для среднесрочного успеха России является увеличение прозрачности бизнес-среды, инвестиции в развитие цифровых навыков, внедрение новых технологий в основных конкурентоспособных областях, а также расширение связей между ключевыми заинтересованными сторонами цифровой экосистемы, включая государственный и частный сектора, гражданское общество и научно-образовательное сообщество.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. « Экономика предприятия в цифровую эпоху»/ Российское предпринимательство, Том 18, № 7, с. 1127 -1136,2017
  2. Попов Е.В., Семячков К.А. «Оценка готовности отраслей РФ к формированию цифровой экономики»- Инновационная экономика.
  3. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Функционирование промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8. – С. 122-126
  4. Хохлов Ю.Е. « Оценка уровня развития цифровой экономики в России»- Институт развития информационного общества, 2021 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Бикбулатова Н.П. ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 30 - 39. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9329 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9329



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.