'
Доставалова Е.А.
КОМАНДНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ *
Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы, вызывающие затруднения у преподавателей образовательных учреждений в организации дистанционного обучения и налаживания командно-дистанционной работы, а также их потребности в решении этих проблем
Ключевые слова:
дистанционное обучение, командно-дистанционная работа, командная работа, проблемы преподавателей
УДК 37
Доставалова Е.А.
студентка 1 курса магистратуры факультета информатики и экономики,
заместитель директора по УВР МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(Россия, г. Пермь)
КОМАНДНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, вызывающие затруднения у преподавателей образовательных учреждений в организации дистанционного обучения и налаживания командно-дистанционной работы, а также их потребности в решении этих проблем.
Ключевые слова: дистанционное обучение, командно-дистанционная работа, командная работа, проблемы преподавателей.
Как в России, так и за рубежом командный способ работы давно и прочно завоевал свое место на рынке труда как форма коллективного взаимодействия мультипрофессиональных групп специалистов по реализации бизнес-проектов, проведению научно-конструкторских разработок, проектированию технологических решений и созданию инновационной продукции. А в условиях развития технологий, аккумулирующих в себе достижения информационно - коммуникационных технологий, командная работа переходит в новый, дистанционный формат. Несмотря на это в деятельность педагогических работников дистанционный формат командной работы пришел не так давно, с началом пандемии. Именно пандемия вынудила педагогов перенести командную работу как внутрь коллектива, так и с учениками в онлайн формат, расширить свои ИКТ-компетенции за счет изучения, применения и анализа различных мессенджеров, программ видеоконференций и онлайн – досок.
«Дистанционное обучение - это установление соединений между людьми и ресурсами с помощью коммуникационных технологий в образовательных целях» [1, с. 4].
Пандемия в корне изменила основные подходы к образованию в России. Работа в дистанционном формате напрямую зависит от взаимодействия всех участников обучения. В первую очередь это сказалось на двух участниках образовательной деятельности: обучающихся и преподавателях. Согласно опросу, который проводился Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с Томским государственным университетом, удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения граничит на отметке 64-69 % после перенесения обучения в онлайн. Этот опрос показал, что на обучающихся приходилось большее количество стресса, а также обучающиеся испытывали дискомфорт от нехватки очного общения с одногруппниками. Кроме того, поднимался вопрос о готовности учебного заведения к готовности к обучению в дистанционном формате, на что обучающиеся отвечали положительно с соотношением в 57-62% [2, с. 1].
Исходя из затруднений обучающихся при дистанционном обучении, можно сделать предположение, что основной проблемой в дистанционном образовании стало налаживание командной работы. Решение этой проблемы в нынешних условиях ложится на плечи преподавателей.
В научной работе Калинина Д.А. «Трудности, испытываемые преподавателями в условиях», опубликованной в интернет-журнал «Науковедение», автором был проведен опрос на тему специфики дистанционного обучения. Большинство участников данного опроса считают, что для работы по дистанционной технологии преподавателям необходимо пройти курс повышения квалификации. В вопросе: «Насколько влияет специфика дистанционного обучения на работу преподавателя?»- 60% преподавателей убеждены, что им необходима дополнительная подготовка [3, с. 5].
Для получения большей информации мы провели свой опрос среди 33 преподавателей различных образовательных организаций Пермского края.
Большинство из них столкнулись с такими трудностями и проблемами, как недопонимание, разные интересы членов команды, разногласия, нечёткое распределение обязанностей и т.д.
Согласно результатам анкетирования, было выявлено, что 48,5 % участников анкетирования сталкиваются с командной работой более 3 раз в год, 15,2 % — 2 -3 раза в год, 36,4% — иногда.
66,7 % участников анкетирования испытывают психологический комфорт в командной работе, остальным либо не комфортно, либо не всегда комфортно. Это говорит о том, что многие не готовы работать командой, соответственно это будет влиять на достижение цели.
75,8 % участников сталкивались с удалённой командной работой, используя для дистанционного взаимодействия различные мессенджеры: Viber, Whatsapp, Telegram, программы видеоконференций: Zoom, Teams, Skype, Google Meet, Vebinar, онлайн-доски и другое.
Большинство участников анкетирования понимают цель командной работы, как достижение единого результата. Некоторые считают, что это инструмент для профессионального роста, сплочённость коллектива, открытие новых возможностей, быстрота выполнения задач, экономии времени и средств и т.д.
Среди особенностей командного взаимодействия в дистанционном формате были выявлены: экономия и эффективность использования личного времени, взаимопонимание, возможность удалённой работы, отсутствие очного контакта и т. д.
50% участников могут успешно работать с разными людьми, остальные участники испытывают трудности, например, испытывают затруднения при обосновании своей точки зрения, слишком быстро утрачивают энтузиазм, испытывают нетерпимость к людям и т.д.
Как и любая другая работа, командная работа имеет свои преимущества и недостатки. С точки зрения участников анкетирования это:
ПРЕИМУЩЕСТВА К Д Р |
НЕДОСТАТКИ К Д Р |
возможность работать удалённо |
отсутствие «живого» общения |
экономия личного времени |
недопонимание |
быстрый результат |
качество связи |
совершенствование навыков кдр |
умение рационального распределения рабочего времени |
возможность работать на больничном |
зависимость от коллектива |
ответственность каждого члена команды |
отсутствие надлежащего контроля |
новые знакомства |
разный темп работы членов команды |
распределение обязанностей |
самоорганизация |
гибкий график работы |
сложнее найти общую мотивацию |
возможность сотрудничества с людьми из разных точек мира |
|
обмен опытом |
|
Участники анкетирования видят необходимость внедрения командной дистанционной работы в работу своих организаций.
Таким образом, для совершенствования умений в командной дистанционной работе, по мнению участников анкетирования, необходимо уже в начальной школе начинать готовить детей к командному дистанционному взаимодействию. Современные педагоги также нуждаются в курсах повышения квалификации, нацеленных на повышение качества командной работы в дистанционном формате.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Доставалова Е.А. КОМАНДНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 315 - 321. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9198 (дата обращения: 15.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*