'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 28

Просмотры  32 просмотров

Гайфуллина Т.И.

  


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
в статье говорится об особенностях мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, предлагаются некоторые упражнения для формирования критического мышления и мотивации к обучению, активизации мыслительных процессов. Статья будет полезна педагогам и родителям, обучающих детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)   

Ключевые слова:
дети с ОВЗ, активизация мыслительной деятельности, технология развития критичности мышления   


УДК 376.4

Гайфуллина Т.И.

учитель-логопед

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Астраханской области для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Общеобразовательная школа-интернат № 6»

(г. Астрахань, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Аннотация: в статье говорится об особенностях мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, предлагаются некоторые упражнения для формирования критического мышления и мотивации к обучению, активизации мыслительных процессов. Статья будет полезна педагогам и родителям, обучающих детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

 

Ключевые слова: дети с ОВЗ, активизация мыслительной деятельности, технология развития критичности мышления.

 

«Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребёнка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.» [8]

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи школы иные. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Развитие логического мышления является необходимым условием достижения прочных знаний учащимися. Умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы позволяет достичь положительных результатов в любом виде деятельности.

С.Л. Рубинштейн определяет мышление как «опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений - и обобщенное познание объективной реальности». «Мышление - это, по существу своему, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач». Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, всегда имеют в виду, как протекают у человека эти мыслительные операции.

Мышление детей с интеллектуальной недостаточностью развивается по тем же законам, что и в норме. У них формируются такие же, как у учеников с нормальным интеллектуальным развитием, виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), действия (предметные, образные, умственные), операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и формы (понятия, суждения, умозаключения). Однако мыслительной деятельности учеников с недостатками умственного развития присущи и специфические черты. Их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают такого уровня, который прослеживается в мыслительной деятельности нормально развивающихся сверстников. Мыслительные операции протекают у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с большим своеобразием. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщения.

Важно подчеркнуть, что в процессе развития наглядного мышления формируются общие интеллектуальные умения, а именно: осознание цели деятельности, анализ условий этой деятельности, средства достижения цели. Эти общие интеллектуальные умения необходимы для возникновения всех видов детской деятельности: игровой, изобразительной, элементарной трудовой. Безусловно, что каждый вид деятельности ставит свои задачи перед мышлением, что в свою очередь, обеспечивает его дальнейшее развитие.

Поэтому главная цель развития у детей наглядно-образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.

Известно, что в результате многократного повторения практических действий человек оказывается в состоянии совершать их в уме.  Выделяясь в самостоятельный акт, мысль оказывается в состоянии опережать действие, предвосхищать его результат. Так, например, даже ученик начальной школы умеет заранее подумать; о том, как лучше выполнить то или иное действие, что может произойти, если поступить так или иначе, каким должен быть результат действия. Таким образом, мысль регулирует поступки нормального ребенка, позволяет ему действовать целесообразно, предвидеть тот или иной результат.

В целом можно отметить, что у учащихся с ОВЗ в условиях школьного обучения развивается наглядно-образное мышление. Увеличивается полнота мысленного анализа объектов, совершенствуются приемы наглядного мышления, повышается роль воображения, обнаруживается значительные сдвиги в развитии способности к абстракции и обобщению, к конкретно-ситуативным формам мышления. Следовательно, у учеников специальной школы прослеживается положительная возрастная динамика в развитии наглядно-образного мышления.

Вместе с тем выявлено, что уровень наглядно-образного мышления этой категории аномальных детей всё же ниже, чем у их нормально-развивающихся сверстников. У многих детей с особыми образовательными потребностями мыслительные действия, осуществляемые при оперировании сложившимися в жизненном опыте знаниями и представлениями не достигают должного уровня обобщённости. Вследствие этого они не могут свободно пользоваться словесными значениями при решении умственной задачи. В условиях, при которых необходимо умение самостоятельно анализировать незнакомую ситуацию, сравнивать, обобщать имеющуюся информацию, у учащихся отмечаются низкий уровень мыслительной деятельности, беспомощность в нахождении правильного решения поставленных перед ними проблем [6, с.68].

Словесно-логическое мышление – это мышление, оперирующее понятиями. Оно представляет собой генетически позднее формирующийся вид мышления. У большинства обучающихся воспитанников специальных школ даже к концу обучения отмечается существенное недоразвитие этой высшей формы мыслительной деятельности. Ребенок с интеллектуальным недоразвитием часто не обдумывает своих действий, не предвидит их результата. Это, как уже говорилось, означает, что ослаблена регулирующая функция мышления.

Этот недостаток тесно связан с так называемой некритичностью мышления. Некоторым умственно отсталым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки, даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Неумение сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности носит название некритичности мышления. Указанная особенность мышления в большей или меньшей степени присуща многим умственно отсталым детям. В наиболее резкой степени она обнаруживается у детей с поражением или недоразвитием лобных долей мозга.

Основной путь развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью - это путь систематического овладения знаниями и навыками, соответствующими школьной программе. Именно изучая различные учебные предметы, решая задачи, читая книги и привыкая грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной форме, ребенок приучается анализировать, обобщать, строить умозаключения и проверять их правильность, т. е. приучается мыслить.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Одним из таких способов обучения является технология развития критического мышления.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех. [5, с.15]

Технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий, а обучающимся воспитанникам дает возможность личностного роста, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Целью педагогической деятельности является формирование положительной динамики развития логического мышления в процессе обучения учащихся. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • учить ребёнка:

- выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки;

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать проблему с разных точек зрения;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- избегать категоричности в утверждениях и личного мнения;

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

  • формировать умения:

- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;

- строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

- делать вывод о том, чьи конкретно интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

  • научить:

-применять полученные знания и навыки в различных ситуациях;

·                              создать условия:- для развития логического мышления у обучающихся воспитанников.

При правильно развитом мышлении ребенок способен:

– Анализировать – разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
– Синтезировать – объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
– Сравнивать – сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
– Классифицировать – группировать предметы по признакам.
– Обобщать – объединять предметы по общим существенным признакам.
– Конкретизировать – выделять частное из общего.
– Абстрагировать – выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Проанализировав этапность формирования критического мышления, целесообразно подбирать соответствующие дидактические игры и упражнения. Для того, чтобы ребенок с интересом играл в логические игры, необходимо помнить о том, что в основе логики лежит любознательность. Поэтому игры необходимо разнообразить и наряду с часто используемыми играми, такими как «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Что сначала, что потом», «Небылицы», нужно использовать оригинальные [4, с.16]. Для развития логического мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках и во внеурочной деятельности используются некоторые задания.

Задания  на развитие умения сравнивать.

Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете апельсина и лимона.

Задание: назвать время года по заданным признакам. (Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче).

Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:  Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов).

Задание: назвать общие признаки предметов: кошки – собаки.

Задание: назвать отличительные признаки предметов: дерево – кустарник

Задание: определить, правильно ли проведено сравнение: у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные.

Задание: чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются: тапка – шапка, мишка – шишка

 

Задания  на развитие умения классифицировать

Задание: даны слова - лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина. Назвать: 1) ягоды; 2) фрукты.

Задание: даны слова: мандарин, яблоко, картофель, сливы, апельсины. Назови лишнее слово.

Задание: разделить слова на группы по количеству слогов(1 слог, 2 слога, 3 слога): пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.

 

Задания на развитие строить прогнозы, обосновывать их.

«Верные – неверные утверждения» - дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»- чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

«Чтение с остановками» - В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

«Взаимоопрос» - чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят вопросы по прочитанному друг другу.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. [3, с.163]

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

  1. Объясняются правила написания синквейна.
  2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
  3. Задается тема синквейна.
  4. Фиксируется время на данный вид работы.
  5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение словарного запаса).

 

Задания «Тексты с нелогичным содержанием» - во время чтения ученики должны найти и исправить слова или предложения с нелогичным содержанием. Тексты с нелогичным содержанием использовались ещё во времена наших бабушек - («Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота»). Нарушение логики повествования вызывают у учащихся смех, активизируют их интеллектуальную деятельность и способствуют развитию логического мышления.

 

Предложенные игры, упражнения и задания направлены на развитие логического мышления младших школьников. Если эти задания постепенно усложнять, то результат будет лучше с каждым днём. А гибкое, пластичное мышление и быстрая реакция помогут ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.

 

Речелогические задания.

Что лучше?

  1. Уроки кончились. Домой Андрей спешил – бежал.

Щенок голодный и хромой под кустиком дрожал.

Он не поддал ногой щенка – бедняге булку дал,

Согрел ладошками бока и ласково назвал.

Щеночек руки стал лизать, головкой к ним приник.

Обидеть или приласкать – что лучше? Объясни.

 

  1. Девчонки чуть не подрались и, как коты на крыше,

Вопили и от зла тряслись. Скандал весь город слышал.

Но тут пришла Иринка в дом, подружек примирила.

И даже солнце за окном вдруг ярче заискрило.

Спасибо Ире говорят за то, что вразумила.

Что лучше: ссора или лад? Скажи, читатель милый.

 

  1. Пришел из дома Алексей и целых два пакета

Принёс, чтоб угостить гостей печеньем иль конфетой.

Алёша рад. Его понять труда не составляет.

Что лучше: дать или отнять? Надеюсь, каждый знает?

 

  1. Жил Коля на площадке с дедушкой.

Его он ласково звал дедою.

Малец носил соседу хлебушка

И развлекал его беседою.

В аптеку бегал, чаем потчевал,

Сидел в момент болезни около.

И отступало одиночество

От человека одинокого.

Быть может, не поверит кто-то,

Но лучше всех лекарств на свете

Лечила дедушку забота,

Которую он в Коле встретил.

Хоть у тебя занятий куча,

Подумай, друг, со всем старанием

И объясни нам всем, что лучше:

Забота или невниманье?

 

Почему?

  1. Две девчушки, две подружки подружились со старушкой.

И по очереди к ней ходят вот уж много дней.

Но сказать, читатель, надо, что бабуля больше рада,

Если Маша забежит. Почему? Ты сам скажи.

 

Баба, охая, в поту с тряпкой лезет под тахту.

Рядом, развалясь на стуле, подаёт совет ей Юля:

«Мойте, бабушка, получше, ведь в пыли микробов куча».

Маша ж - лишь через порог – в руки веник и совок,

Простирнет и пыль сотрёт, всё в квартире приберет,

Сор с дорожек отряхает. С ней бабуля отдыхает.

Жду, друзья, ответы ваши: почему милей ей Маша?

 

  1. У тёти Лоры зуб болит. Она техничка в школе.

Ей надо коридор помыть, а тут хоть плачь от боли.

Сидит она, к щеке прижав ладонь, а слёзы – градом.

И тут Володя подбежал: «Не плачьте, тёть, не надо.

Я коридор помою сам. Болейте, тётя Лора.

Сидите, помогу я Вам, со всем управлюсь скоро».

Судить, читатель, не спеши ты за нелепость фразы:

Добра желал он от души, пришёл на помощь сразу.

Сверкает пол от чистоты, кругом уют, красиво.

И под напором доброты сбежала боль пугливо.

Слёз не осталось и следа – уж легче тёте Лоре.

Свершила чудо доброта и поселилась в школе.

Почему доброта поселилась в школе?

 

  1. Раз ветер стал озорничать, решив деревья раскачать.

Потом простора захотел и дальше в поле улетел.

Ребята к школе подошли: весь двор в бумаге и в пыли,

А под окном у тополька как будто сломана рука –

Повисла ветка до земли, и в кучу прутики сплелись.

От боли деревце дрожит, из раны сок слезой бежит.

Порядок надо б навести, но прежде – деревце спасти.

Антоша бинт и рейки взял и крепко ветку подвязал.

С Антоном Дима рядом был – повязку гипсом закрепил.

А их друзья взялись за двор, убрали быстро грязь и сор.

Промчалось время чередой. Могучий тополь молодой,

Шумя густою кроной. Ребятам шлёт поклоны.

Почему тополь шлёт ребятам поклоны?

 

Сказки-неувязки.

Задание. Найдите несоответствия в тексте и исправьте их.

Лиса на сосне

В огороде росла могучая сосна. Высоко на тонком стволе было дупло. В этом дупле жила лиса. Она устроила в нём уютную берлогу. Целыми днями лиса прыгала по веткам. Осенью она собирала с них грибы.

Гроза

На небо надвинулось тяжёлое тёмное облачко. Сверкнула молния, загремел гром и на землю посыпались крупные снежинки. Они стучали по крышам, по асфальту, по листьям на столбах. Прохожие быстро раскрывали сумки и укрывались под ними от снега. Скоро всё стихло, и на заборе засияло яркое солнышко.

Декабрь

Декабрь – последний месяц зимы. Зелёный ковёр снега укрыл землю. Реки и озёра покрылись цветами. Зайчик надел рыжую шубку. Медведь залез в гнездо и заснул.

Неудачная рыбалка

 оля и Ваня взяли клюшки и пошли на рыбалку. У берега они сели в сани и поплыли к середине реки. Вода была такая прозрачная, что было видно, как стайки блестящих рыбок резвились на глубине. В высоких камышах крякала одинокая кукушка.

Вдруг тяжёлая стрекоза с блестящими крылышками села на борт. Оба мальчика бросились к ней. Сани перевернулись, и ребята оказались в воде. Они хорошо умели бегать и быстро добрались до берега. А порыбачить им так и не удалось.

Конец ноября

Вот и кончается ноябрь – первый месяц осени. Низко над землёй опускается ясное небо. Часто моросит крупный дождь. Нежный ветер обрывает с деревьев последние листочки. Короткие ночи клонят в сон всё живое. Весёлая пора в природе  - конец ноября.

Зайка

Жил-был в лесу огромный зайчик. Всего боялся бедный храбрец. Треснет на дереве сухарь, упадёт с ёлки банан – у зайчишки душа в пятки. Боялся он беззубого волка. Бегал от доброй лисы. Шарахался от лысого медведя. Целыми днями петлял зайка по речным полянкам. Прятался под редкими кустами и дрожал от храбрости.  Дни и ночи дрожали у зайца короткие уши и длинный хвост.  Хорошо жить на свете трусишкой!

Ежиная семейка

В речке жили-были ежи. Летом у ежихи родились котята. Мохнатая мама кормила малышей молоком. Ночью родители улетали на охоту.  А маленькие котишки прижимались друг к другу и, съёжившись, спали. Когда котятки подросли, папа-ёж стал учить их охоте. А осенью ежиная семья с аппетитом ела яблоки, которые падали с ёлки возле их домика.

Зёрнышки

Упали в сумку маленькие зёрнышки. Всё лето спали они под снежным одеялом. Весной они проснулись росточками и потянулись к холодному солнышку. Маленькие-премаленькие зёрнышки выросли и превратились в тяжёлые колосья. Очень любили колосья шептаться с ветерком и купаться под тёплым душем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2014. – 404 с.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. //Обнинск. - 2003.
  3. Безбородова М. А. Значение рефлексии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Начальная школа. – 2021. – № 9. – С.31-33.
  4. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – // СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  5. Заир-Бек С.И., И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – // М.: Просвещение, 2011.
  6. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников // Начальная школа. - 2007.- №6.
  7. Мукосеева Ю. Б. Положение о предоставлении обучающимся с ОВЗ и инвалидностью специальных условий для получения образования // Практика административной работы в школе. – 2021. – № 6. – с. 42.
  8. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/ (дата обращения: 15.03.23) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гайфуллина Т.И. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 259 - 274. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9193 (дата обращения: 16.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9193



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.