'
Овчинникова М.О.
ОСОБЕННОСТИ, УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности и условия духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы. Так же описаны требования к духовно-нравственному воспитанию, выдвинутые Ю.К. Бабанским, и освещены методы духовно-нравственного воспитания, рекомендованные Г. И. Щукиной
Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, особенности, условия, младший школьный возраст, методы духовно-нравственного воспитания
УДК 373.3
Овчинникова М.О.
студент 3 курса гуманитарно-педагогического факультета
Братский государственный университет
(г. Братск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ, УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности и условия духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы. Так же описаны требования к духовно-нравственному воспитанию, выдвинутые Ю.К. Бабанским, и освещены методы духовно-нравственного воспитания, рекомендованные Г. И. Щукиной.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, особенности, условия, младший школьный возраст, методы духовно-нравственного воспитания.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что вопрос о духовно-нравственном развитии и воспитании детей является постоянной темой для обсуждения. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся имеет первостепенное значение в современной системе образования и является важным компонентом социального заказа на образование.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное и равномерное формирование и развитие личности ребенка.
Первые годы обучения в школе характеризуются повышенной восприимчивостью к выработке моральных правил и норм. Это помогает своевременно заложить основы формирования личности ребенка. Суть воспитания, определяющая нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, заключается в зависимости детей младшего школьного возраста от своих эмоций и эмоциональных реакций. Именно поэтому в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка необходимы новые методы и подходы.
Нравственное развитие ребенка начинается в раннем детстве. Однако младший школьный возраст является наиболее важным этапом, когда закладываются основы нравственных, эстетических и духовно-нравственных идеалов и норм, происходит психологическое и личностное становление личности ребенка.
Раскрывая содержание духовного человека, сам процесс воспитания, заключающийся в формировании его внутреннего Я и духовного мира, мы можем увидеть его проявление в системе чувств и ценностных отношений, которые человек имеет к окружающему миру и самому себе.
П.И. Подласый раскрывает понятие нравственного воспитания как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали [2].
Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что именно в этот период дети становятся более восприимчивыми к внешним воздействиям и более уверенно верят в то, что им говорят и чему учат. В этот период все промахи и ошибки, допущенные учителями и родителями в этом возрасте, невозможно исправить впоследствии. Поэтому с точки зрения педагогики и психологии младший школьный возраст - лучшее время для систематического, последовательного и целенаправленного подхода к духовно-нравственному воспитанию. Отличительной особенностью младших классов является и то, что осознание духовно-нравственных норм должно отвечать определенным требованиям.
Ю.К. Бабанский выдвигает следующие требования к духовно-нравственному воспитанию младших школьников:
- иметь гордость за свою Родину;
- умение быть полезным в школе и дома;
- должен любить трудолюбивых, активных и творческих людей;
- уметь дружить;
- должен бороться с собственной ленью;
- должен помогать родителям и остальным взрослым, если они в этом нуждаются;
- должен охранять природу родного края [1].
Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников должен быть организован с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников. При организации процесса духовно-нравственного воспитания педагог должен использовать ряд форм, методов и приемов, способствующих эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Под методами духовно-нравственного воспитания понимается система взаимосвязанного и взаимозависимого поведения учителя и ученика, направленная на то, чтобы ученики усваивали необходимую информацию и действовали в соответствии с ней.
Методы рекомендованные Г. И. Щукиной:
1) Методы формирования сознания личности (убеждение). Рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, поощрения, предложения, наставления, дискуссии, доклады, примеры и т.д.;
2) Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, вводный инструктаж, требования воспитания, общественное мнение, задачи, учебные ситуации;
3) Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание;
4) Методы обучения (убеждения): воспитание, образование, воспитание, образование и т.д. [4].
Рассказывание историй особенно важно для духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Рассказывание - это устное изложение материала в виде историй и объяснений. То, что эмоциональный рассказ, в котором поведение героя оценивается учителем, оставляет неизгладимый след в психике ребенка и формирует основы нравственных принципов и идеалов, несомненно, способствует своеобразию возраста, когда дети младшего школьного возраста понимают все. Рассказы должны быть логически структурированы, иметь последовательные эмоции и использовать разнообразные образы.
Объяснение - это один используемых методов в педагогике, ведь в процессе объяснения происходит логическое выведение определенных истин. Этот метод можно использовать для привития детям основ и норм нравственного поведения в различных ситуациях.
Следующий широко используемый метод - это беседа, в процессе которого происходит взаимодействие учителя и ученика. С помощью такого метода возможно оказать помощь ребенку в достижении таких целей, как правильная оценка собственного поведения, окружающих его событий и явлений.
Примеры являются действенным методом духовно-нравственного воспитания, они и основаны на принципе подражания. Они помогают сформировать у ребенка такие идеалы, как смелость, доброта, патриотизм, верность и трудолюбие, которым ребенок захочет подражать и к которым будет стремится во время обучения и после его окончания.
Упражнение - это метод духовно-нравственного воспитания, при котором учащиеся систематически и организованно выполняют различные задания.
Рассмотрев традиционные методы духовно-нравственного воспитания в младших классах, необходимо коснуться анализа инновационных методов, используемых в педагогике при осуществлении духовно-нравственного воспитания в младших классах.
В качестве одного из методов духовно-нравственного воспитания была выделена волонтерская деятельность. Вовлечение младших школьников в процесс оказания помощи нуждающимся дает им возможность самовыражения и приобретения уникального социального опыта, что может оказать гораздо больший эффект, чем пассивное восприятие материала [3].
Еще одним современным методом духовно-нравственного воспитания считается метод проектной деятельности или метод проектов. Этот метод предполагает использование ряда исследовательских и творческих методов для решения конкретной проблемы. Особенностью такой работы является то, что в процессе взаимодействия достигается тесная связь между учителем и учеником, в результате чего учащиеся получают возможность критически мыслить, ориентироваться в информационном пространстве и различать разные виды информации, с точки зрения нравственности.
Дополнительно хотим отметить, что так же важную роль в нравственном воспитании играют выездные экскурсии. С помощью экскурсий учителя могут привить ученикам чувство знакомства с родным краем и бережное отношение к нему. Альтернатива безвыездного участия - виртуальные экскурсии.
Таким образом, методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей средней школы должны взаимодействовать со всеми элементами школьной жизни - уроками, переменами, внеклассными мероприятиями, и затрагивать внеурочную деятельность школьников. Выбор приемов и методов духовно-нравственного воспитания во многом зависит от возраста школьников. И для достижения наиболее эффективных результатов духовно-нравственного воспитания в младших классах учителям следует стремиться применять их вместе, а не по отдельности.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Первые годы обучения в школе характеризуются повышенной восприимчивостью к выработке моральных правил и норм. Это помогает своевременно заложить основы формирования личности ребенка. Суть воспитания, определяющая нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, заключается в зависимости детей младшего школьного возраста от своих эмоций и эмоциональных реакций.
Именно поэтому в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка необходимы новые методы и подходы. Необходимо заложить основы духовно-нравственного сознания, которые в будущем сформируют высоконравственную личность. И в образовательном пространстве возможность непосредственно воздействовать на подрастающее поколение имеют учителя, психологи, воспитатели.
Как известно, образование играет важную роль в воспитании младших школьников, так как содержание образования в школе увеличивается и усложняется. В процессе школьного обучения младшие школьники формируют нравственные знания и строят нравственные отношения с окружающими. Процесс обучения формирует у ребенка знания и позволяет ему решать умственные и нравственные проблемы. На развитие ребенка влияют социальные условия и биологические факторы, но в процессе обучения детей в школе большую роль играют педагогические условия.
Сегодня у детей, к сожалению, неправильные представления о духовно-нравственных качествах, потому что материальные ценности ставятся выше духовных. Они отдаляются от понятий нравственности, добра, милосердия, справедливости, сочувствия, гражданственности и патриотизма. Духовно-нравственное воспитание является ключевым этапом в развитии характера детей младшего школьного возраста, и важно не упустить этот возраст, а стараться вложить в детей те знания и мудрость, с которой они пойдут по жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Овчинникова М.О. ОСОБЕННОСТИ, УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 369 - 375. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9208 (дата обращения: 16.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*