'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 35

Просмотры  55 просмотров

Дьячкова О.А., Ваврик И.В.

  


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ В СФЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье анализируется содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями в сфере судостроения   

Ключевые слова:
знакомство с профессией, дошкольное образование, старший дошкольный возраст   


УДК 37

Дьячкова О.А.

старший воспитатель, МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка»

(г. Северодвинск, Россия)

 

Научный руководитель:

Ваврик И.В.

заместитель заведующего по ВМР МАДОУ ЦРР № 88 «Антошка»,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

ФГАОУ ВО «С(А)ФУ»

(г. Северодвинск, Россия)

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ПРОФЕССИЯМИ В СФЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ

 

Аннотация: в статье анализируется содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями в сфере судостроения.

 

Ключевые слова: знакомство с профессией, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

 

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Реализация задач профориентации начинается в старших классах общеобразовательных школ [6, 10].

Исследования Пряжникова Н.С. указывают на ряд проблем профориентации в школе: проблема в самостоятельном осмыслении будущего самими детьми, недостаточность информации о профориентации в самой школе, недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности [10]. Поэтому важно раскрыть потенциал детей в профориентации не только в школьном обучении, но и на этапе дошкольного детства.

Применительно к дошкольному возрасту используется термин ранняя профориентация. Ранняя профессиональная ориентация - это система мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление сопровождения в освоении знаний о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути [4]. 

Задачи ранней профориентации детей дошкольного возраста находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так, например, в планируемых результатах освоения основной образовательной программы указано, что «к пяти годам ребенок должен проявлять познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражать эти представления в играх. К шести годам ребенок должен проявлять активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых» [11].

 М.В. Антонова, И.В. Гришняева, Л.П. Карпушина подчеркивают значимость ранней профориентации дошкольников для социализации, а также формирования социально значимых качеств [1].

Н. Н. Захаров определяет цель ранней профессиональной ориентации ребенка через формирование у него эмоционально положительного отношения к миру профессий и создание условий для актуализации субъектного опыта ребенка, развитие его способностей в доступных для него видах деятельности [5].

Ранняя профориентация, главным образом, предполагает общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в различных видах трудовой деятельности (самообслуживание, выполнение посильной работы).

Н. Н. Колмогорцева акцентирует внимание на необходимости формирования представлений о личностных чертах человека как «ориентировочной основы», что выступает доминирующим фактором выбора профессии [8].

По мнению М. В. Крулехт и В. И. Логиновой знакомство дошкольников с профессиями заключается в формировании представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитании уважения к труду [9].

С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова делают акцент на знакомстве с человеком труда, включая компонент отношения к трудовой деятельности, а также формирования представлений о социальной значимости разных профессий (педагог - учит, повар - готовит, водитель - подвозит пассажиров) [7].

Упор на региональную составляющую при выборе перечня профессий, с которыми необходимо знакомить ребенка, делают такие педагоги, как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова. Также они отмечают, что в дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому» [7]. То есть, первоначально для него понятны профессии, которые он видит каждый день и результаты труда, которые для него значимы. Особый интерес у дошкольников вызывают профессии родителей.

По мнению большинства авторов, сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять [2,7,9].

Опираясь на исследования и труды Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и учитывая специфику нашего города, который живет строительством кораблей и подводных лодок, мы поставили перед собой цель – сформировать у детей знания о наиболее доступных для понимания профессиях в сфере судостроения.

Наша работа по ознакомлению детей с профессиями в сфере судостроения состояла из нескольких этапов.

На первом этапе мы выявили общие представления воспитанников о судостроительных профессиях. Опрос показал, что большинство детей называют профессии родителей, такие как сварщик, капитан, инженер, сборщик корпусов и т.д., но вопросы о значимости и результатах труда вызывают у них затруднения. Так, например, дети назвали профессию сварщик, но на вопрос «что делает человек этой профессии?» только один ребенок из группы ответил «соединяет разные детали», но как и чем - он объяснить не смог.

На втором этапе мы стали искать методы, позволяющие достигнуть поставленной цели. Стоит отметить, что в методической литературе работа по данному направлению не представлена.

Мы решили создать видео-журнал о профессиях и привлекли к этому родителей – судостроителей. Родители подготовили и записали короткие видео, в которых дети рассказывают о профессии члена своей семьи, о том, чем он занимается, какие использует инструменты, так же раскрыли значимость профессии и описали результаты труда. В итоге в видео-журнал вошли рассказы детей о восьми профессиях: электромонтер, электромонтажник, сварщик, электросварщик, инженер-конструктор, сборщик корпусов металлических судов, гуммировщик, капитан буксира.

Стоит отметить, что в видео – журнал вошли малоизвестные профессии. Так, например, ребенок рассказал о профессии своего дедушки, который работает гуммировщиком. Он рассказал, о том, что гуммировщики на основе чертежей измеряют поверхность подводной лодки и на основе расчетов покрывают судно специальной резиной, которая необходима для того, чтобы подводная лодка не покрывалась ржавчиной, и ее не было видно на радарах.

Так же дети рассказали об отличиях сварщика и электросварщика, и электромонтера и электромонтажника.

Каждый ребенок и его семья творчески подошли к рассказу о профессии. Один из детей в костюме электросварщика наглядно показал инструменты и описал деятельность этой профессии, другой воспитанник рассказал сказку о подводной лодке и познакомил нас с профессией гуммировщика, а кто – то показал свою игру с кораблем и открыл все особенности профессии капитана буксира. Огромным преимуществом рассказов детей было то, что дети рассказывали эмоционально и в доступной для слушателей форме.

К видео-журналу было разработано методическое пособие, которое включало в себя краткую характеристику представленных в видео-журнале судостроительных профессий, вопросы для детей к каждому видео-рассказу, загадки по профессиям и инструментам, различные игры и дидактическое пособие «У кого какой инструмент?».

Третий этап включал в себя проведение ряда занятий с детьми дошкольного возраста с использованием видео – журнала. Воспитанники с особым интересом слушали рассказы своих сверстников. Полученные знания стали применять в сюжетно-ролевых играх.

На заключительном этапе мы повторно провели опрос среди дошкольников и выяснили, что дети не только называют профессию, но и описывают деятельность, называют инструменты труда, могут рассказать об их назначении и применении, указывают на значимость и результаты работы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что видео – журнал является эффективным средством формирования у детей знаний о наиболее доступных для понимания профессиях в сфере судостроения.

Стоит отметить, что по итогу была решена еще одна важная задача - участники видео-журнала получили хороший опыт речевой деятельности и публичных выступлений.

Использование интересных методов в формировании представлений о профессиях дает возможность ребенку успешно социализироваться, осознанно сделать выбор во взрослой жизни. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антонова, М.В., Гришняева, И.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С.93-96.
  2. Бутылкина Г. Все профессии нужны, все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
  3. Буре, Р. С., Михайленко, Н. Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) [Текст] / Р. С. Буре, Н. Я. Михайленко. - М., 1998. - 254 с.
  4. Дошкольная педагогика / Т. Н. Доронова : в 2-х ч. / под ред. В. И. Логиновой, И. Г. Саморуковой. -Т. 2. - М., 1986. - 256 с.
  5. Захаров, Н. Н., Симоненко, В. Д. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров,B. Д. Симоненнко. - M. : Просвещение, 1989. - 192 с.
  6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]
  7. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - M. : Академия, 1998. - 37 с.
  8. Колмогорцева, Н. Н., Володина, К. А. Соотношение понятий «образ мира», «профессиональная составляющая образа мира» и «образ профессии» /Н. Н. Колмогорцева, К. А. Володина // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 3(11). - С. 86-93.
  9. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М. В. Крулехт. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. -160 с.
  10. Пряжников Н.С.- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения- 2002.- 400 с.
  11. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, 2022.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дьячкова О.А., Ваврик И.В. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ В СФЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 327 - 333. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9200 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9200



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.