'
Тихонов И.В.
ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОГО ВФСО «ДИНАМО») *
Аннотация:
в условиях развития и активного внедрения в общество цифровых технологий многие из сфер человеческой жизни претерпевают изменения. Государственные структуры переходят на цифровые платформы (например, «Госуслуги»), банки создают мобильные приложение и сокращают количество физических отделений (например, «Сбер», «Тинькофф» и т.д.) все эти шаги являются следствием цифровизации. Физическая культура и спорт, как одна из сфер человеческой деятельности, также претерпевает изменения. Данный факт демонстрирует ввод в эксплуатацию «паспорта болельщика», который функционирует на матчах РПЛ. Цель данной статьи определение места и формы физкультурно-спортивных обществ РФ в изменяемых условиях. Для достижения данной цели произведен анализ деятельности ОГО «ВФСО «Динамо», выявлены основные проблемы, изучен международный опыт внедрения цифровых технологий в спорт и предложено решение, способствующее устранению установленных проблем
Ключевые слова:
управление, спорт, цифровизация, спортивные организации, общественная организация «Динамо»
УДК 796.03 + 796.062
Тихонов И.В.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(НА ПРИМЕРЕ ОГО ВФСО «ДИНАМО»)
Аннотация: в условиях развития и активного внедрения в общество цифровых технологий многие из сфер человеческой жизни претерпевают изменения. Государственные структуры переходят на цифровые платформы (например, «Госуслуги»), банки создают мобильные приложение и сокращают количество физических отделений (например, «Сбер», «Тинькофф» и т.д.) все эти шаги являются следствием цифровизации. Физическая культура и спорт, как одна из сфер человеческой деятельности, также претерпевает изменения. Данный факт демонстрирует ввод в эксплуатацию «паспорта болельщика», который функционирует на матчах РПЛ. Цель данной статьи определение места и формы физкультурно-спортивных обществ РФ в изменяемых условиях. Для достижения данной цели произведен анализ деятельности ОГО «ВФСО «Динамо», выявлены основные проблемы, изучен международный опыт внедрения цифровых технологий в спорт и предложено решение, способствующее устранению установленных проблем.
Ключевые слова: управление, спорт, цифровизация, спортивные организации, общественная организация «Динамо».
Сегодня цифровые технологии проникли во все сферы человеческой деятельности. Физическая культура, как одна из основополагающих сфер, так же не стала исключением. Особенно ярко данный процесс начал проявляться с возникновением Пандемией COVID-19. Именно в этот период происходит не только трансформация клиентского опыта спортивного сегмента, но и системы управления спорта в целом. В подтверждение сказанного мы можем наблюдать такое нововведение Государственной думы РФ как паспорт болельщика.
Однако всеобъемлющее проникновение цифровых технологий обошли стороной некоторых участников развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. К таковым участникам относятся спортивные организации (СО), а именно физкультурно-спортивные общества. Стоит отметить, что данная форма СО, образца советских времен, которая была образованна в начале 20-х годов прошлого столетия, является на сегодняшний день уникальной и в некоторой степени передовой.
Цель данной статьи– определение тенденций развития физкультурно-спортивных обществ в условиях цифровизации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: анализ деятельности и состояния физкультурно-спортивных обществ; анализ международных тенденций трансформации спортивных обществ; выявление проблем и решения.
Сегодня, на территории России функционирует 13 общественных организаций физкультурно-спортивной направленности [23]. Основными из них являются следующие организации: Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»; Общероссийская общественная организация – Российское физкультурно-спортивное общество «Спартак»; Общероссийская общественно-государственная организация «ДОСААФ России»; Общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз»; Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России».
Наиболее масштабным из всех является Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо». На сегодняшний день в структуре «Динамо» состоит 1,3 млн членов общества [22], которые в основной своей массе являются сотрудниками или ветеранами силовых структур. Помимо внушительного количества участников динамовского движения общество так же обладает большим количеством объектов спортивной и коммерческой направленности. По состоянию на 2018 год ОГО ВФСО «Динамо» являлось владельцем 670 объектов недвижимости, из которых 184 особо крупных. Однако на момент распада СССР в распоряжении «Динамо» находилось свыше 1100 спортивных объектов, в том числе около 600 спортивных залов и 57 полноценных стадионов с футбольными полями. Сокращение активов безусловно следствие отделение некоторых субъектов СССР и не вхождение их в состав России, но также немаловажным фактором является взятый в 2000-х годах курс на избавления от неприбыльного или ветхого имущества, то есть его продажи. В частности, в следствии данной стратегии «Динамо» лишилось зала на Цветном бульваре в центре Москвы — первого спортивного объекта, выделенного обществу в 1923 году.
Безусловно, продажа недвижимости — это вынужденная мера, которая связана с нехваткой денежных средств, что не позволяет проводить масштабные учебно-спортивные работы, реконструировать и строить новые спортивные объекты. Так было не всегда, в период с 1920-х по 1992-е годы общество было не только самоокупаемым, но и генерировало прибыль благодаря свое успешной коммерческой деятельности. По состоянию на 1992 год общество «Динамо» располагало более 60 предприятиями, производивших спортивные товары, включая предмета для отдыха и туризма. Помимо предприятий, также функционировали магазины спортивных товаров «Динамо», их насчитывалось порядка 500 [8, с. 186]. Сегодня же подобной деятельности не ведется, а источники доходов сократились до трех пунктов: членские взносы; аренда/продажа спортивных объектов; дотации государства.
Принимая во внимание вышеприведённые факты можно определить три основные проблемы развития ОГО ВФСО «Динамо»: узкий круг лиц являются членами физкультурно-спортивного общества; юное поколение не знает, что такое ОГО «ВФСО «Динамо»; источники дохода не позволяют проводить масштабные учебно-спортивные работы, реконструировать и строить новые спортивные объекты.
В настоящее время технологии позволяют выстроить эффективные каналы коммуникации между спортивными организациями и людьми, увлеченными спортом. По состоянию на октябрь 2022 года, наиболее распространённым инструментом коммуникации с внешним миром через интернет является смартфон, им пользуется 58,33% пользователей [25]. Вследствие, именно мобильные приложения являются мощным инструментом выстраивание тех самых каналов коммуникации. Исследования показали, что чаще всего, в сегменте спортивного клиентского опыта, пользователи используют смартфон для просмотра спортивного контента (трансляций/обзоров) 39%; занятия спортом и измерения спортивных результатов 32%; совершения покупок 23% [26, с. 122]. Фокус группа данного исследования была представлена преимущественно следующими возрастными категориями: 26-34 года 30%; 35-46 лет 21%. Основными приложениями стали используемые пользователями: facebook (деятельность организации признана экстремистской) 16,19%; официальные приложения спортивных клубов или мероприятий 15,31%; instagram (деятельность организации признана экстремистской) 12,91%. В последние годы количество приложений увеличилось, теперь почти каждая спортивная организация или мероприятие обзавелось своим официальным приложением, улучшая тем самым клиентский опыт спортивного сегмента.
Таким образом абсолютное большинство любителей спорта можно считать активными пользователями мобильных приложений и связанных с ними технологий. Используя социальные приложения, пользователи в первую очередь ищут новую информацию, многие из них считают приложения фактором, улучшающим их клиентский опыт в социальном аспекте. Помимо всего этого выявлено, что пользователи мобильных приложений потребляют больше дополнительных услуг.
Принимая во внимание, вышеприведённые данные необходимо найти решение, которое бы позиционировало ОГО «ВФСО «Динамо» как открытое общество, вовлекая тем самым юное поколение в свою деятельность и формируя при этом дополнительные источники доходов, благодаря которым станет возможным осуществлять масштабные учебно-спортивные работы, реконструировать и строить новые спортивные объекты. В условиях активного развития цифровых технологий, блокировки международных социальных сетей и приостановки деятельности транснациональных компаний по производству спортивных товаров, рекомендуется обратить внимание руководству физкультурно-спортивных обществ РФ на успешный международный опыт в создании единой цифровой платформы в виде мобильного приложения. В частности, объедение всех спортивных клубов на единой платформе ОГО «ВФСО «Динамо» позволит расширить границы общества, вовлекая в свою деятельность, посредством внедрения игровой модели, юное поколение и сформировать новые источники доходов. Помимо этого, за счет повышения ценности «продукта» вслед за спросом возрастет и стоимость предоставляемых услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Тихонов И.В. ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОГО ВФСО «ДИНАМО») // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 1335 - 1343. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9162 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*