'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 155

Просмотры  66 просмотров

Пешков И.И.

  


ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОПЕРАТОРОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫХ СРЕДСТВ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ *

  


Аннотация:
в работе исследуется инновационные подходы к обучению операторов на сложных технических системах. Акцент делается на использовании компьютерных учебных тренажеров и симуляторов (КУТС), индивидуализации обучения, оценке эффективности и обучении в условиях изменяющихся технических систем   

Ключевые слова:
компьютерные учебно-тренажерные средства, обучение операторов, индивидуализация обучения, оценка эффективности, сложные технические системы, инновационные подходы к обучению, адаптация обучения   


УДК 007.51

Пешков И.И.

студент магистратуры

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

ОПЕРАТОРОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ

УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫХ СРЕДСТВ,

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Аннотация: в работе исследуется инновационные подходы к обучению операторов на сложных технических системах. Акцент делается на использовании компьютерных учебных тренажеров и симуляторов (КУТС), индивидуализации обучения, оценке эффективности и обучении в условиях изменяющихся технических систем.

 

Ключевые слова: компьютерные учебно-тренажерные средства, обучение операторов, индивидуализация обучения, оценка эффективности, сложные технические системы, инновационные подходы к обучению, адаптация обучения.

 

Введение

В современном информационном обществе сложные технические системы (СТС) играют важную роль в различных сферах деятельности, будь то авиация, энергетика, промышленность или космическая отрасль. Эффективное функционирование этих систем требует квалифицированных операторов, способных управлять, контролировать и решать возникающие задачи на основе глубоких знаний и навыков.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки новых подходов к обучению операторов, которые могут справиться с вызовами современных технических систем и обеспечить высокую производительность и безопасность в их работе.

Целью данной статьи является исследование и обсуждение инновационных подходов к обучению операторов СТС, в частности индивидуализация обучения операторов и модели постоянного обучения
в условиях постоянно развивающихся СТС.

Таким образом, статья посвящена изучению инновационных подходов к обучению операторов СТС и их роли в оптимизации процесса обучения, повышении профессиональных навыков и успешной адаптации к изменяющимся техническим системам.

1. Использование компьютерных учебно-тренажерных средств в обучении операторов сложных технических систем

Использование компьютерных тренажерных средств (КУТС) имеет значительный потенциал в обучении операторов на СТС. КУТС представляют собой специально разработанные программные продукты, которые обеспечивают интерактивную среду для обучения, тренировки и симуляции работы с различными техническими системами.

Ниже приведены примеры эффективного использования КУТС для тренировки навыков работы с техническими системами:

  1. Авиационная симуляция: КУТС в виде авиационных симуляторов используются для тренировки пилотов и авиационного персонала. С помощью таких симуляторов операторы могут проводить тренировки в различных сценариях, воспроизводить сложные полетные условия и ситуации аварийного характера, развивать навыки пилотирования и принятия решений.
  2. Военные тренажеры: КУТС используются в военных тренажерах для обучения операторов танков, боевых кораблей, истребителей и других военных систем. Операторы могут тренироваться в виртуальных средах, симулирующих реалистичные боевые условия, улучшая свои навыки боевой подготовки и принятия решений в стрессовых ситуациях.
  3. Медицинские симуляторы: КУТС используются для тренировки медицинского персонала, позволяя им симулировать различные медицинские процедуры и операции. Медицинские симуляторы позволяют операторам развивать навыки диагностики, лечения и управления сложными медицинскими системами, при этом минимизируя риски для пациентов.
  4. Тренажеры для управления техническими системами: КУТС используются для тренировки операторов, работающих с различными техническими системами, такими как производственные линии, энергетические установки, телекоммуникационные сети и другие. Операторы могут проводить виртуальные тренировки, имитирующие работу с реальными системами, развивая навыки управления, диагностики и решения проблем.

Одним из главных преимуществ использования КУТС в обучении операторов является возможность создания контролируемой и безопасной обучающей среды. Операторы могут получить практические навыки работы с СТС, не подвергая себя и окружающих реальным рискам. С помощью КУТС можно моделировать различные ситуации и сценарии, воссоздавая реалистичные условия работы и тренировки.

КУТС предлагают разнообразные типы обучающих материалов, включая интерактивные уроки, визуальные модели, тренажеры и симуляторы. Это позволяет адаптировать обучение под различные уровни подготовки операторов и различные типы технических систем. Операторы могут изучать теоретические аспекты работы с СТС, а затем применять полученные знания на практике с помощью виртуальных сред.

КУТС также обладают возможностью предоставления обратной связи операторам. Система может оценивать и анализировать действия оператора, указывая на ошибки, предлагая рекомендации и советы для улучшения работы. Это способствует формированию правильных навыков и повышению производительности операторов.

Однако, необходимо отметить, что успешное использование КУТС в обучении операторов требует качественной разработки и адаптации программных продуктов под конкретные потребности и характеристики СТС. Также важно учитывать, что КУТС не заменяют полноценного практического опыта и взаимодействия с реальными техническими системами.

В целом, использование КУТС в обучении операторов представляет эффективный и безопасный способ развития навыков работы с сложными техническими системами. Это позволяет операторам приобретать необходимые знания и опыт, а также повышать свою производительность и квалификацию.

2. Индивидуализация обучения под конкретного оператора

Адаптация обучения под конкретного оператора включает использование различных методов и подходов, которые позволяют наилучшим образом соответствовать индивидуальным потребностям и особенностям каждого оператора. Вот несколько методов и подходов, которые могут быть использованы для адаптации обучения:

  1. Индивидуализация обучения: этот метод предполагает разработку индивидуальных обучающих программ, адаптированных к конкретным потребностям и уровню каждого оператора. Обучение может быть разбито на этапы, учитывающие текущие знания и навыки оператора, и предлагающие пошаговое увеличение сложности материала и заданий.
  2. Дифференцированный подход: этот подход предполагает предоставление различных вариантов и методов обучения, чтобы каждый оператор мог выбрать тот, который лучше соответствует его предпочтениям и способностям. Это может включать использование разных типов материалов, разнообразных учебных активностей и методов оценки.
  3. Групповое обучение: групповое обучение может быть полезным при адаптации обучения под операторов. Работа в группе позволяет операторам обмениваться опытом, учиться друг у друга и развивать навыки коммуникации и сотрудничества. При этом важно обеспечить разнообразие уровней сложности и разделение заданий на группы с учетом потребностей операторов.
  4. Обратная связь и поддержка: оказание операторам непосредственной обратной связи и поддержки является важным элементом адаптации обучения. Это может включать индивидуальные консультации, обсуждение ошибок и их исправление, а также поощрение и мотивацию.
  5. Использование технологий: современные образовательные технологии, такие как компьютерные программы, виртуальные тренажеры и онлайн-курсы, позволяют создавать гибкие обучающие среды, которые могут быть адаптированы под индивидуальные потребности операторов. Такие технологии могут предлагать персонализированные задания, моментальную обратную связь и учет прогресса каждого оператора.
  6. Адаптация обучения под конкретного оператора имеет множество преимуществ. Это позволяет учесть индивидуальные потребности и особенности каждого оператора, создать более эффективные образовательные программы и обеспечить более успешное освоение материала и развитие навыков. Такой подход способствует повышению мотивации и интереса к обучению, улучшению результатов и повышению производительности операторов на СТС.

Учет индивидуальных особенностей операторов при разработке обучающих программ способствует более эффективному и персонализированному обучению, улучшает усвоение материала и развитие навыков. Это позволяет достичь лучших результатов в обучении операторов и оптимизировать их производительность на СТС.

3. Преимущества и ограничения использования КУТС в обучении операторов

Использование КУТС в обучении операторов имеет ряд преимуществ и ограничений. Преимущества использования КУТС в обучении операторов:

  1. Безопасность: КУТС позволяют проводить тренировки в контролируемой виртуальной среде, исключая реальные риски и опасности, связанные с работой на реальных технических системах.
  2. Реалистичность: КУТС могут симулировать различные сценарии и условия работы с техническими системами, обеспечивая более реалистичные тренировочные ситуации, чем традиционные методы обучения.
  3. Доступность и повторяемость: КУТС доступны в любое время и могут быть использованы многократно для тренировки операторов. Они позволяют повторять упражнения и сценарии для закрепления навыков и улучшения результатов.
  4. Индивидуализация обучения: КУТС позволяют адаптировать обучение к индивидуальным потребностям и уровню подготовки каждого оператора. Можно настраивать уровень сложности, скорость тренировки и типы заданий в соответствии с потребностями обучаемого.

В свою очередь, использование КУТС имеет следующие ограничения: ограниченность контекста, зависимость от технологий, ограничения переносимости навыков, ограниченность вариативности.

Применение индивидуализации в обучении операторов имеет значительное положительное влияние. Это способствует более глубокому и осмысленному усвоению материала, повышению мотивации к обучению, улучшению результатов и развитию навыков операторов на СТС.

4. Обучение в условиях изменяющихся технических систем

Постоянное профессиональное развитие операторов играет важную роль в обеспечении их компетентности и успешной работы на СТС. Примеры успешных моделей организации постоянного обучения и развития операторов включают следующие подходы:

  1. Модель менторства и обучающих программ: в рамках этой модели компании предоставляют операторам возможность работать под руководством опытных менторов, которые помогают им развивать навыки и знания. Кроме того, компании предоставляют разнообразные обучающие программы, включающие как теоретическое обучение, так и практическую работу на реальных или виртуальных средах.
  2. Модель командного обучения: В этой модели операторы обучаются в небольших группах, где они могут совместно решать проблемы, обмениваться опытом и учиться друг у друга. Командное обучение способствует развитию коллективного интеллекта и повышает эффективность обучения.
  3. Модель использования симуляторов и виртуальных сред: Симуляторы и виртуальные среды позволяют операторам тренироваться и развивать навыки без риска для реальной системы. Операторы могут выполнять сложные задачи, моделировать различные сценарии и получать обратную связь по своей работе. Это обеспечивает более гибкое и доступное обучение.
  4. Модель обратной связи и самооценки: в рамках этой модели операторы получают регулярную обратную связь от своих руководителей, коллег или специалистов. Они также могут самостоятельно оценивать свои навыки и прогресс в обучении. Это помогает операторам понимать свои сильные и слабые стороны, а также определять области для дальнейшего развития.
  5. Модель онлайн-обучения и электронных платформ: с развитием информационных технологий все больше компаний предлагают операторам доступ к онлайн-курсам, образовательным ресурсам и электронным платформам. Это позволяет операторам гибко учиться в удобное время и месте, получать актуальную информацию и общаться с экспертами и коллегами через сетевые форумы и сообщества.

Заключение

В статье была подчеркнута важность учета индивидуальных особенностей операторов и были представлены примеры исследований, отражающих значимость этого аспекта при разработке обучающих программ. Также были представлены методы и подходы к адаптации обучения под конкретного оператора.

Значительное внимание было уделено роли постоянного профессионального развития операторов и стратегиям, и подходам к их обновлению знаний и навыков в условиях изменяющихся технических систем.

Обучение операторов на СТС требует комплексного подхода, учитывающего различные инновационные подходы. Подходы к адаптации обучения под конкретного оператора, а также индивидуализация обучения, могут улучшить результаты обучения и повысить мотивацию операторов.

Постоянное профессиональное развитие операторов должно быть организовано систематически и включать как формальные обучающие программы, так и возможности самообучения и обмена опытом. Важно уделять внимание актуальным требованиям и изменениям в технических системах, чтобы операторы оставались компетентными и адаптировались к новым условиям работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гиацинтов, А.М., Мамро­сенко, К.А. Метод рир­проек­ции в подсистеме визуализа­ции тренажерно-­обучающей системы // Программные продукты
    и системы. 2014. № 4. ­ С. 31­36.
  2. ГОСТ 26387­84. Система «человек–машина». Термины
    и определения. – М.: 2006. 6 с.
  3. Дикарев В.А., Потапов, А.Н., Султанов, Р.В. Обеспече­ние качества применения ком­пьютерных систем тренажа. 2002. 89 с.
  4. Нафтульев А.И. О выборе уровня подобия тренажера ре­ альному объекту управления // Проблемы общей и инженерной психологии. Эксперименталь­ная и прикладная психология. 1976. № 7. С. 129 – 133.
  5. Сергеев С.Ф. Методоло­гия проектирования тренаже­ ров
    с иммерсионными обучаю­щими средами // Научно-технический вестник Санкт-Петербург­ского государственного универ­ситета информационных техно­логий, механики и оптики. 2011. № 1 (71). С. 109 ­– 114.
  6. Дозорцев В.М. Компьютерные тренажеры для обучения операторов технологических процессов. – М.: СИНТЕГ, 2009. 372 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пешков И.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОПЕРАТОРОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫХ СРЕДСТВ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 961 - 969. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9100 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9100



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.