'
Подорога В.А.
ОБОБЩЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ *
Аннотация:
в данной работе рассмотрены и описаны идеи и исторические предпосылки основных моделей воспитания, существующих на сегодняшний день. Среди них идеалистическая модель Платона, реалистическая, материалистическая, прагматическая, антропоцентристская, социетарная, гуманистическая, технократическая и модель свободного воспитания. В качестве результатов проведенного исследования предлагается метод составления универсальной или обобщенной модели воспитания, которая позволит учесть особенности развития наибольшего процентного охвата детей по сравнению с другими моделями
Ключевые слова:
модели воспитания, воспитательный процесс, образовательный процесс, развитие детей, детская психология, подходы к воспитанию
УДК 159
Подорога В.А.
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
(г. Москва, Россия)
ОБОБЩЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ
Аннотация: в данной работе рассмотрены и описаны идеи и исторические предпосылки основных моделей воспитания, существующих на сегодняшний день. Среди них идеалистическая модель Платона, реалистическая, материалистическая, прагматическая, антропоцентристская, социетарная, гуманистическая, технократическая и модель свободного воспитания. В качестве результатов проведенного исследования предлагается метод составления универсальной или обобщенной модели воспитания, которая позволит учесть особенности развития наибольшего процентного охвата детей по сравнению с другими моделями.
Ключевые слова: модели воспитания, воспитательный процесс, образовательный процесс, развитие детей, детская психология, подходы к воспитанию.
Введение
По данным, описанным в статистике [1], в период времени с 2011 по 2021 год уровень счастья в мире повысился на 3% (было 40%, стало 43%), в России же эти показатели, к сожалению, существенно отличаются: было 31%, стало 18%. Несмотря на всевозможные причины данной весьма удручающей статистики, в данной статье будут рассмотрены и описаны причины, прямо или косвенно связанные с возможными психологическими обстоятельствами жителей России и других стран мира. Помимо очевидных составляющих вроде уровня жизни, уровня материального благополучия, образованности, доступности медицины, вакансий мечты и других социальных факторов, данная статистика также зависит от того, какие методы используются родителями, педагогами и другими старшими наставниками в процессе воспитательной работы и простого ежедневного взаимодействия с ребенком. Именно поэтому вопрос о качестве и применимости тех или иных воспитательных моделей остается актуальным и требует рассмотрения.
Целью данной работы является выявление базиса для новой, обобщенной модели воспитания, которая будет способна учесть все сильные и слабые стороны других моделей и тем самым стать предсказуемой и практически универсальной.
Анализ существующих моделей
Из моделей воспитания, существующих в современной педагогике, выделяют 9 основных. Далее будет представлено их краткое описание, а в таблице 1 будет приведена их сравнительная характеристика.
Идеалистическая модель. Основная задача приверженца этой модели – раскрыть все таланты и глубинные потенциалы, заключенные в ребенке. Воспитанник в процессе интеллектуального взаимодействия со взрослым наставником постигает достижения культуры и науки, открывает в семе новые возможности, укрепляет сильные стороны.
Реалистическая модель. Данная концепция больше настроена на передачу накопленного человечеством опыта напрямую, будто по учебнику. С развитием воспитанника ему открывают всё новые и новые разделы жизни, однако при этом у ребенка отсутствует возможность развивать критическое мышление, ведь факты, передаваемые наставником, воспринимаются как безусловная истина.
Материалистическая модель. Основная задача данной модели – учесть окружающие условия, например, оснащенность центра развития ребенка необходимым оборудованием. Однако на внутренний мир непосредственно воспитанника обращается сравнительно небольшое внимание.
Прагматическая модель. Можно сказать, что в этой модели жизнь должна восприниматься воспитанником как бизнес проект, который нужно постоянно развивать, чтобы каждый день улучшать уровень своей жизни. Идея безусловно хорошая, однако на пути такого развития у воспитанника могут появиться такие проблемы, как обесценивание уже достигнутых целей, синдром самозванца [2] и другие трудности.
Антропоцентристская модель. Из названия очевидно, что центром данной модели является человек, как постоянно меняющаяся и развивающаяся сущность. Если позволить воспитаннику достичь совершенства хотя бы в одной из подсистем многообразной человеческой природы, то велика вероятность того, что в дальнейшем он станет счастливым и успешным.
Социетарная модель. Большую роль в этой модели играет не взаимодействие воспитанника и наставника, а интеракция между смотрителем и группой людей, выполняющих некоторый социальный заказ. Средства воспитания в такой модели зависит от масштабности референтной группы и от предъявляемых к ней требований.
Гуманистическая модель. Про основные идеи гуманистического направления говорил еще В. А. Сухомлинский [3]. Как и советский педагог-новатор, основоположник гуманистической модели посчитал, что главным в воспитании остается учет личных особенностей ребенка и поддержка в осознании им целей и их успешном достижении.
Технократическая модель. В этом подходе все действия осуществляются по строго выверенному алгоритму, что позволяет получить прогнозируемые результаты. Минусом такого подхода становится очевидная неполноценность в контексте применимости.
Модель свободного воспитания. Основной задачей данной модели является воспитание самостоятельной личности, готовой принимать собственные решения, а также нести ответственность за них.
Далее приведена таблица, представляющая собой сравнительную характеристику моделей воспитания по показателям основных уровней (контроль, свобода, самостоятельность, разносторонность).
Таблица 1. Сравнительная характеристика моделей воспитания
В таблице звездочкой отмечены модели воспитания, наиболее сбалансированные по средней оценке. Среди них оказались: идеалистическая, антропоцентрическая, гуманистическая и модель свободного воспитания. Зеленым фоном же отмечены те модели, которые считаются наиболее благополучными для ребенка по результатам опроса населения. [4]
Базис обобщенной модели
Для того, чтобы понимать, на основе каких моделей лучше всего строить обобщенную концепцию воспитания, следует провести небольшую аналитику по приведенной выше таблице 1.
В ходе аналитики получены следующие данные о средних показателях уровней, медиане и итоговом значении эталонного уровня. Результаты отображены в виде гистограммы на рис. 1.
Рис. 1. Результаты анализа в виде гистограммы
Таким образом, базисные значения уровней для наиболее оптимального воспитательного процесса, полученные в результате анализа литературы и опроса населения немного отличаются. Наиболее предпочтительные уровни по мнению общества следующие: уровень контроля – 3,5, уровень свободы – 3,5, уровень самостоятельности – 4,5, уровень разносторонности подхода – 4,5. На основании этих значений были выбраны следующие модели: реалистическая (61,3% опрошенных), модель свободного воспитания (48,4% опрошенных), прагматическая (25,8% опрошенных), гуманистическая (41,9% опрошенных). Более подробно распределение выбора отражено на рис. 2. В перспективе дальнейших исследований можно провести более глобальный опрос с выборкой по возрасту и социальному положению опрашиваемого. Так можно будет выявить наиболее предпочтительные подходы к воспитанию у каждого слоя населения и на основе этих данных разработать новую модель, которая будет подходить большему количеству детей.
Рис. 2. Распределение голосов по выбору лучшей,
по мнению общества, модели воспитания
Заключение
В ходе данной работы выполнен анализ литературы по теме воспитания детей, рассмотрены принципы и идеи основных подходов к воспитательной деятельности, а также проведен общий социальный опрос по теме показательных уровней в процессе воспитания с целью выявления наиболее предпочтительной модели в обществе на данный момент.
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Подорога В.А. ОБОБЩЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 770 - 776. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9268 (дата обращения: 15.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*