'
Ходова В.С.
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье анализируются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младенческого и раннего возраста и способы снижения влияния СДВГ на повеления ребенка в младенческом и раннем возрасте
Ключевые слова:
дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, ранний возраст, младенческий возраст
УДК 373.22
Ходова В.С.
учитель-логопед, учитель-дефектолог
ОКУЗ “Дом ребенка специализированный”
(г. Иваново, Россия)
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ
СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье анализируются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младенческого и раннего возраста и способы снижения влияния СДВГ на повеления ребенка в младенческом и раннем возрасте.
Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, ранний возраст, младенческий возраст.
Активный, подвижный, любознательный – так можно сказать о любом ребенке. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня.
Гиперактивность можно определить как состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих. Гиперактивность – это не вина ребенка, а признак слабой нервной системы, характеризующейся быстрым переутомлением.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как:
- гипервозбудимость,
- двигательная расторможенность,
- моторная неловкость,
- рассеянность,
- повышенная утомляемость,
- инфантилизм,
- импульсивность.
Данные признаки, по определению Всемирной организации здравоохранения, характеризуют синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ).
СДВГ - одно из самых распространенных психоневрологических расстройств, являющееся причиной нарушений поведения и трудностей обучения в раннем и дошкольном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими. Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную помощь вполне посильная задача.
Данная категория детей нуждается в ранней диагностике и своевременной коррекция СДВГ, когда компенсаторные функции мозга достаточно велики для предотвращения формирования стойких патологических проявлений. Распознать симптомы и признаки гиперактивности в младенческом и раннем возрасте достаточно сложно. Однако если у ребенка наблюдается ряд ниже перечисленных признаков, мы можем начать подозревать у ребенка СДВГ:
Гиперактивный ребенок требует к себе особого отношения, поэтому важно правильно организовать его распорядок дня. Вот несколько советов, которые будут полезны для родителей таких детей:
Чтобы помочь такому ребенку воспитатель, специалисты, врачи должны взаимодействовать друг с другом и действовать совместно.
При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях), трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.
Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Также полезны занятия с использованием следующий средств педагогического воздействия:
- художественных средств изобразительной деятельности (краски, карандаши, мелки),
- занятия по пению народных песен и обыгрыванию их,
- дыхательные упражнения,
- глазодвигательные упражнения,
- упражнения для языка и мышц челюсти,
- перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
- упражнения для развития мелкой моторики рук,
- упражнения для релаксации и визуализации,
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
-упражнения с правилами.
Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Следует эмоционально поддерживать ребенка во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.
Коррекция позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начата коррекция – тем выраженнее положительные результаты принесёт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Ходова В.С. ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СДВГ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 431 - 436. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9218 (дата обращения: 15.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*