'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 153

Просмотры  59 просмотров

Кудряшов М.С., Ванюлин А.Н.

  


ОБЗОР СРЕДСТВ И СОЗДАНИЯ МОДУЛЕЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛА CRM-СИСТЕМ *

  


Аннотация:
в современном цифровом окружении компании, осознавая своих клиентов и их особенности, способны более точно отвечать на их потребности. Они используют данные из своих CRM-систем для разработки стратегий увеличения объемов продаж, привлечения и удержания клиентов. Это означает, что успех на рынке в значительной мере зависит от зрелости CRM-стратегии бизнеса   

Ключевые слова:
CRM-система, подходы к разработке, технологии, функционал CRM-систем   


УДК 627.7

Кудряшов М.С.

студент кафедры ИВТ гр-КТМ-02-21

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

(г. Чебоксары, Россия)

 

Научный руководитель:

Ванюлин А.Н.

канд. техн. наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

(г. Чебоксары, Россия)

 

ОБЗОР СРЕДСТВ И СОЗДАНИЯ МОДУЛЕЙ

ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛА CRM-СИСТЕМ

 

Аннотация: в современном цифровом окружении компании, осознавая своих клиентов и их особенности, способны более точно отвечать на их потребности. Они используют данные из своих CRM-систем для разработки стратегий увеличения объемов продаж, привлечения и удержания клиентов. Это означает, что успех на рынке в значительной мере зависит от зрелости CRM-стратегии бизнеса. 

 

Ключевые слова: CRM-система, подходы к разработке, технологии, функционал CRM-систем.

 

Введение

В соответствии с определением [3], система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, customer relationship management) представляет собой способ управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов. Основой этого подхода является использование специального программного обеспечения - CRM-системы, которая предназначена для организации работы с потенциальными клиентами (лидами), отслеживания действий клиентов и автоматизации коммуникаций. Лид - это посетитель сайта, проявивший интерес к товару или услуге и оставивший свои контактные данные, такие как телефон, адрес электронной почты или аккаунт в мессенджере.

Все современные CRM-стратегии строятся на основе персонализированного обслуживания, чтобы клиент чувствовал, что его запросы важны и обрабатываются в соответствии с определенными SLA. Это уже не просто конкурентное преимущество, а ключевой фактор выживания на рынке. В полноценной CRM реализуются три основные группы процессов: 

  • Маркетинг; 
  • Продажи;
  • Обслуживание 

Конкретная реализация этих групп процессов зависит от особенностей и нюансов конкретной отрасли. Например, CRM для банков значительно отличается от CRM для IT-интеграторов. Невозможно создать универсальную систему, подходящую для всех компаний. Хотя существуют хорошие «коробочные» продукты, нет никакой универсальной формулы успеха. Компаниям необходимо находить инструменты, которые позволят окупить их CRM-стратегию, учитывая, что стоимость внесения изменений в большие продукты сегодня выше потенциальной прибыли в краткосрочной перспективе, что может замедлять развитие бизнеса.

Потребность компаний в коммуникации является еще одной особенностью. В рамках CRM эта потребность не может быть удовлетворена без интеграции со сторонними системами и сервисами. Чтобы при этом не нарушать безопасность пользовательских данных, необходимо особенно осторожно подходить к этому процессу. Крупные российские компании предпочитают использовать локально развернутые CRM, в том числе в частных облаках, чтобы избежать передачи информации сторонним сервисам. Средние и малые бизнесы, в свою очередь, часто используют облачные сервисы (SaaS) и решения с открытым исходным кодом для экономии ресурсов. 

Основная часть

Возможности CRM-систем

По своей сути, CRM представляет собой систему учета с карточками объектов, обычно клиентов компании. Для каждого из таких объектов разработчики создают жизненные циклы. В этом аспекте CRM для разных отраслей имеют схожие особенности. Единственное различие заключается в количестве и сложности процессов маркетинга, продаж и обслуживания. Например, в программных решениях для управления лояльностью клиентов основной упор делается на различные расчеты. 

Хорошие дополнительные функции включают:

  • предоставление консультаций, чтобы клиенты могли правильно настроить CRM под свои бизнес-процессы и получить максимальную выгоду;
  • возможность развертывания в вендорском облаке для экономии на создании и поддержке собственной инфраструктуры;
  • помощь во внедрении, тестировании и адаптации CRM под нужды конкретного клиента;
  • обучение сотрудников клиента.

Подходы к разработке и технологии

При работе с противоречивыми требованиями клиента часто возникают проблемы в взаимопонимании. Разработчикам сложно понять суть бизнес-задачи и цели своей работы. Для преодоления этих проблем используются современные подходы к разработке приложений, которые также помогают сократить время вывода продукта на рынок. 

Технологические возможности для создания систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) постоянно расширяются. В мире CRM-разработки основными фронтенд-технологиями являются View, React и Angular. Кроме того, в крупных CRM невозможно обойтись без анализа больших данных, машинного обучения и предиктивного анализа, что требует использования Python и хранилищ данных, таких как Spark, Apache Hadoop, Scala и другие.

Ранее популярным классом программного обеспечения была «корпоративная шина данных», которую сейчас заменяет Kafka, обеспечивающая простой и гибкий обмен информацией между системами и компонентами. В области CRM также актуальна концепция Cloud Native, включающая в себя микросервисную архитектуру и контейнеризацию. Преимущества использования контейнеров заключаются в возможности горизонтального масштабирования и обслуживания сотен тысяч пользователей без огромных затрат на инфраструктуру. 

Также востребовано множество инструментов DevOps, которые позволяют разработчикам сосредоточиться на своей работе, не задумываясь о процессе доставки продукта в эксплуатацию. Эти инструменты включают оркестраторы, такие как TeamCity  и Jenkins, а также инструменты для автоматизации тестирования, например, JMeter , Selenium и JUnit. 

В основе нашей CRM-системы лежит подход Cloud Native, включающий микросервисную архитектуру, непрерывную доставку, контейнеризацию и DevOps. CRM может быть развернута как во внешнем облаке, так и на локальных серверах. Каждый модуль упаковывается в контейнеры и развертывается на облачной платформе Kubernetes. 

Изоляция всех модулей друг от друга является огромным преимуществом такой микросервисной архитектуры, что позволяет внедрять обновления без необходимости обширного тестирования и с минимальным временем выхода на рынок. Кроме того, в соответствии с требованиями клиента, возможно горизонтальное масштабирование. Время, необходимое для внесения изменений, зависит от конкретных требований, например, модуль маркетинга, решающий определенную бизнес-задачу, можно разработать за месяц. 

Таким образом, бизнес имеет возможность неограниченного горизонтального масштабирования. Если компания растет в два раза, нет необходимости покупать новые серверы и настраивать CRM с нуля. Более того, организации могут гибко управлять затратами и не платить за ненужные ресурсы. 

Функционал

Перед началом разработки собственной CRM мы изучили решения ведущих компаний и провели исследование рынка, а также общались с экспертами и пробовали облачные продукты, включая Pega, CRM Salesforce, Siebel CRM. Мы выделили основные особенности, особенно в области UI/UX, и объединили эти знания с нашей собственной экспертизой. Мы стали своим первым клиентом, заменив старую CRM новой, и определили функциональность, исходя из этого опыта. 

Наша CRM предназначена для B2B-рынка, где клиенты занимаются корпоративными продажами. Изначально доступны следующие функциональные модули с широкими возможностями:

  • модуль работы с контактными лицами и руководителями организаций;
  • модуль работы с организациями;
  • модуль работы с договорами;
  • модуль работы со сделками для отслеживания жизненного цикла процесса продаж;
  • модуль заметок и вложений;
  • модуль работы с задачами, включая представление списка задач в формате Kanban и диаграммы Ганта для проектных сделок;
  • модуль аналитики;
  • модуль поиска, фильтрации и выгрузки списков;
  • модуль маркетинга;
  • модуль администрирования для настройки уровней доступа к данным;
  • модуль работы с лидами;
  • интеграция с учетными системами.

Например, продавцы видят только свои сделки, что исключает внутреннюю конкуренцию, а руководство имеет доступ к полной информации о продажах. Этот модуль также позволяет гибко управлять ролями и функциями CRM: бизнес-администраторы создают карточки и поддерживают их актуальность, а продавцы занимаются только сделками, не затрагивая технические задачи при составлении коммерческого предложения.

Заключение

Мы уже разработали основу нашей CRM-системы, включая ключевую функциональность для работы с пользователями, такую как предоставление доступа и идентификация. Мы расширили функциональность для B2B-клиентов, специализирующихся на корпоративных продажах. В настоящее время мы исследуем рынок, привлекаем клиентов, демонстрируем им нашу текущую дорожную карту и узнаем их потребности и ожидания от CRM. Мы создаем прототипы для конкретных заказчиков, получаем обратную связь, обновляем нашу дорожную карту и продолжаем разработку. Таким образом, мы планируем добавить функциональность из различных областей (не только B2B, но и B2C), создать MVP и успешно выйти на рынок.

Исходя из всего перечисленного, можно сделать следующие выводы относительно CRM:

  • Современные CRM-системы должны быть отказоустойчивыми, безопасными, омниканальными и максимально автоматизированными.
  • CRM в первую очередь является инструментом, и эффективность его работы зависит от стратегии использования компанией.
  • На сегодняшний день пользовательский опыт и эргономика занимают важное место, и на рынке есть спрос на легкие в использовании CRM-системы с интуитивно понятным пользовательским интерфейсом.
  • В разработке CRM в настоящее время широко используются подходы Cloud Native, такие как микросервисная архитектура и контейнеризация. Это позволяет легко масштабировать систему и обслуживать большое количество пользователей без значительных затрат на инфраструктуру.
  • CRM-системам необходима вендорская служба поддержки. В случае проблем с важной функцией у клиента важно, чтобы специалисты могли быстро решить проблему удаленно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Грачев А. Создаем свой сайт на WordPress: быстро, легко, бесплатно. - Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2019.
  2. Бессмертный, И. А. Системы искусственного интеллекта : учеб. пособие для СПО / И. А. Бессмертный. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 130 с.
  3. Гниденко, И. Г. Технология разработки программного обеспечения : учеб. пособие для СПО / И. Г. Гниденко, Ф. Ф. Павлов, Д. Ю. Федоров. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 235 с. 
  4. Зыков, С. В. Программирование. Объектно-ориентированный подход: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Зыков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с. 
  5. Иванов, В. М. Интеллектуальные системы : учеб. пособие для СПО / В. М. Иванов ; под науч. ред. А. Н. Сесекина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 93 с. 
  6. Федоров, Д. Ю. Программирование на языке высокого уровня python : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Д. Ю. Федоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. 
  7. Черткова, Е. А. Статистика. Автоматизация обработки информации : учеб. пособие для вузов / Е. А. Черткова ; под общ. ред. Е. А. Чертковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кудряшов М.С., Ванюлин А.Н. ОБЗОР СРЕДСТВ И СОЗДАНИЯ МОДУЛЕЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛА CRM-СИСТЕМ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 942 - 949. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9098 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9098



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.