'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 218

Просмотры  43 просмотров

Яковлева Л.С., Минина Л.Н.

  


НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена уточнению подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов. Также в результате анкетирования проанализировано мнение тренеров о новых подвижных играх баскетбольного содержания, описание которых отсутствует в специальной литературе по баскетболу. Разработана классификация подвижных игр баскетбольного содержания, основанием которой является степень новизны. Выделено три класса игр   

Ключевые слова:
подвижные игры, подготовка баскетболистов, тренеры, анкетирование, классификация   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-663-1344-1350

УДК 796

Яковлева Л.С.

студентка, отделение летних олимпийских видов спорта,

Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Минина Л.Н.

кандидат педагогических наук, доцент;

Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ

 

Аннотация: статья посвящена уточнению подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов. Также в результате анкетирования проанализировано мнение тренеров о новых подвижных играх баскетбольного содержания, описание которых отсутствует в специальной литературе по баскетболу. Разработана классификация подвижных игр баскетбольного содержания, основанием которой является степень новизны. Выделено три класса игр.

 

Ключевые слова: подвижные игры, подготовка баскетболистов, тренеры, анкетирование, классификация.

 

Подвижные игры – уникальное средство физического и духовного развития личности, утвержденное в конце 19 века П.Ф. Лесгафтом как неотъемлемая часть воспитания ребенка, обеспечивающая его всестороннее и гармоничное развитие. В первую очередь игры приравниваются к упражнениям, направленным на подготовку ребенка к жизни: «Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» [2].

Целесообразность применения подвижных игр в тренировочном процессе баскетболистов объясняется возможностью воспроизведения специфики игровой деятельности с максимальным приближением характера и содержания тренировки к соревновательным условиям. Овладение игровыми навыками возможно лишь в наиболее благоприятных для их формирования условиях – игровых [3]. Следовательно, подвижные игры способны подготовить ребенка и к спортивной деятельности, в частности, к баскетболу.

Вопрос степени осведомленности тренеров о содержании новых подвижных игр, используемых в подготовке баскетболистов, в настоящее время остается открытым. Подвижные игры являются одним из важнейших средств повышения уровня подготовленности спортсменов, обеспечивающих комплексное воздействие в ходе учебно-тренировочного процесса [1].

Но существует ограничение теории и методики баскетбола информацией, касающейся только стандартных (общепризнанных) подвижных игр и отсутствием описания новых игр баскетбольного содержания для спортивной подготовки баскетболистов на разных этапах обучения. В специальной литературе наиболее часто встречаются традиционные подвижные игры баскетбольного содержания [4,5,6].

  В связи с этим Ю.И. Портных утверждает важной задачей совершенствования системы тренировки баскетболистов непрерывный поиск и популяризацию оригинальных форм их игровой тренировки [3].

Цель исследования заключается в получении нового знания о новых подвижных играх баскетбольного содержания, используемых в тренировочном процессе на разных этапах подготовки баскетболистов.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели исследования был проведен опрос в виде анкетирования среди баскетбольных тренеров Российской Федерации различной квалификации по вопросам актуальности применения новых подвижных игр в баскетбольной тренировке. Анкета «Применение новых подвижных игр в тренировке баскетболистов» включала в себя 8 вопросов, требующих выбора как одного, так и нескольких вариантов ответа.

Выборка включила 43 тренера, стаж работы которых составил от 1 года до 35 лет и более на различных этапах подготовки баскетболистов. Из них 7 тренеров отметили, что имеют высшую категорию, 3 тренера – первую.

Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос «Оцените значение подвижных игр в подготовке баскетболистов» 84% респондентов выбрали вариант «5» из предложенной пятибалльной шкалы ранжирования. Следовательно, преобладающая часть специалистов считает, что подвижные игры являются важной и неотъемлемой частью подготовки баскетболистов.

Большая часть опрошенных отметила необходимость регулярного применения подвижных игр в тренировочном процессе на этапах НП (67%) и ТЭ (39%). Тренеры отмечают, что в группах СС и ВСМ необходимость применения подвижных игр сводится к минимуму (за их регулярное использование проголосовало лишь 6,9% и 2,3% опрошенных), что может быть объяснено высоким уровнем овладения игровыми приемами в соревновательных условиях. Но периодическое включение подвижных игр на данных этапах способно снизить монотонность тренировочного процесса и повысить мотивацию спортсменов к тренировочному процессу.

Выяснилось, что что основными источниками информации при поиске новых подвижных игр служат накопленные знания (60,4%), опыт коллег (51%) и интернет ресурсы (41,8%). Наименее часто тренеры прибегают к изучению специальной литературы (18,6%) и посещению курсов профессиональной подготовки и семинаров для тренеров (9,3%).

Наиболее часто в своей практике тренеры применяют следующие традиционные подвижные игры, включающие элементы баскетбола: «Пятнашки с ведением мяча» (76%), «Пятнашки мячом» (59%), «Салки с ведением мяча» (73%), «Американка» (70%), «Дриблеры в круге» (68%), «10 передач» (85%). Можно сделать вывод о широкой распространённости и применяемости игр, известных еще более чем 30 лет назад тренерами по баскетболу.

73% респондентов применяют в спортивной тренировке новые подвижные игры. Следовательно, наблюдается тенденция к повышению тренерами разнообразия игровых средств тренировки, что подтверждает актуальность проводимого нами исследования.

Абсолютно все опрошенные считают необходимым описание новых подвижных игр, применяемых в подготовке баскетболистов.

67% опрошенных отметили осведомленность о новых подвижных играх как признак профессионализма тренера.

Ранее с новыми подвижными играми встречались 79% опрошенных, и 61% респондентов утверждает, что им приходилось придумывать игру для тренировки баскетболистов.

В результате анкетирования были получены 16 подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов: «Замки», «Эстафета с передачами», «Крестики-нолики», «21 конус», «Автобус», «Сбей конус», «Полицейские и воры», «Крабики и рыбки», «Четыре угла», «Крот», «Свой-чужой», «Догонялки в квадратах», «Модифицированные хвостики», «Две базы», «Отбери мяч + успей забить», «Отбери мяч».

Полученные в ходе анкетирования тренеров и изучения специальной литературы описания подвижных игр баскетбольного содержания были подвергнуты классифицированию, в результате которого выделены три класса игр по степени их новизны (рисунок 1). 

Рис. 1. Классификация подвижных игр баскетбольного содержания по степени новизны

 

Таким образом, в литературе подробно описаны подвижные игры, используемые при подготовке баскетболистов. Средства систематизированы по различным признакам, однако в теории и методике баскетбола отсутствует единый подход к классификации подвижных игр баскетбольного содержания.

К новым относятся следующие подвижные игры, используемые при подготовке баскетболистов: «Замки», «Эстафета с передачами», «Крестики-нолики», «21 конус», «Автобус», «Сбей конус», «Полицейские и воры», «Крабики и рыбки», «Четыре угла», «Крот», «Свой-чужой», «Догонялки в квадратах», «Модифицированные хвостики», «Две базы», «Отбери мяч + успей забить», «Отбери мяч». Всего описано 16 подвижных игр баскетбольного содержания.

Классификация подвижных игр баскетбольного содержания выполнена на основе признака новизны. В зависимости от степени новизны выделено три класса подвижных игр: стандартные подвижные игры баскетбольного содержания; нестандартные подвижные игры баскетбольного содержания; новые подвижные игры баскетбольного содержания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бахарева, С. Ю. Подвижные игры как средство совершенствования технических приемов игры студентами учебных групп по баскетболу / С. Ю. Бахарева, Л. М. Дурова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Смоленск, 24–26 января 2017 года / Под редакцией А.В. Родина. – Смоленск: ООО "Принт-Экспресс", 2017. – С. 24-26.
  2. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2, ч. 2 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт ; сост. Г.Г. Шахвердов. – М. : Физкультура и спорт, 1952. – 384 с.
  3. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин, Л.С. Кит, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. – СПб : Спб.ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. – 62 с.
  4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол, теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
  5. Федорова, Н. А. Физическая культура: подвижные игры: 1-4 классы / Н. А. Федорова. – М. : Издательство «Экзамен», 2016. - 46 с.
  6. Красникова, О. С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / О. С. Красникова. — Нижневартовск: зд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Яковлева Л.С., Минина Л.Н. НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 1344 - 1350. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9163 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9163



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.