'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 219

Просмотры  68 просмотров

Исакова Т.И.

  


О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ К ТРУДУ *

  


Аннотация:
в работе анализируются организационно-правовые проблемы привлечения осуждённых к лишению свободах к труду. Предлагаются некоторые пути разрешения сложившейся ситуации и повышения эффективности исправительного воздействия на осужденных   

Ключевые слова:
труд осужденных, производственная деятельность   


УДК 343

Исакова Т.И.

канд. пед. наук,

доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса

Кузбасский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России

(г. Новокузнецк, Россия)

 

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ К ТРУДУ

 

Аннотация: в работе анализируются организационно-правовые проблемы привлечения осуждённых к лишению свободах к труду. Предлагаются некоторые пути разрешения сложившейся ситуации и повышения эффективности исправительного воздействия на осужденных.

 

Ключевые слова: труд осужденных, производственная деятельность.

 

Как и любая человеческая деятельность, труд в любом его виде представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс. Не обошел стороной труд и осужденных к лишению свободы, найдя свое прямое отражение в ст. 9 УИК РФ в качестве одного из основных средств исправления. Данные нормы, как справедливо отмечает В.А. Уткин, в целом соответствуют аналогичным положениям международных стандартов обращения с заключёнными (в Европейских пенитенциарных правилах в редакции 2020 года и Правилах Нельсона Манделы 2015 года) [1, С. 82].

Обращаясь к статистике, отметим, что в настоящее время на производственных объектах УИС трудовую деятельность осуществляли свыше 200 тысяч человек. Средняя заработная плата за один отработанный человеко-день (без начислений), составила свыше 350 руб. В эту группу входят трудящиеся на производстве – около 150 тыс. человек, а также те, что задействованы на работах по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, численность которых – свыше 50 тыс. человек. Таким образом, трудящимися в настоящее время считаются около половины осужденных, что говорит о необходимости привлечения другой половины осужденных к труду в целях развития у них полезных навыков, необходимых для жизни после освобождения.

Другой немало важной проблемой является отсутствие или же ограниченность возможности приобретения новых специальностей и профессий осужденными. Конечно, наравне с трудом, как средства исправления, стоит профессиональное обучение, однако возможность реализации этого средства, как показывает практика, изрядно ограничена. На самом же деле профессиональное образование доступно тем осужденным, которые не имеют специальности вовсе, поэтому и реализацию оно находит в основном в подобных случаях. Осуществление осужденными в большинстве своем в местах лишения свободы невостребованного, неквалифицированного труда, из-за чего конкурентоспособность и спрос производимой ими продукции падает из-за постоянно меняющихся потребностей рыночной экономики.

Что касается проблем правового регулирования привлечения осужденных к труду, то здесь нельзя не отметить существование отдельных пробелов и коллизий, препятствующих эффективной реализации государственной политики в данной сфере. Тому наглядный пример - отсутствие в законодательстве норм, определяющих основания и порядок увольнения, перевода на другую работу осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселения [1, С. 127]. Их решение, очевидно, возможно лишь посредством нормотворческой деятельность, причем – на уровне федерального закона. Не следует применять по аналогии нормы трудового права там, где это ухудшает правовое положение осужденных.

Что касается вопроса обеспечения рабочими местами осужденных, то ответ следует искать, исходя из принципов и законов рыночной экономики. Здесь более привлекательным нам видится развитие сети исправительных центров и перевод в них осужденных, поскольку это позволит привлекать осужденных не только на местах внутри учреждения, но и за его пределами.

Вместе с тем понятно, что наличие подобных проблем обусловлено тем, что сама по себе организация трудовой деятельности в условиях изоляции от общества достаточно затруднительна. Представляется, что их решение невозможно лишь посредством проведения масштабной нормотворческой деятельности, способной разрешить все существующие недостатки законодательной техники. Здесь необходимо, во-первых, шире применять передовой (положительный) опыт отдельных учреждений в сфере привлечения осужденных к труду, во-вторых, необходимо рассмотреть возможность о возврате в действующее законодательства нормы из ИТК РСФСР 1924 года, предоставляющей возможность оставления части заработанных денежных средств исправительного учреждения на его развитие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Уткин В. А. Проблемы правового регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях Российской // Уголовная юстиция. – 2015. – № 2(6). – С. 81-88.
  2. Храмов А. А. Преодоление судебными органами пробелов уголовно исполнительного законодательства путем толкования: теория и практика / А. А. Храмов // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – № 42. – С. 124-134. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Исакова Т.И. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ К ТРУДУ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 1351 - 1354. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9164 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9164



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.