'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 53

Просмотры  223 просмотров

Ходова В.С.

  


ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье анализируются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младенческого и раннего возраста и способы снижения влияния СДВГ на повеления ребенка в младенческом и раннем возрасте   

Ключевые слова:
дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, ранний возраст, младенческий возраст   


УДК 373.22

Ходова В.С.

учитель-логопед, учитель-дефектолог

ОКУЗ “Дом ребенка специализированный”

(г. Иваново, Россия)

 

ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ

СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье анализируются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младенческого и раннего возраста и способы снижения влияния СДВГ на повеления ребенка в младенческом и раннем возрасте.

 

Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, ранний возраст, младенческий возраст.

 

Активный, подвижный, любознательный – так можно сказать о любом ребенке. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня.

Гиперактивность можно определить как состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих. Гиперактивность – это не вина ребенка, а признак слабой нервной системы, характеризующейся быстрым переутомлением.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как:

- гипервозбудимость,

- двигательная расторможенность,

- моторная неловкость,

- рассеянность,

- повышенная утомляемость,

- инфантилизм,

- импульсивность.

Данные признаки, по определению Всемирной организации здравоохранения, характеризуют синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ).

СДВГ - одно из самых распространенных психоневрологических расстройств, являющееся причиной нарушений поведения и трудностей обучения в раннем и дошкольном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими. Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную помощь вполне посильная задача.

Данная категория детей нуждается в ранней диагностике и своевременной коррекция СДВГ, когда компенсаторные функции мозга достаточно велики для предотвращения формирования стойких патологических проявлений. Распознать симптомы и признаки гиперактивности в младенческом и раннем возрасте достаточно сложно. Однако если у ребенка наблюдается ряд ниже перечисленных признаков, мы можем начать подозревать у ребенка СДВГ:

  • Нарушен режим сна. Ребенок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь, сон прерывистый.
  • Бесцельные движения руками и ногами. Постоянная двигательная активность, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дёргающиеся движения.
  • Повышенный мышечный тонус.
  • Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении.
  • Постоянные крики и плач без явной причины.
  • Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности.
  • Дети отвлекаются на любые яркие вещи, игрушки, но не способны зафиксировать внимание на них и минуту, тянутся, чтобы взять в ручки и тут же бросают, потеряв интерес.
  • Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.
  • Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей.
  • Легко впадает в истерику и крик при малейшем раздражении.
  • Раннее физическое развитие. Дети с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.

Гиперактивный ребенок требует к себе особого отношения, поэтому важно правильно организовать его распорядок дня. Вот несколько советов, которые будут полезны для родителей таких детей:

  1. Четкий режим дня.
  2. Сохранение терпения и самоконтроля со стороны взрослого.
  3. Не допускать переутомления, чрезмерного влияния на нервную систему, иначе ответом со стороны ребенка будет перевозбуждение и неадекватная реакция.
  4. Поощрение. Данную категорияю детей необходимо хвалить и поощрять даже а самый незначительный повод.
  5. Позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе.
  6. Сажать на групповых занятиях как можно ближе к себе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий.
  7. Давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести.
  8. Избегать ограничения подвижности. Особенно когда ребёнок уже начинает ползать.

Чтобы помочь такому ребенку воспитатель, специалисты, врачи должны взаимодействовать друг с другом и действовать совместно.

При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях), трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.

Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Также полезны занятия с использованием следующий средств педагогического воздействия:

- художественных средств изобразительной деятельности (краски, карандаши, мелки),

- занятия по пению народных песен и обыгрыванию их,

- дыхательные упражнения,

- глазодвигательные упражнения,

- упражнения для языка и мышц челюсти,

- перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,

- упражнения для развития мелкой моторики рук,

- упражнения для релаксации и визуализации,

- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,

-упражнения с правилами. 

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Следует эмоционально поддерживать ребенка во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

Коррекция позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начата коррекция – тем выраженнее положительные результаты принесёт.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation, oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; с. 389—401.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть в двух частях, - Москва.: Генезис, 2001 год.
  4. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. №3.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
  6. Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. – 2015. – №6. – с. 45-51.
  7. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. – 2000. – №1 январь-март 2000. – с. 121-135. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ходова В.С. ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 431 - 436. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9218 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9218



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.