'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 103

Просмотры  39 просмотров

Подорога В.А.

  


ОБОБЩЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ *

  


Аннотация:
в данной работе рассмотрены и описаны идеи и исторические предпосылки основных моделей воспитания, существующих на сегодняшний день. Среди них идеалистическая модель Платона, реалистическая, материалистическая, прагматическая, антропоцентристская, социетарная, гуманистическая, технократическая и модель свободного воспитания. В качестве результатов проведенного исследования предлагается метод составления универсальной или обобщенной модели воспитания, которая позволит учесть особенности развития наибольшего процентного охвата детей по сравнению с другими моделями   

Ключевые слова:
модели воспитания, воспитательный процесс, образовательный процесс, развитие детей, детская психология, подходы к воспитанию   


УДК 159

Подорога В.А.

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

(г. Москва, Россия)

 

­­ОБОБЩЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО

ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ

 

Аннотация: в данной работе рассмотрены и описаны идеи и исторические предпосылки основных моделей воспитания, существующих на сегодняшний день. Среди них идеалистическая модель Платона, реалистическая, материалистическая, прагматическая, антропоцентристская, социетарная, гуманистическая, технократическая и модель свободного воспитания. В качестве результатов проведенного исследования предлагается метод составления универсальной или обобщенной модели воспитания, которая позволит учесть особенности развития наибольшего процентного охвата детей по сравнению с другими моделями.

 

Ключевые слова: модели воспитания, воспитательный процесс, образовательный процесс, развитие детей, детская психология, подходы к воспитанию.

 

Введение

По данным, описанным в статистике [1], в период времени с 2011 по 2021 год уровень счастья в мире повысился на 3% (было 40%, стало 43%), в России же эти показатели, к сожалению, существенно отличаются: было 31%, стало 18%. Несмотря на всевозможные причины данной весьма удручающей статистики, в данной статье будут рассмотрены и описаны причины, прямо или косвенно связанные с возможными психологическими обстоятельствами жителей России и других стран мира. Помимо очевидных составляющих вроде уровня жизни, уровня материального благополучия, образованности, доступности медицины, вакансий мечты и других социальных факторов, данная статистика также зависит от того, какие методы используются родителями, педагогами и другими старшими наставниками в процессе воспитательной работы и простого ежедневного взаимодействия с ребенком. Именно поэтому вопрос о качестве и применимости тех или иных воспитательных моделей остается актуальным и требует рассмотрения.

Целью данной работы является выявление базиса для новой, обобщенной модели воспитания, которая будет способна учесть все сильные и слабые стороны других моделей и тем самым стать предсказуемой и практически универсальной.

Анализ существующих моделей

Из моделей воспитания, существующих в современной педагогике, выделяют 9 основных. Далее будет представлено их краткое описание, а в таблице 1 будет приведена их сравнительная характеристика.

Идеалистическая модель. Основная задача приверженца этой модели – раскрыть все таланты и глубинные потенциалы, заключенные в ребенке. Воспитанник в процессе интеллектуального взаимодействия со взрослым наставником постигает достижения культуры и науки, открывает в семе новые возможности, укрепляет сильные стороны.

Реалистическая модель. Данная концепция больше настроена на передачу накопленного человечеством опыта напрямую, будто по учебнику. С развитием воспитанника ему открывают всё новые и новые разделы жизни, однако при этом у ребенка отсутствует возможность развивать критическое мышление, ведь факты, передаваемые наставником, воспринимаются как безусловная истина.

Материалистическая модель. Основная задача данной модели – учесть окружающие условия, например, оснащенность центра развития ребенка необходимым оборудованием. Однако на внутренний мир непосредственно воспитанника обращается сравнительно небольшое внимание.

Прагматическая модель. Можно сказать, что в этой модели жизнь должна восприниматься воспитанником как бизнес проект, который нужно постоянно развивать, чтобы каждый день улучшать уровень своей жизни. Идея безусловно хорошая, однако на пути такого развития у воспитанника могут появиться такие проблемы, как обесценивание уже достигнутых целей, синдром самозванца [2] и другие трудности.

Антропоцентристская модель. Из названия очевидно, что центром данной модели является человек, как постоянно меняющаяся и развивающаяся сущность. Если позволить воспитаннику достичь совершенства хотя бы в одной из подсистем многообразной человеческой природы, то велика вероятность того, что в дальнейшем он станет счастливым и успешным.

Социетарная модель. Большую роль в этой модели играет не взаимодействие воспитанника и наставника, а интеракция между смотрителем и группой людей, выполняющих некоторый социальный заказ. Средства воспитания в такой модели зависит от масштабности референтной группы и от предъявляемых к ней требований.

Гуманистическая модель. Про основные идеи гуманистического направления говорил еще В. А. Сухомлинский [3]. Как и советский педагог-новатор, основоположник гуманистической модели посчитал, что главным в воспитании остается учет личных особенностей ребенка и поддержка в осознании им целей и их успешном достижении.

Технократическая модель. В этом подходе все действия осуществляются по строго выверенному алгоритму, что позволяет получить прогнозируемые результаты. Минусом такого подхода становится очевидная неполноценность в контексте применимости.

Модель свободного воспитания. Основной задачей данной модели является воспитание самостоятельной личности, готовой принимать собственные решения, а также нести ответственность за них.

Далее приведена таблица, представляющая собой сравнительную характеристику моделей воспитания по показателям основных уровней (контроль, свобода, самостоятельность, разносторонность).

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика моделей воспитания

 

В таблице звездочкой отмечены модели воспитания, наиболее сбалансированные по средней оценке. Среди них оказались: идеалистическая, антропоцентрическая, гуманистическая и модель свободного воспитания. Зеленым фоном же отмечены те модели, которые считаются наиболее благополучными для ребенка по результатам опроса населения. [4]

Базис обобщенной модели

Для того, чтобы понимать, на основе каких моделей лучше всего строить обобщенную концепцию воспитания, следует провести небольшую аналитику по приведенной выше таблице 1.

В ходе аналитики получены следующие данные о средних показателях уровней, медиане и итоговом значении эталонного уровня. Результаты отображены в виде гистограммы на рис. 1.

 

Рис. 1. Результаты анализа в виде гистограммы

 

Таким образом, базисные значения уровней для наиболее оптимального воспитательного процесса, полученные в результате анализа литературы и опроса населения немного отличаются. Наиболее предпочтительные уровни по мнению общества следующие: уровень контроля – 3,5, уровень свободы – 3,5, уровень самостоятельности – 4,5, уровень разносторонности подхода – 4,5. На основании этих значений были выбраны следующие модели: реалистическая (61,3% опрошенных), модель свободного воспитания (48,4% опрошенных), прагматическая (25,8% опрошенных), гуманистическая (41,9% опрошенных). Более подробно распределение выбора отражено на рис. 2. В перспективе дальнейших исследований можно провести более глобальный опрос с выборкой по возрасту и социальному положению опрашиваемого. Так можно будет выявить наиболее предпочтительные подходы к воспитанию у каждого слоя населения и на основе этих данных разработать новую модель, которая будет подходить большему количеству детей.

Рис. 2. Распределение голосов по выбору лучшей,

по мнению общества, модели воспитания

 

Заключение

В ходе данной работы выполнен анализ литературы по теме воспитания детей, рассмотрены принципы и идеи основных подходов к воспитательной деятельности, а также проведен общий социальный опрос по теме показательных уровней в процессе воспитания с целью выявления наиболее предпочтительной модели в обществе на данный момент. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Подорога В.А. ОБОБЩЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 770 - 776. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9268 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9268



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.