'
Гусева П.М.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ *
Аннотация:
в работе построена модель развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста на индивидуальных занятиях. Раскрыты компоненты модели, выделены принципы и подходы, на которых строится теоретическая модель
Ключевые слова:
познавательный интерес, русский язык, учащиеся среднего подросткового возраста, индивидуальное обучение, методика оценки уровня познавательной активности по Ч.Д. Спилбергеру
Гусева П.М.
студент магистратуры
Удмуртский государственный университет
(г. Ижевск, Россия)
Аннотация: в работе построена модель развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста на индивидуальных занятиях. Раскрыты компоненты модели, выделены принципы и подходы, на которых строится теоретическая модель.
Ключевые слова: познавательный интерес, русский язык, учащиеся среднего подросткового возраста, индивидуальное обучение, методика оценки уровня познавательной активности по Ч.Д. Спилбергеру.
Модель – это «упрощенное представление реального устройства или протекающих в нем процессов и явлений». Моделирование является распространенным научным методом прогнозирования результатов исследования.
Проанализировав психолого-педагогические исследования по проблеме познавательного интереса к изучению русского языка, значимости его развития в процессе обучения, мы разработали теоретическую модель педагогического процесса.
Цель модели формулируем следующим образом: это развитие познавательного интереса у учащихся среднего подросткового возраста к изучению русского языка на индивидуальных занятиях, развитие личностных качеств, формирование теоретических знаний и умения использовать их на практике.
Для личности и общества сформированный познавательный интерес является залогом успешности. Благодаря интересу развиваются память, воображение и сила воли. Под его влиянием деятельность учащихся становится более продуктивной, осмысленной и приобретает творческий характер. Лишь при высоком уровне познавательного интереса у учащегося формируется положительное отношение к школе и процессу учения. Так определяется социальный заказ: воспитание грамотных, всесторонне развитых детей.
В данной работе исследуется развитие познавательного интереса к изучению предмета «Русский язык» в процессе репетиторства. Репетиторство является одним из видов образовательной деятельности, который отражает официальную систему. В современных условиях, когда школы переходят на дистанционное обучение, когда в образовательных организациях недостаточно квалифицированных кадров, и система образования отстаёт от технического прогресса, необходимо разработать такую учебную модель, которая сможет в полной мере раскрыть способности учащихся. Создать её, опираясь на запросы учащегося, может частный преподаватель.
Образовательный процесс в модели рассматривается как целостная структура. Она представляет собой внеаудиторную деятельность учащихся с целью улучшить знания или подготовиться к экзаменам.
Результатом реализации данной модели должна стать положительная динамика познавательного интереса учащихся к изучению русского языка.
Созданная нами модель включает в себя 5 взаимосвязанных компонентов: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный. Рассмотрим их подробнее.
Модель развития познавательного интереса
Целевой компонент указывает на цель исследования – развитие познавательного интереса у учащихся среднего подросткового возраста к изучению русского языка в процессе репетиторства. Также ставятся задачи, способствующие достижению цели: анализ начального уровня познавательного интереса к изучению русского языка, усвоение принципов развития познавательного интереса у учащихся данной возрастной категории и их внедрение на индивидуальных занятиях по русскому языку.
Основные цели обучения русскому языку в школе формируются Федеральным государственный образовательным стандартом и предполагают следующее:
- воспитание патриотизма, сознательного отношения к языку, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах; обогащение словарного запаса учащихся;
- получение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом.
Практика показывает, что у учащихся нет системных знаний в предметной области, они не умеют выделять причинно-следственные связи. Выполнение тренировочных заданий в школе даёт им базу, но не всем учащимся подходит эта форма занятий. Вследствие этого часть школьников успешно осваивает предмет. А «неуспевающие» учащиеся материал не воспринимают в положенном темпе и объеме, их отметки ухудшаются, и это приводит к тому, что интерес к предмету и учебе в целом у детей пропадает. Но Русский язык – это основной предмет в школьной программе, от знания которого зависят успехи учащихся в освоении других предметов. Это фундамент образования, именно на русском языке преподают во всех государственных школах России. Таким образом, разработанная нами модель должна представлять собой целостную систему, формирующую у учащихся системные знания в области русского языка и развивающую познавательный интерес к изучению этого предмета. Мотивационный блок. Русский язык – это государственный язык России. На нём говорит большая часть нашего населения и для того, чтобы коммуникация была успешной, для того, чтобы дети усваивали культуру нашей страны, необходимо с ранних лет формировать в них уважение к родному языку.
В процессе реализации нашей образовательной модели помимо свода правил необходимо давать учащимся задания занимательного характера, творческие и игровые, необходимо расширять кругозор детей, знакомить их с культурным наследием страны, чтобы развить их познавательные мотивы. Учащиеся должны осознавать важность этого предмета на личностном, жизненном и профессиональном уровне и стремиться к самосовершенствованию.
В процессе обучения заинтересованность в предмете может снижаться, поэтому учителю необходимо найти рычаги воздействия. Главными мотивами для изучения предмета «Русский язык» могут послужить следующие факты:
Мотивы для изучения русского языка не ограничиваются этими пунктами, и учащиеся должны определить собственные установки и цели.
Для достижения поставленной нами цели необходимо учитывать структуру познавательного интереса, особенности развития интереса, методы и средства. Таким образом, переходим к следующим составляющим модели.
Содержательный блок представляет содержание учебных разделов и тем, направленных на развитие познавательного интереса учащихся. Также он включает в себя компоненты познавательного интереса: эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий. Раскроем их:
Эмоциональный компонент возникает из отношения учащегося к изучаемому предмету. Отличается положительной эмоциональной окраской и выражается, как правило, при взаимодействии учащихся с преподавателем или с другими обучающимися. Проявляется в оказании помощи одноклассникам и учителю, выражении заинтересованности в предмете.
Интеллектуальный компонент «предполагает владение субъектом познания системой основных знаний, умений, средств и способов действий, актуализацию и применение их, овладение новыми» [4].
Регулятивный проявляется в умении преодолевать трудности, сосредотачиваться на изучаемом материале, самостоятельно принимать решения, выражать отношение к результатам деятельности. Обладание навыками самонаблюдения, самоконтроля (рефлексии).
Творческий компонент подразумевает использование на занятиях различных технологий, методов, которые будут направлены не только на привитие ребенку знаний, умений и навыков, но и на развитие в нем творческих способностей через игры, создание проектов и др. Творчество тоже может стать для учащегося стимулом, но формы необходимо выбирать в соответствии с интересами самого ребенка.
Следующим блоком модели является процессуальный. Здесь мы описываем методологические подходы и принципы развития познавательного интереса, а также условия педагогического процесса.
Проанализировав научные труды, мы выделили следующие принципы развития познавательного интереса у учащихся к русскому языку:
Педагогическая технология развития познавательного интереса к изучению русского языка в процессе репетиторства строится на следующих подходах:
Оценочно-результативный компонент модели включает в себя разработку критериев определения уровней и показателей, методов и процедур оценивания достижений учащихся. Для диагностики уровня познавательного интереса мы советуем использовать методику «Оценка уровня познавательной активности» на основе опросника Ч.Д. Спилбергера. Диагностика проводится в ходе эксперимента и позволяет оценить и скорректировать процесс развития познавательного интереса к изучению русского языка.
Таким образом, модель развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста – это целостная структура, все блоки которой тесно связаны между собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4
Ссылка для цитирования:
Гусева П.М. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 284 - 293. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9195 (дата обращения: 15.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*