'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 4
  4. Научная статья № 9

Просмотры  53 просмотров

Гордеева С.Е.

  


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены действующие системы налогообложения актуальные для субъектов малого и среднего предпринимательства. Указаны и исследованы проблемы налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, а также выделены основные направления развития для оптимизации систем налогообложения относительно МСП   

Ключевые слова:
налогообложение, малый и средний бизнес, налоговая нагрузка, система налогообложения, проблемы   


УДК 336.221

Гордеева С.Е.

студентка магистратуры

Финансовый университет при Правительстве РФ

Калужский филиал

(г. Калуга, Россия)

 

 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в статье рассмотрены действующие системы налогообложения актуальные для субъектов малого и среднего предпринимательства. Указаны и исследованы проблемы налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, а также выделены основные направления развития для оптимизации систем налогообложения относительно МСП.

 

Ключевые слова: налогообложение, малый и средний бизнес, налоговая нагрузка, система налогообложения, проблемы.

 

Система налогообложения малых и средних предприятий (МСП) играет важнейшую роль в развитии любой экономики. Довольно часто уровень экономического развития страны определяют в зависимости от количественной размерности и эффективности работы крупных предприятий, т.к. именно крупные организации в наиболее значительной степени влияют на производственный потенциал государства. Однако без МСП национальная рыночная система не может функционировать в полной мере. Именно малый и средний бизнес показывает, насколько быстро российские организации могут реагировать на динамичные изменения в рыночной системе, адаптироваться к такой же динамичной рыночной конъюнктуре, а также формирует соответствующий уровень благосостояния населения не меньше, чем крупные предприятия.

Актуальность рассматриваемой тематики заключается в затруднительном развитии малого и среднего бизнеса в России из-за частой неспособности выдержать налоговую нагрузку, что приводит не только к сокращению количества организаций МСП, но и к снижению темпов экономического развития как на уровне отдельных регионов, так и на общегосударственном уровне. Именно поэтому важно не только акцентировать внимание на «наращивание» предпринимательского ресурса в России, но также и на возможностях, предоставляемых для осуществления данного мероприятия, в частности в рамках налогообложения малого и среднего бизнеса.

Первоначально, обратимся к рассмотрению действующего принципа налогообложения субъектов российского малого и среднего предпринимательства. На данный момент на законодательном уровне предложен ряд режимов налогообложения, которые могут использоваться субъектами малого и среднего бизнеса, среди них:

  1. Общая система налогообложения («классический» налоговый режим, который включает в себя оплату всех законодательно установленных налогов и сборов, а также ведение полноформатного бухгалтерского и налогового учета);
  2. Упрощенная система налогообложения («специфический» налоговый режим, который включает в себя возможность отказа от уплаты некоторых видов налогов, а также упрощенное ведение отчетностей. Подразделяется на следующие виды) [1]:

2.1 Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Позволяет не уплачивать следующие виды налогов: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и по операциям в рамках договора простого товарищества) [1];

2.2 Упрощенная система налогообложения (УСН).

Позволяет не уплачивать следующие виды налогов: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, НДС (за исключением НДС при импорте товаров в Россию или налог на имущество с недвижимости, облагаемой в особом порядке по кадастровой стоимости). В рамках данной системы предусмотрено два объекта налогообложения: «доходы» (налоговая ставка – 6%) и «доходы минус расходы» (налоговая ставка 15%) [1];

2.3 Патентная система налогообложения (ПСН).

Позволяет не уплачивать следующие виды налогов: НДФЛ, НДС (освобождение от уплаты налогов действует только на виды деятельности, которые входят в патент) [2];

2.4 Автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН).

Позволяет не уплачивать страховые взносы и не вести полноформатную отчетность. Как и УСН, АУСН предусматривает выбор одного объекта налогообложения из двух предложенных: «доходы» (налоговая ставка – 8%) и «доходы минус расходы» (налоговая ставка 20%). [1]

Каждый из вышеописанных режимов имеет конкретные требования к их использованию и специфические условия использования, что довольно часто и является причиной для их невозможного использования многими субъектами малого и среднего бизнеса.   

Помимо проблематичного перехода на одну из предложенных упрощенных систем налогообложения, до сих пор существует проблематика высокой стоимости уплаты. Актуальная на данный момент система налогообложения функционирует, в больше степени, как инструмент, в первую очередь, для поддержания работоспособности государственного бюджета и обеспечения удобства налогового администрирования. Однако, её действие не нацелено на снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового и бухгалтерского учета для представителей малого и среднего бизнеса.  

Также, следует отметить, что система налогообложения, используемая в настоящее время, недостаточно адаптирована к специфике расходной и доходной части малых предприятий. «В соответствии с имеющимся предпринимательским опытом на отечественном рынке, довольно часто основным источником финансовых ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий является собственный капитал. В то же время, в условиях обострения экономических кризисов, которые особенно остро ощущаются экономическим сектором на данный момент, предприниматели все больше предпочитают основываться исключительно на собственные денежные средства и имеющийся в их распоряжении капитал, т.е. отказываются от привлечения и использования заемных средств». [3, С. 78] Первоочередно, это связано с ростом процентных ставок и с ужесточением требований к залогам и финансовому положению заемщиков со стороны банков. В связи с данным фактом существующие режимы налогообложения являются более привлекательным для средних и крупных предприятий, обладающих доступом к заемным средствам, которые планируют использовать их на финансирование расширения бизнеса. Так, оценка экономического воздействия установленных налоговых ставок, достаточно несбалансирована, что может привести к упущению возможности стимулирования инвестиций и способствованию налогоплательщиков.

Высокие налоговые ставки, применяемые в стране, не только уменьшают налоговую базу, но и сокращают возможности накопления средств, необходимых для развития производственных мощностей. Таким образом, средний и, особенно, малый бизнес сталкивается с проблемами, связанными с ростом затрат на налоги и снижением прибыльности. Постоянное увеличение налоговой нагрузки может привести к уменьшению числа организаций на рынке, их уходу в теневой сектор или переориентации на отрасли с более быстрым оборотом капитала, что также негативно сказывается на рыночной конъюнктуре и структуре региональных и национальных рынков. [3, С. 84]

Сложность системы налогообложения также является одной из проблем, с которой сталкиваются предприниматели при налогообложении. Из-за постоянного изменения условий и требований к процедуре уплаты налогов, а также содержания налоговой базы в целом, малому и среднему бизнесу необходимы квалифицированные кадры или соответствующая квалификация самому предпринимателю, чтобы самостоятельно выполнять операции по уплате налогов, что не всегда позволяет оптимально осуществить распределение денежных средств на реализацию производственной части.

Большое количество налогов и постоянное расширение налоговой базы создает трудности в том числе и для профессиональных бухгалтеров. Из-за большого объема информации и ее частого обновления, существует риск несвоевременной уплаты налогов, неправильной процедуры уплаты или отражения данных платежей в учете. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению изменений в инструкциях с разъяснениями по правильному расчету налогов и усложняет ведение бизнеса.

Рассмотрев контекст проблематики современного налогообложения, можно сделать следующие выводы. Налоговый институт должен учитывать не только цели государства по увеличению доходов, но и потребности рынка в устойчивом экономическом росте. При определении налоговой политики следует учитывать не только наличие краткосрочных задач, но и долгосрочные перспективы в развитии экономики. Оптимальное соотношение между налоговой базой и налоговой нагрузкой может обеспечить экономический рост, снижение числа нарушений законодательства в сфере налоговых платежей, а также повышение конкурентоспособности организаций малого и среднего бизнеса на национальном рынке.

Чрезмерно высокая налоговая нагрузка оказывает отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства, снижая привлекательность данного сектора, довольно часто вынуждая предпринимателей искать способы уклонения от налогов и переводить свой бизнес в теневой сектор, что в конечном итоге может привести к сокращению собранных налогов.

Так, можно выделить следующие перспективы развития налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. Повышение эффективности существующих систем налогообложения в целом и их сопоставление с реальными условиями ведения предпринимательской деятельности для получения наиболее оптимального и рационального результата;
  2. Расширение программы государственной поддержки в области налогообложения и более широкое публичное освещение данных возможностей с целью увеличения их использования;
  3. Оптимизация налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью обеспечения возможности уплачивать обозначенные налоги и сборы и точной гарантии совершения данных выплат.

Таким образом, современные российские реалии требуют повышения эффективности и перехода к стимулирующей функции налогообложения малого среднего бизнеса. Для достижения этой цели необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства. Стабильная система налогообложения позволит повысить привлекательность малого и среднего бизнеса для предпринимателей, что также окажет положительное влияние на стимулирование экономического роста и развития предпринимательской культуры в России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
  2. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» № 17-ФЗ от 25.02.2022 (Последняя редакция)
  3. Власова, М. С., Налоги и налогообложение: учебное пособие / М. С. Власова, О. В. Суханов. — Москва: КноРус, 2023. — 216 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гордеева С.Е. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №6 (63) том 4. С. 94 - 100. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9174 (дата обращения: 16.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9174



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.