'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 30

Просмотры  40 просмотров

Гусева П.М.

  


МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ *

  


Аннотация:
в работе построена модель развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста на индивидуальных занятиях. Раскрыты компоненты модели, выделены принципы и подходы, на которых строится теоретическая модель   

Ключевые слова:
познавательный интерес, русский язык, учащиеся среднего подросткового возраста, индивидуальное обучение, методика оценки уровня познавательной активности по Ч.Д. Спилбергеру   


УДК 372.881.161.1

Гусева П.М.

студент магистратуры

Удмуртский государственный университет

(г. Ижевск, Россия)

 

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

Аннотация: в работе построена модель развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста на индивидуальных занятиях. Раскрыты компоненты модели, выделены принципы и подходы, на которых строится теоретическая модель.

 

Ключевые слова: познавательный интерес, русский язык, учащиеся среднего подросткового возраста, индивидуальное обучение, методика оценки уровня познавательной активности по Ч.Д. Спилбергеру.

 

Модель – это «упрощенное представление реального устройства или протекающих в нем процессов и явлений». Моделирование является распространенным научным методом прогнозирования результатов исследования.

Проанализировав психолого-педагогические исследования по проблеме познавательного интереса к изучению русского языка, значимости его развития в процессе обучения, мы разработали теоретическую модель педагогического процесса.

Цель модели формулируем следующим образом: это развитие познавательного интереса у учащихся среднего подросткового возраста к изучению русского языка на индивидуальных занятиях, развитие личностных качеств, формирование теоретических знаний и умения использовать их на практике.

Для личности и общества сформированный познавательный интерес является залогом успешности. Благодаря интересу развиваются память, воображение и сила воли. Под его влиянием деятельность учащихся становится более продуктивной, осмысленной и приобретает творческий характер. Лишь при высоком уровне познавательного интереса у учащегося формируется положительное отношение к школе и процессу учения. Так определяется социальный заказ: воспитание грамотных, всесторонне развитых детей.

В данной работе исследуется развитие познавательного интереса к изучению предмета «Русский язык» в процессе репетиторства. Репетиторство является одним из видов образовательной деятельности, который отражает официальную систему. В современных условиях, когда школы переходят на дистанционное обучение, когда в образовательных организациях недостаточно квалифицированных кадров, и система образования отстаёт от технического прогресса, необходимо разработать такую учебную модель, которая сможет в полной мере раскрыть способности учащихся. Создать её, опираясь на запросы учащегося, может частный преподаватель.

Образовательный процесс в модели рассматривается как целостная структура. Она представляет собой внеаудиторную деятельность учащихся с целью улучшить знания или подготовиться к экзаменам.

Результатом реализации данной модели должна стать положительная динамика познавательного интереса учащихся к изучению русского языка.

Созданная нами модель включает в себя 5 взаимосвязанных компонентов: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный. Рассмотрим их подробнее.

  

Модель развития познавательного интереса

 

Целевой компонент указывает на цель исследования – развитие познавательного интереса у учащихся среднего подросткового возраста к изучению русского языка в процессе репетиторства. Также ставятся задачи, способствующие достижению цели: анализ начального уровня познавательного интереса к изучению русского языка, усвоение принципов развития познавательного интереса у учащихся данной возрастной категории и их внедрение на индивидуальных занятиях по русскому языку.

Основные цели обучения русскому языку в школе формируются Федеральным государственный образовательным стандартом и предполагают следующее:

- воспитание патриотизма, сознательного отношения к языку, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах; обогащение словарного запаса учащихся;

- получение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом.

Практика показывает, что у учащихся нет системных знаний в предметной области, они не умеют выделять причинно-следственные связи. Выполнение тренировочных заданий в школе даёт им базу, но не всем учащимся подходит эта форма занятий. Вследствие этого часть школьников успешно осваивает предмет. А «неуспевающие» учащиеся материал не воспринимают в положенном темпе и объеме, их отметки ухудшаются, и это приводит к тому, что интерес к предмету и учебе в целом у детей пропадает. Но Русский язык – это основной предмет в школьной программе, от знания которого зависят успехи учащихся в освоении других предметов. Это фундамент образования, именно на русском языке преподают во всех государственных школах России. Таким образом, разработанная нами модель должна представлять собой целостную систему, формирующую у учащихся системные знания в области русского языка и развивающую познавательный интерес к изучению этого предмета. Мотивационный блок. Русский язык – это государственный язык России. На нём говорит большая часть нашего населения и для того, чтобы коммуникация была успешной, для того, чтобы дети усваивали культуру нашей страны, необходимо с ранних лет формировать в них уважение к родному языку.

В процессе реализации нашей образовательной модели помимо свода правил необходимо давать учащимся задания занимательного характера, творческие и игровые, необходимо расширять кругозор детей, знакомить их с культурным наследием страны, чтобы развить их познавательные мотивы. Учащиеся должны осознавать важность этого предмета на личностном, жизненном и профессиональном уровне и стремиться к самосовершенствованию.

В процессе обучения заинтересованность в предмете может снижаться, поэтому учителю необходимо найти рычаги воздействия. Главными мотивами для изучения предмета «Русский язык» могут послужить следующие факты:

  1. Знание русского языка необходимо для того, чтобы точно выражать свои мысли и чувства.
  2. Россия – многонациональная страна, и для того, чтобы ее граждане могли свободно между собой общаться, им нужно знать государственный язык.
  3. Человек, хорошо владеющий языком, сможет в полной мере насладиться культурным наследием страны - литературными и музыкальными произведениями, познакомиться с научными трактатами.
  4. Русский язык занимает в мире седьмое место среди языков, являющихся для их носителей родными. Следовательно, если успешно им овладеть, человек сможет свободно общаться с жителями других стран, путешествовать и познавать мир, и при этом он будет чувствовать себя комфортно в кругах русскоговорящих.
  5. Если учащийся качественно освоит нормы русского языка, ему не составит проблем работа с документацией.
  6. Современные телефоны и компьютерные программы имеют функции проверки орфографии и автозамены, но не все слова русского языка включены в базы компьютеров.

Мотивы для изучения русского языка не ограничиваются этими пунктами, и учащиеся должны определить собственные установки и цели.

Для достижения поставленной нами цели необходимо учитывать структуру познавательного интереса, особенности развития интереса, методы и средства. Таким образом, переходим к следующим составляющим модели.

Содержательный блок представляет содержание учебных разделов и тем, направленных на развитие познавательного интереса учащихся. Также он включает в себя компоненты познавательного интереса: эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий. Раскроем их:

Эмоциональный компонент возникает из отношения учащегося к изучаемому предмету. Отличается положительной эмоциональной окраской и выражается, как правило, при взаимодействии учащихся с преподавателем или с другими обучающимися. Проявляется в оказании помощи одноклассникам и учителю, выражении заинтересованности в предмете.

Интеллектуальный компонент «предполагает владение субъектом познания системой основных знаний, умений, средств и способов действий, актуализацию и применение их, овладение новыми» [4].

Регулятивный проявляется в умении преодолевать трудности, сосредотачиваться на изучаемом материале, самостоятельно принимать решения, выражать отношение к результатам деятельности. Обладание навыками самонаблюдения, самоконтроля (рефлексии).

Творческий компонент подразумевает использование на занятиях различных технологий, методов, которые будут направлены не только на привитие ребенку знаний, умений и навыков, но и на развитие в нем творческих способностей через игры, создание проектов и др. Творчество тоже может стать для учащегося стимулом, но формы необходимо выбирать в соответствии с интересами самого ребенка.

Следующим блоком модели является процессуальный. Здесь мы описываем методологические подходы и принципы развития познавательного интереса, а также условия педагогического процесса.

Проанализировав научные труды, мы выделили следующие принципы развития познавательного интереса у учащихся к русскому языку:

  • наглядность – на уроках по русскому языку учащимся часто предлагается абстрактный материал, сложный для усвоения. Поэтому он нуждается в конкретизации, в чём и заключается смысл наглядных пособий. «Наглядность в обучении облегчает путь от конкретного к абстрактному» [1]. Благодаря зрительному восприятию заучивать правила будет интереснее;
  • доступность – учебный материал должен быть связан с жизнью детей. Необходимо придерживаться концентризма при подаче материала – объясняем его последовательно, при каждом повторе изучаем информацию с разной степенью углубления;
  • преемственность – проявляется в необходимости обеспечивать логические связи, взаимообусловленность между частями и этапами обучения и внутри них;
  • последовательность – при отборе учебного материала нельзя нарушать функциональное единство системы языка. «Приобретение знаний и формирование навыков и умений должно быть тесно связано с этапами развития языковой личности» [3];
  • систематичность – важна системность в изложении материала. Она обеспечивает легкое усвоение знаний, умений и навыков. У учащихся формируются полные знания о предмете, устанавливаются причинно-следственные связи;
  • активность и сознательность учащихся – развитие у учащихся сознательного отношения к процессу обучения, самостоятельности и творческого мышления. «Учащиеся должны понимать учебный материал и использовать полученную информацию в практической деятельности. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, поэтому принцип сознательности всегда рассматривается в совокупности с принципом активности» [1];
  • прочность - понятия, определения, правила, объясняющие написания различных орфограмм, должны сохраняться в памяти учащихся, чтобы «они могли извлечь из нее нужные единицы языка, когда возникает необходимость в их применении» [1].

Педагогическая технология развития познавательного интереса к изучению русского языка в процессе репетиторства строится на следующих подходах:

  1. Личностно-ориентированный. Учащийся – это уникальная личность, нацеленная на саморазвитие. Подход ориентирует организацию педагогического процесса на личность как цель, результат эффективности.
  2. Системно-деятельностный. При данном подходе внимание уделяется активной и самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Основой подхода являются умения, а не знания. Ценности учащимся усваиваются и закрепляются в процессе деятельности.
  3. Развивающий. Получение знаний и умений, формирование навыков – это средства развития учащихся. Обучение и воспитание всегда направлены на развитие детей.
  4. Поисковый подход в образовании. Учитель даёт учащимся проблему, которую дети должны решить самостоятельно в ходе поиска ответа, а не готовые знания. Деятельность на занятии начинается с осмысления и определения проблемы, а завершается исследованием, высказыванием догадок и предположений, их подтверждением и рефлексией над результатом.
  5. Культурологический. Указывает на непрерывную связь русского языка с культурой страны, её историей. Предусматривает ориентацию на запросы социума к формированию личности.

Оценочно-результативный компонент модели включает в себя разработку критериев определения уровней и показателей, методов и процедур оценивания достижений учащихся. Для диагностики уровня познавательного интереса мы советуем использовать методику «Оценка уровня познавательной активности» на основе опросника Ч.Д. Спилбергера. Диагностика проводится в ходе эксперимента и позволяет оценить и скорректировать процесс развития познавательного интереса к изучению русского языка.

Таким образом, модель развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста – это целостная структура, все блоки которой тесно связаны между собой.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Иванова А.В. Уровни и показатели сформированности самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27743 (дата обращения: 15.06.2022).
  2. Иванова М.А. Понятие «объект обучения» в субъект-субъектной модели образования. – Кострома: Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2015. – С. 7-9.
  3. Маховицкая Л.Г. Принципы обучения русскому языку в начальной школе и основной школе: проблема преемственности [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/printsipy-obucheniia-russkomu-iazyku-v-nachalnoi-s.html (дата обращения: 05.2023).
  4. Поштарева Т.В., Грибова Е.П. Структура познавательной деятельности [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29552 (дата обращения: 14.04.2022). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гусева П.М. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 284 - 293. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9195 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9195



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.